Рейтинг журнала «Кинопроцесс»: февраль 2011 года

Feb 26, 2012 14:02

Вступление: что это такое. Январь.

Рейтинг информационных поводов, связанных с российской кинематографией и смежными искусствами, в ведущих некинематографических изданиях РФ: февраль 2011 года (опубликован в журнале «Кинопроцесс», №1, январь-февраль 2011).

1. 61 МКФ в Берлине и участие в его программах фильмов: Александра Миндадзе «В субботу», Александра Зельдовича «Мишень», а также документального фильма Кирилла Туши «Ходорковский» (Германия) / 96

КОММ-1. Фестиваль сам по себе (обзоры, новости) - 64 пункта. Фильм «В субботу» в Берлине - 59. «Мишень» в Берлине - 29. «Ходорковский» в Берлине - 25. Мультфильм «Приливы и отливы» в Берлине - 1.

КОММ-2. Любопытно также, кто как «отрабатывает» полученную аккредитацию. Самые «честные» тут, безусловно, - и тогда, и сейчас, и на всех других фестивалях, - Валерий Кичин из «Российской газеты» и Андрей Плахов из «Коммерсанта»: у обоих изданий по 13 публикаций на эту тему (впрочем, тут надо учесть, что Плахов еще публикуется и в «Weekende», который тоже входит в нашу таблицу подсчетов). На втором месте среди изданий - «Известия», 12. «Новые известия» - 9. По семь материалов в прошлом году выпустили «Новая газета», «Независимая», «МК», «КП» и «Вечерняя Москва». Однако более всего тут запоминается все же Лариса Малюкова из «Новой» - и ее семерка, пожалуй, объясняется лишь тем, что сама газета выходит реже, чем прочие. А так ее статьи трех прочих стоят - не заметочки какие-то там, а именно настоящие, полноценные обзоры. Так что я бы ее легко к Кичину и Плахову поставил бы, если судить по «важности», по весу рассказываемого.

КОММ-3. Это занятное наблюдение, которое подтверждается в течение всего года - и позже в Каннах, и на «Кинотавре», и на ММКФ (и ради которого, в принципе, и стоило заводить этот рейтинг!). О ПЕРВЫХ ФИЛЬМАХ ПИШУТ БОЛЬШЕ! Реально, подсчитано! То есть, как это происходит: журналист (не спец, а рядовой) приезжает, еще ничего не началось, но писать уже надо. А о чем? Вот и начинается (особенно характерно это в связи с Сочи): описание погоды, общего ажиотажа, подробный репортаж с открытия, обстоятельный пересказ первого показанного на пресс-показе фильма… Говорить еще не о чем - а уже имеется «огромный» материал. Что далее: начинается поток. Но именно тут - выходные, и газета выходит лишь через несколько дней. Там уже идет речь о нескольких фильмах разом. Еще чуть позже - о еще большем количестве фильмов, но с еще меньшим объемом на каждый. Вдруг фестиваль заканчивается - и чаще всего журналист «забывает» описать фильмы, доставшиеся ему в самые последние дни: потому как надо уже писать об итогах. А после того, как написан материал о победителях - всё, прочее уже никого не интересует, газета эту тему мягко и вежливо прикрывает. Чтобы потом появились статьи типа «эхо фестиваля» - крайне редко, диковинное исключение (впрочем, разве что с Каннского фестиваля так было). В итоге чаще всего любопытный читатель имеет довольно хорошее представление о начальных фильмах смотра - но мало что знает о финальных! Вывод: продюсеры, если вы хотите, чтобы о вашем фильме в газетах написали больше, - умоляйте организаторов программ ставить его на самое начало фестиваля! Позже я это докажу еще на примере «Кинотавра» - там это особенно наглядно будет.

2. Выход в российский прокат фильма Итана и Джоэла Коэнов «Железная хватка» (США), ставшего фильмом открытия 61 МКФ в Берлине и номинированного на премию «Оскар» / 27
КОММ. Тут какая история - это именно тот случай, когда всё соединилось, все три инфоповода совпали в одной практически дате: открытие Берлинале, предстоящий «Оскар», выход в прокат. Поэтому многие интервью и рецензии выходили под соусом Берлинале (ибо авторам ведь еще и «отчитаться» за него надо было), тогда как основной их мотив был именно одновременный выход фильма в России. Впрочем, цифра «27» - это все-таки «Железная хватка» сама по себе; если бы я включил в нее еще и все упоминания о фильме в обзорных новостях по Берлину, она была бы повыше.

