Как известно, все древнейшие киевские монастыри изначально были подземными, и лишь впоследствии, с увеличением числа насельников, они «выходили из-под земли». Существуют свидетельства о 45 пещерах, располагавшихся в Киеве и его окрестностях - на небольшом пространстве около ста вёрст вдоль по течению Днепра, от Межигорья до села Монастырки.
Некоторые из них дошли и до наших дней. И конечно, самыми известными из них являются Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской лавры, о которых хоть краем уха, но что-то слышал, почти каждый житель России и Украины. Но сегодня я хочу рассказать вам загадочную историю Зверинецкого пещерного монастыря, которая начинается даже раньше истории Печерского монастыря, одного из первых по времени основания монастырей Киевской Руси (1051 год). По мнению некоторых исследователей, Зверинецкие пещеры датируются концом 800 - началом 900 годов. К всему прочему, на сегодняшний день только в этих пещерах сохранились фрагменты галерей, не тронутые современными реставраторами. То есть в сегодняшнем посте вы увидите пещеры, выкопанные монахами-отшельниками за век (!) до крещения Руси. Существует так же предположение, что именно в здешних пещерах могла храниться легендарная библиотека Ярослава Мудрого. Интересно? Тогда начинаем!
02. Зверинецкие пещеры расположены в историческом районе Киева Зверинец, возле Национального ботанического сада им. Н. Н. Гришко НАН Украины. Но попасть к ним довольно мудрено. Нужно зайти на территорию Ботсада (с вас могут попросить деньги за вход) и от фонтана повернуть налево и долго-долго идти аллеями до ограды сада. Там найти калитку, позвонить по телефону в иконную лавку и ждать монаха-проводника. Он откроет калитку и проводит вас на территорию монастыря ко входу в пещеры. На
официальном сайте монастыря имеется схема прохода и, естественно, номер телефона для связи. Но, например, в данный момент, сайт заблокирован хостинг-провайдером.
03. Даже со распечатанной схемой мы с Леной несколько заблудились. Сначала ушли к Свято-Троицкому Ионинскому монастырю, который тоже располагается на территории гигантского Ботсада. Потом увязались за группой паломников, которые вывели нас обратно к кассам. Но потом мы нашли нужную аллею и вот уже отец Леонтий идет нас встречать. Пока ещё совершенно непонятно как, собственно, выглядит монастырь, куда-то вниз уходит мощённая тропинка, а вокруг только современные высотки вперемешку с элитными коттеджами. Кстати, Леонтием звали первого игумена Зверинецкого монастыря. Некоторые исследователи отождествляют его со святым Леонтием Ростовским. А в былинах об Алёше Поповиче, говорится, что он «сын попа Леонтия Ростовского».
04. Начинаем спускаться вниз и взору предстают купола скитской церкви Рождества Богородицы, а в нескольких метрах правее виднеется храм Всех Преподобных Отцов Зверинецких. Всё это новоделы и строительные работы там ведутся до сих пор. Самые внимательные разглядят на горизонте колокольню Киево-Печерской лавры.
05. Храм Рождества Богородицы, построенный в древнерусском стиле, был заложен буквально в 2007 году.
06. Второй храм - церковь во имя Всех преподобных Зверинецких построена в византийском стиле и является надпещерным храмом.
Обратите внимание на крест-ладью на его куполе (предмет жарких холиваров в этих ваших интернетах).
06. Внутренний дворик.
07. За забором чей-то коттедж.
На заборе - план-схема Зверинецких пещер.
08. Схема крупнее.
09. Итак, окинем еще раз взглядом окрестные виды, прежде чем спуститься в сырость подземелий. На лесистых холмах к югу от Киево-Печерской Лавры издревле располагался так называемый Зверинец. Своё название эта местность получила от княжеских «звериных ловов» в местных густых лесах, изобиловавших дичью. Видно отсюда хорошо и далеко.
10. Над современной росписью Зверинецкого монастыря работала «Артель в честь Архангела Михаила» в составе Андрея Одайник, Ярослава Коломийчук, Сергея Яроменко, Виталия Чокой, Сергея Волнина, Олега Кныша, Дмитрия Гораш. На фото вход в пещерный комплекс.
11. Как человек, увлекающийся историей
Донских пещер, многие из которых, как считается, были вырублены "по образу и подобию" более древних киевских пещер, я непроизвольно начал сравнивать увиденное с тем, что видел ранее в пещерных монастырях Воронежской и Белгородской областей.
12. В первую очередь, огромная разница в грунте. На Дону это белоснежный мел, а на Днепре - глиняный лёсс.
Субъективно, мне кажется, что рыть пещеры в глине несколько легче, чем вырубать в мелу.
13. Помните, я писал выше про деятельность реставраторов? На этом и предыдущем фото хорошо видно, какими пещеры были изначально, до обкладки кирпичом и покраски. При этом замечу, что часть кирпичной кладки в Зверинецких пещерах весьма древняя и уже присутствовала, когда пещеры были обнаружены в ХIХ веке.
