Киев. Сергиева пустынь в Голосеевском лесу.

Jan 14, 2014 17:34




Есть в Киеве необычное местечко, малоизвестное даже киевлянам. В сентябрьской поездке в столицу Украины, еще до всех этих евромайданов, мне удалось его посетить в компании моей любимой супруги. Рассказ хочу начать с того, что я сам знал о этом месте на момент посещения. Это важно, так как после моё отношение к месту существенно изменилось и далее я расскажу почему.

Итак, где-то в лесу под Киевом некий бывший священнослужитель, разочаровавшийся в современной православной церкви и воодушевленный духовными подвигами основателей Киево-Печерской лавры - Антония и Феодосия, начал рыть новые пещеры и основал пустынь, которую назвал Сергиевой. Естественно, мне захотелось увидеть современного подвижника и, по возможности, переговорить с ним. В сети удалось найти gps-координаты и в один из сентябрьских деньков мы с Леной отправились на поиски Сергиевой пустыни.


02. Навигатор привел нас к клинической больнице «Феофания».
Далее асфальт заканчивался, и оставив машину на больничной парковке, мы углубились в Голосеевский лес.


03. О происхождении названия этого удивительного массива до сих пор идут ученые споры. То ли здесь голосили местные жители, страдающие от нашествий Орды, то ли местность была голой, но позже была засеена. Из истории доподлинно известно лишь то, что в середине XVI века эта местность принадлежала Киево-Печерской лавре, а с начала XVII века она получила название - Голосеевский хутор. А появлению здесь лесов, которые до сих пор поражают своей красотой, киевляне обязаны Петру Могиле - митрополиту, который в начале XVII века построил в этом монастырском владении, названном Голосеевская пустынь, церковь святого Великомученика Иоанна Сочавского и заложил здесь первый в Украине рукотворный парк при монастыре. Сначала это был сад местного назначения, а немного позже он превратился в настоящий "домашний" лес, над созданием которого трудились послушники этого самого загородного скита Лавры.


04. Жителям Воронежа Голосеевский лес однозначно напомнит лесной массив на 9-ом километре. Разве что местность тут более пересеченная и у нас нет буковых рощ. Здесь так же гуляют и отдыхают горожане, катаются на лошадях и велосипедах. Здесь так же велись боевые действия во время Великой Отечественной войны и встречаются окопы и воронки.


05. И вот на одном из лёссовых холмов мы находим вход в Сергиеву пустынь (см. титульное фото).
Впервые вижу такое и первая ассоциация уводит к некому языческому капищу, не смотря на то, что над входом висят православные образы.


07. Предупреждающая табличка для велосипедистов.


08. После входа табличек обнаружилось столько, что я даже не смог их все сфотографировать. У меня начинают закрадываться смутные сомнения, что основатель пустыни ищет не уединения для молитв в глухом уголке леса, сродни древним отшельникам, а наоборот, работает на публику.


09. Как вам такой информационный коридор?


10. Громко не разговаривать, с собаками и телефонами нельзя.


11. Один из стендов явно отдает совковым прошлым.


12. По Ушакову пустынь - это уединенное место, где живет отшельник, позже - монастырь, возникший в безлюдной местности.
Забегая вперёд, скажу, что я нашел в одной из "келий" детские игрушки. Зачем это здесь?


13. А между тем мы в храме Всех Святых нашей земли у алтаря на старой сосне.


14. Откуда я знаю это? Спасибо вездесущим информационным табличкам и... официальному сайту.
Да-да, в лучших современных традициях православной церкви у Сергиевой пустыни есть свой вебсайт.


15. И, конечно, коробочка для пожертвований.


16. А что же пещеры? - спросит меня пытливый читатель. А вот же они!
Эта называется грот Святой Девы Марии. Далее покажу еще более "глубокие".


17. Судя по близости к алтарю, престол. В православном храме - это стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии (христианское таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении). Однако, по канонам, престол должен быть четырехугольным, символизируя четыре времени года, стороны света, гроб Господень и так далее.


18. А вот эту "церковную утварь" идентифицировать затрудняюсь.


18. Неподалеку стоял еще гигантский деревянный "Честной крест", но мы увидели уводящую вдоль импровизированной изгороди тропинку и поспешили по ней.


19. И попали в нижний придел пустыни, где обнаружили построенный в 2003 году пещерный храм в честь великого подвижника и всеми православными людьми любимого Св.Николая Мир Ликийского Чудотворца. В честь которого существует праздник детской радости, где Св.Николай дарит всем подарки, в ночь с 18 на 19 декабря. От него пошли Санта Клаус, Дед Мороз, Йолопуки и другие добрые дедушки дарящие детям подарки. (конец цитаты).


20. Вход.
Заходим с опаской, что крыша "притвора" рухнет на голову.


21. Так вот где Сергий Голосеевский творит свои информационные таблички с цитатами и пророчествами!
Где-то за правой границей кадра ящик с детскими игрушками.


22. Рядом с "пещерным храмом".


23. Но тропинка ведёт дальше, увлекая нас в еще более нижний "придел" пустыни.
Честно говоря, пустынь уже тоже хочется взять в кавычки, ну да ладно.


24. Всё еще надеюсь встретить самого основателя и хорошенько расспросить.
Может, он в избе паломника?


25. Стучимся. Тихо. Решаем заглянуть внутрь.


26. Канонично.


27. "Печь".


28. Уже дома, собирая материал для поста, я нашел одно интервью с Сергием, где узнал, что живет он неподалеку с мамой, потому что "не совсем еще вымолился для того, чтобы быть настоящим отшельником". Так же удалось найти информацию, что данная "избушка" сооружалась специально для некого инока Владимира, которого Сергий как-то обнаружил валяющимся в Храме Всех Святых. Принял его как брата во Христе, построил ему жилище, но инок Владимир не желал молиться и помогать в строительстве пустыни, предпочитая таким богоугодным делам водку. Позже, видимо, с наступлением холодов, Владимир покинул "обитель".


29. Сначала подумал, что это "трапезная", ан нет - столярная мастерская.


30. Нельзя не отметить, что пару раз (в 2004 и 2007 год) недоброжелатели чинили в Сергиевой пустыни вандализм и поджоги.
Но Сергий не сдавался. Отстраивал всё новые и новые "храмы". Правда, перебраться на ПМЖ так и не решился.


31. Вот, кстати, еще одна "пещера".
Нет, это не храм, расслабьтесь.


32. Всего лишь паломническая кухня.
Садитесь, потрапезничайте чем Бог послал, уважаемые. Вон и грибочки в уголке подросли.


33. Прошу прощения за возможно не очень уместный саркастический тон, которым изложен данный пост, но по другому не выходит. Как я уже писал, я шел в Сергиеву пустынь, желая увидеть настоящего современного отшельника, отрекшегося от мирской суеты, возмущенного текущим состоянием дел в православной церкви (Кураева читаете, не?), но даже не встретив никого, а только посмотрев этот цирк шапито и несколько видео-проповедей на ютубе, берусь утверждать, что это всего лишь тихо помешанный 40-летний дядька, желающий почитания и славы по образу и подобию упомянутых выше первых киевских отшельников. При этом священнослужителем он никогда не был. Вы бы видели сайт, где намешано такого, что не один религиовед не разберет. Начиная со священных коров, заканчивая прямым эфирным каналом и кругом вхождения.

image Click to view



Ещё в Киеве:






Киев в миниатюре Кладбище животных Музей истории туалета Зверинецкий монастырь Воронеж-Киев на машине
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.


Отчет, Пейзаж, Украина/Киевская область, Субъективизмы, Фото

Previous post Next post
Up