3. Выход в российский прокат номинированного на премию «Оскар» фильма Даррена Аронофски «Черный лебедь» (США) с Натали Портман в главной роли / 25
КОММ. И выше, и далее - применительно ко всем фильмам, номинированным на «Оскар», я счел обязательным это уточнение. Потому как очевидна привязка выхода картины к дате церемонии - и соответственно особенное к ней внимание.

4. Премьера и выход в прокат фильма Левана Габриадзе «Выкрутасы» с участием Константина Хабенского, Миллы Йовович и Ивана Урганта / 24

5. Выход в российский прокат одного из главных фаворитов среди номинантов на премию «Оскар» - фильма Тома Хупера «Король говорит!» (Великобритания) с Колином Фертом в главной роли / 23

6. Премьера спектакля Эймунтаса Някрошюса «Калигула» в Театре Наций по пьесе Альбера Камю с Евгением Мироновым в главной роли / 19
КОММ. Напомню еще про цифру в январе: 8. И в марте будет еще 2. Так что если бы театр считался не по месяцам, а по событиям, было бы вообще одно из первых мест.

7-9. Выход в российский прокат фильма Вуди Аллена «Ты встретишь таинственного незнакомца» (США-Испания) / 16

7-9. Кончина актрисы оперетты и кино Татьяны Шмыги (1928-2011) / 16

7-9. Объявление номинантов премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар» за 2010 год (в число номинантов не попал фильм Алексея Учителя «Край») / 16
КОММ-1. На самом деле, про то, что «Край» не попал в номинации, отписали еще в январе. В феврале про это было лишь одно особое упоминание, но мы его все равно включили, так как российский, как-никак, фильм.

КОММ-2. Вообще, это очень показательно: мы сами то и дело ругаем «чуждый нам» американский «Оскар» - и тем не менее именно про него сами же и пишем! Я уже писал в январе про единственную публикацию про номинации французского «Сезара», а вот что мы имеем в феврале по итогам самих церемоний: премия «Сезар» - 2 материала, премия «BAFTA» - 1. А «Гойи» вообще нет!.. Разве это дело??? Мы сами же себя «продаем» этим американцам, играем на их интересах! И это притом, что все-таки и французские, и английские, и вообще европейские картины все-таки выходят у нас в прокат и имеют даже своих зрителей!.. Тут, кстати, удивляет пассивность «Юнифранс»: они так заботятся о своем кино в плане проката - но совсем не «рекламируют» у нас свою премию! Хотя могли бы: устраивали бы отдельные «пиар-поводы» для привлечения к «Сезару» внимания, отдельные пресс-конференции, приуроченные к этому показы. Проводят же все, кому не лень, «Ночь «Оскара», - а почему бы не проводить и «Ночь «Сезара» или «День «Бафты»?.. К слову, у проходящей в декабре церемонии Европейской киноакадемии - не то чтобы лучше ситуация: 9 материалов. Не значит ли это просто, что даже сами кинокритики - они больше смотрят именно американское кино, и куда в меньшей степени - французское и прочее?.. Скорее всего - значит.

10-13. Выход в российский прокат номинированного на премию «Оскар» фильма Алехандро Гонсалес Иньярриту «Бьютифул» (Испания-Мексика) с Хавьером Бардемом в главной роли / 14

10-13. Выход в российский прокат номинированного на премию «Оскар» фильма Дэнни Бойла «127 часов» (США-Великобритания) с Джеймсом Франко в главной роли / 14

10-13. Заседание правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии под председательством Владимира Путина, прошедшее в Госфильмофонде России / 14

10-13. Премьера спектакля Евгения Арье «Враги. История любви» в Московском театре «Современник» по роману Исаака Башевиса Зингера с Чулпан Хаматовой, Аленой Бабенко и Сергеем Юшкевичем в главных ролях / 14

14-15. 50 лет со дня рождения продюсера телевидения и кино, генерального директора Первого канала Константина Эрнста / 13
КОММ. Тут что занятно: когда в июле те же 50 лет исполнилось Александру Роднянскому - который по многим показателям с Эрнстом схожая фигура (был и главой СТС, и значимый для нашего кино продюсер, и пр.), - его поздравил… только «Коммерсант» (правда, дважды). Вот она - сила Первого канала!..