14. Но самое главное отличие - это, конечно, наличие локул. Локулы (дословно «местечки») - самая распространённая форма захоронений, общая для многих известных катакомб. Это горизонтальная ниша в стене, куда клали покойного. Таким образом, расположение ниш-усыпальниц в Зверинецких пещерах существенно отличается от того, как они устроены в пещерах Печерского монастыря. Ниши Зверинецких усыпальниц ведут в глубь стены и представляют собой сравнительно небольшое отверстие, достаточное лишь для прохождения через него полагаемых в нее мощей. В Печерском же монастыре ниши располагаются вдоль стен, для более удобного доступа к мощам. Данный способ погребения более позднего происхождения и заимствован на Западе. В Донских пещерах, на вскидку, припоминаю единичные погребальные ниши вдоль стен только в
Белогорских пещерах и в
пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери.
15. Кроме погребальных ниш есть в Зверинецких пещерах и затворнические келии. Их всего семь, все они одинаковой формы и все расположены на той же пещерной улице, rде находится и пещерная церковь (о ней чуть ниже). "3атворнические келии имеют внутри форму большой русской варистой печи; длина ее равна росту человека; в устье ее, иногда свободно, а иногда и с трудом, может пролезть человек; посредине пола ниши прорыт ровик во всю длину ее, глубиной по колено человека; по сторонам ниши, параллельно ровику, устроены две лежанки. Влезши в такую нишу-келию, подвижник имел возможность свободно сидеть на лежанке, опустив ноги в ровик; стоя на дне ровика, подвижник мoг подниматься даже во весь рост. На противоположной лежанке могли помещаться иконы, лампады, священные книги, сосуды для воды и просфоры. При жизни подвижника ровик мог служить ему ложем для сна, а по смерти могилой". («Зверинецкие пещеры», И. Каманин, 1914 г.)
16. А вот и сохранившийся еще со времен Средневековья алтарный храм. Отрадно, что его не выкрасили жёлтой краской. По описанию Каманина: "Алтарь имеет длину 4,50 метра, ширину у входа 0,80 и у жертвенника 2,20 м, а высоту в 2 м. Престол и жертвенник находятся от пола на высоте 1,10 метра. Высота престольной ниши, постепенно суживающейся кверху наподобие конуса, равна 0,90 метра, ширина у основания 0,90 м и глубина, в свою очередь, у основания 0,60 м. Жертвенник также конусообразной формы, имеет высоту 0,70 метра, ширину 0,60 м и в глубину 0,70 м (ширина и глубина у основания). Ниша для сосудов, подобно жертвеннику в форме конуса, имеет высоту 0,70 м, ширину 0,30 м и глубину 0,30 м."
17. Но оставим ненадолго созерцание современного состояния Зверинецких пещер и слегка погрузимся исторические дебри. Как известно из принятого наукой предания, в память крещения Руси первым Митрополитом Киевским Михаилом было основано два храма-монастыря, оба названные Михайловскими: Златоверхо-Михайловский и Выдубицкий. Летопись же сообщает, что в 1070 году великий князь Всеволод Ярославич заложил церковь св. Михаила в «монастыри Всеволожи на Выдобичи». В виду того, что все древнейшие киевские монастыри изначально были подземными и принимая во внимание географическое расположение описываемой местности, этот старый монастырь, по мнению того же Каманина не мог быть расположен нигде, кроме случайно обнаруженных в 1888 году Зверинецких пещер. А обнаружила их после почти 900-летнего забвения жившая неподалёку Феодосия Васильевна Матвиенко. Однажды утром она услышала низкий гул и увидела радугу - её основание упиралось в свежий провал грунта, открывший вход в пещеру. Проникнув вниз со свечой, женщина и её сосед художник Дмитрий Зайченко увидели за полузасыпанной деревянной дверью расходящиеся ходы и множество человеческих останков, частью - погребённые в кельях, криптах и локулах, частью - разбросанные, где кого застала смерть.
18. По мнению историков И. Каманина и Н. Архангельского, причина гибели пещер состояла в разорении монастыря во время одного из многочисленных набегов половцев или татар, которые опустошали в то время Русскую землю. Исходя из размещения человеческих останков вдоль пещерного прохода, а также учитывая тот факт, что наибольшее их число было обнаружено вдоль выхода, можно предположить, что во время одного из таких набегов братия с целью укрытия спустилась в пещеры. Напавшие на Киев враги могли заметить, куда скрылись преследуемые; ввиду узости пещер, два-три человека могли долго отражать нападение врагов; последние, потеряв надежду взять преследуемых живыми, засыпали пещеры так сильно, что спасавшиеся в них иноки монастыря оказались заживо погребенными. Умирая, они падали там, где теряли последние силы. Таким образом, монастырь просуществовал лишь немногим более одного века.
19. В 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, расположенного, повторюсь, совсем рядом, игумен Валентин (Коротенко), построив себе на пещерах небольшой шалаш, переселяется в него, чтобы охранять святыню и служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда в большом количестве паломники. Далее отец Валентин задумал сделать обнаруженные подземелья доступными для посещения паломниками. Человеком, который смог бы организовать и финансировать пещерные работы, оказался князь Владимир Давидович Жевахов, чиновник особых поручений при генерал-губернаторе, человек набожный, в будущем священномученик епископ Могилевский Иоасаф, расстрелянный в 1937 году. Таким образом было положено начало новому скиту Ионинского монастыря.