14-15. Премьера спектакля Римаса Туминаса «Ветер шумит в тополях» в Театре имени Е. Вахтангова по пьесе Жеральда Сиблейраса с Владимиром Вдовиченковым, Максимом Сухановым и Владимиром Симоновым в главных ролях / 13

16-18. XV Фестиваль архивного кино «Белые Столбы» в Госфильмофонде России / 12

16-18. Выход в российский прокат фильма Мишеля Гондри «Зеленый Шершень» (США) / 12
КОММ. Когда я еще составлял первые рейтинги, я про это просто не подумал, а уже позже посчитал, что упоминание об этом будет правильным и нужным - и сейчас бы я, конечно, добавил к имеющейся формулировке: «…Предваренный визитом в Москву съемочной группы фильма в составе режиссера и исполнителей главных ролей».

16-18. Госпитализация в Израиле актера Михаила Козакова / 12

19-21. 40 МКФ в Роттердаме и участие в его программе игровых фильмов: Владимира Котта «Громозека», Алексея Балабанова «Кочегар», документальных фильмов: Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя люблю», Александры Стреляной «Хлеб для птицы» и других, а также ретроспективного показа «Красный вестерн» / 11
КОММ-1. Роттердамский фестиваль использует арабскую цифру - 40 (напоминание и про все остальные фестивали и премии: цифра стоит та, что используется организаторами).

КОММ-2. Роттердамский кинофестиваль сам по себе - 7 публикаций. «Громозека» в Роттердаме - 8, «Я тебя люблю» в Роттердаме - 4, «Хлеб для птицы» в Роттердаме - 1. Тут, кстати, уточню, что это значит: есть материалы, посвященные именно фестивалю - состоится, идет, итоги. А есть, допустим, интервью с создателями фильма, который показывается на фестивале. Это уже считается в подразделе именно фильма. Но общая цифра - это именно количество всех публикаций.

19-21. IX МФ кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске, в рамках которого состоялось презентация памятника актеру Александру Абдулову (1953-2008) / 11
КОММ. Про памятник было 5 упоминаний, поэтому имело смысл его упомянуть. Кстати, в этом году с фестиваля про памятник вроде бы пока не пишут.

19-21. Конфликт в Московском театре имени В. Маяковского между художественным руководителем Сергеем Арцибашевым и частью труппы / 11
КОММ. Я знаю, что изначально фамилия у режиссера АрцЫбашев, сам часто по привычке пишу так. Но теперь вроде бы договорились писать ее как АрцИбашев - и именно так (в первую очередь) на сайте театра, и на сайте театра на Покровке - тоже.

22-25. Выход в российский прокат фильма Алекса де ла Иглесиа «Печальная баллада для трубы» (Франция-Испания) / 10

22-25. Гастроли Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова в Москве и другие мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения актрисы Марии Мироновой (1911-1997) и 70-летию со дня рождения актера Андрея Миронова (1941-1987) / 10
КОММ. Гастролям было посвящено 6 публикаций, но так как проводились они именно в юбилейных рамках, то и было решено «объединить». Грядущему в марте 70-летию А.Миронова был посвящен один материал, прочим мероприятиям - три.

22-25. Открытие в Мультимедиа Арт музее в Москве выставки «Феллини. Гранд-парад» / 10

22-25. Премьера спектакля Дмитрия Крымова «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня...» в Московском театре «Школа драматического искусства» по рассказам Ивана Бунина с Анной Синякиной и Валерием Гаркалиным в главных ролях / 10

26. Балерина Анастасия Волочкова и другие деятели культуры заявили о дезавуации своих подписей под письмом против предпринимателя Михаила Ходорковского, подписанном в 2006 году / 9
КОММ. Волочкова, понятно, продолжала пиариться, но фокус в том, что по этому поводу вслед за ней и другие вдруг подтянулись.

27-31. 65 лет со дня рождения режиссера театра и кино Валерия Фокина / 8
КОММ. Фокина я «подсчитал», так как у него есть фильм «Превращение» и номинация на «Золотой орел» за «Нумер в городе N». Прочих деятелей театра (допустим, уже в этом году - Римаса Туминаса) я после считал уже за компанию. Хотя всё это - «киношный» / «не киношный» - условно, конечно.