20. 1 декабря 1913 года была освящена построенная над пещерами церковь Рождества Пресвятой Богородицы (не сохранилась), а в марте следующего года - придел во имя святителя Иоасафа Белгородского. Похороненные в Зверинецких пещерах были причислены к лику святых. Истории открытия пещер и проведенным в них археологическим работам были посвящены книга А. Эртеля «Древняя пещера на Зверинце в Киеве» (1913 год) и упомянутая выше книга И. Каманина «Зверинецкие пещеры в Киеве (их древность и святость)» (1914 год). В январе 1915 года князь Жевахов был назначен старостой и попечителем надпещерных храмов на Зверинце, а весной-летом на его средства были проведены работы по укреплению пещерного лабиринта. 10 марта 1917 года внезапно скончался отец Валентин и его похоронили в пещерах недалеко от одного из входов, где не было древних захоронений. На фото игумен Валентин и князь В. Д. Жевахов у входа в пещеры при начале раскопок в 1912 году.
21. В 1921 году возле одного из входов в пещеры в склепе был похоронен по собственному завещанию историк, палеограф и архивист Иван Михайлович Каманин. Склеп его углублен в холм, одна стена, выложенная кирпичом, расположена прямо в пещере.
22. Пещеры с западной стороны, 1914 год.
23. В пещерах найдены кипарисовые доски от гробниц, шиферные плиты и плинфа, остатки войлочной и кожаной обуви, керамики и др. На стенах сохранились древне-русские рисунки и надписи, в т.ч. знаменитый Зверинецкий крест, ставший в Киеве популярным православным символом. Если в Киеве вы увидите такую наклейку на автомобиле, это значит, что он освящён. Желающие
приобретают сувенирку (майки, кружки, обложки на паспорт и т.д.). На фото крипта с иконой и главами зверинецких преподобных. Пишут, что некоторые из них мироточат, но я не видел, да и не открывал сосуды.
24. Имен погибших монахов исторические документы до нас не донесли. Так бы их никто и не узнал, если бы не сохранившиеся на глиняном грунте пещерных проходов надписи и начертанный над жертвенником пещерного алтаря уникальный синодик, состоящий из восьми имен зверинецких игуменов. Первым игуменом и, видимо, устроителем монастыря, как уже сказано был Леонтий. Последующими игуменами Зверинецкого монастыря были Маркиан, Михаил (в последствии епископ Юриевский), Софроний, Мина (в последствии епископ Полоцкий), Климент, Мануил и Лазарь. Кроме упомянутых в алтарном синодике имен зверинецких игуменов сохранились также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна.
25. Современная надпись на стене: "Неужели и ХХI век также мало оценит редчайший памятник русской старины, как недооценивший его век ХХ". Впрочем, я забегаю вперёд. В 1933 году был убит настоятель монастыря, архимандрит Филарет, в следующем, 1934 году, Зверинецкий скит был закрыт, а его наземный храм взорван. Земли скита вместе с пещерами были разделены между Ботаническим садом и частной застройкой. Во время фашистской оккупации здесь прятались местные жители. Однако после войны входы в пещеры потихоньку заплыли и были забыты. Вновь о Зверинецких пещерах вспомнили лишь в 1990-х, когда они были вскрыты обществом "Подземный Киев".
26. В 1993 году на кафедре рентгенорадиологии Киевского медицинского института были проведены исследования мощей, находящихся в Зверинецких пещерах. Эти исследования отнесли захоронения приблизительно к X-XII векам. Кроме того, было показано, что все люди, чьи мощи сохранились в Зверинецком пещерном монастыре, при жизни страдали заболеваниями, которые поражают организм в условиях высокой сырости и холода. С 1997 году в новоустроенном пещерном храме во имя архангела Михаила начала совершаться Божественная литургия. В 1990-х годах Зверинецкие пещеры возродились снова как скит Троицко-Ионинского монастыря. И, наконец, 9 июля 2009 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви в Зверинецких пещерах был возрожден монастырь во имя Архангела Михаила. Но на настоящем моменте история пещер не заканчивается: на углу Погребальной улицы за десятиметровым мергелевым завалом труба-шпур вышла в пустоту, недоступную уже вот скоро 800 лет. А всего георадарные исследования показали под Зверинцем до километра неизвестных ходов - это больше, чем Зверинецкие и обе Лаврские пещеры вместе взятые.
27. Ну и на сладкое - желтый автобус паломников. Да не откуда нибудь, а из Воронежа! Я за неделю пребывания в Киеве вообще видел только три машины с российскими номерами, а тут такой неожиданный привет с Родины. Правда, насколько я понял, эти люди посетили только соседний Свято-Троицкий Ионинский монастырь, а про Зверинецкие пещеры, видимо, были не в курсе. В отличие от вас. Так что не переключайтесь. В Киевской серии отчетов будет много интересного.
Источник архивных фотографий Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно
связаться со мной.