27-31. Аудиовидеопиратство в интернете и вопросы защиты авторского права / 8

27-31. Выход в российский прокат фильма Натальи Углицких «На крючке» с Екатериной Вилковой и Константином Крюковым в главных ролях / 8

27-31. Приезд Жерара Депардье в Россию в связи со съемками французскими кинематографистами фильма «Распутин» / 8
КОММ. Инфоповод именно «Приезд Ж.Депардье в Россию...» - так как бОльшая часть новостей была связана с его посещение детской больницы, а уже мельком уточнялось, что приехал-то он на съемки.

27-31. Провал телесериала «Новости» на канале СТС / 8

32-34. Кончина поэта-песенника Николая Доризо (1923-2011) / 7

32-34. Предприниматель Сергей Мавроди заявил в интернете о создании новой финансовой пирамиды, что было воспринято частью СМИ в качестве вирусной рекламы выходящего в апреле фильма Эльдара Салаватова «ПираМММида» / 7

32-34. Премьера спектакля Марата Гацалова «Не верю» в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского по пьесе Михаила Дурненкова, основанной на книге К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» / 7

35-43. 60 лет со дня рождения актера и режиссера, депутата Московской городской Думы Евгения Герасимова / 6

35-43. Выход в российский прокат анимационного фильма Келли Эсбёри «Гномео и Джульетта» (США-Великобритания) / 6

35-43. Выход в российский прокат фильма Алистера Грирсона «Санктум» (США-Австралия) / 6

35-43. Выход в российский прокат номинированного на премию «Оскар» фильма Дэвида О. Расселла «Боец» (США) с Марком Уолбергом и Кристианом Бэйлом в главных ролях / 6

35-43. Выход в российский прокат фильма Жауме Коллет-Серры «Неизвестный» (Великобритания-Германия-Франция-Канада-Япония-США) с Лиамом Нисоном в главной роли / 6
КОММ. Режиссера зовут Жауме Коллет-Серра. Он испанец, работающий в США. И я не знаю, склоняется ли его фамилия, а в рецензиях все тактично стараются избегать падежей и ставят его только в именительном. Насчет списка стран - очередности согласно imdb, хотя чаще всего я сверяюсь тут с «Кинопоиском».

35-43. Выход в российский прокат фильма Роланда Жоффе «Ты и я» (США-Россия) / 6

35-43. Госпитализация актрисы и певицы Людмилы Гурченко / 6
КОММ. Тут сразу уточню, что в дальнейшие рейтинги - по итогам первого квартала, полугодия и года - эта госпитализация не попала, так как не была приплюсована к последовавшей затем смерти актрисы. В то время как в случае с Козаковым госпитализацию я тоже подсчитал. Но мне кажется, тут принципиальная разница: когда стало известно о смертельной болезни Козакова, был очевиден печальный исход. Но сломанное бедро Гурченко - ничего не предвещало…

35-43. Открытие в Екатеринбурге скульптуры, изображающей персонажа телесериала «Счастливы вместе» Гену Букина (ТНТ) / 6

35-43. Съемки телесериала Вадима Дубровицкого «Военный госпиталь» для канала «Россия» / 6

44-51. Акция «Театральная бессонница» с драматургом и режиссером Иваном Вырыпаевым в Театральном центре «На Страстном» / 5

44-51. Выход в российский прокат фильма Стива Энтина «Бурлеск» с Шер и Кристиной Агилерой в главных ролях (США) / 5
КОММ. В январе было еще 10.

44-51. Кончина писателя и сценариста Владимира Кунина (1927-2011) / 5

44-51. Объявление конкурса на создание проекта реконструкции столичного кинотеатра «Пушкинский» / 5

44-51. Объявление номинантов антипремии «Золотая малина» за 2010 год (в числе номинантов - фильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король») / 5
КОММ. Про «Щелкунчика» упомянули дважды.

44-51. Премьера документального телефильма Алексея Пивоварова «Вторая ударная. Преданная армия Власова» на канале НТВ / 5

44-51. Премьера спектакля Владимира Мирзоева «Принцесса Ивонна» в Театре имени Е. Вахтангова по пьесе Витольда Гомбровича с Лизой Арзамасовой в главной роли / 5
КОММ. В январе было 13.

44-51. Проект создания в Санкт-Петербурге крупнейшего в Европе киностудийного комплекса «Ленфильм XXI» / 5

Бонус. 5 баллов «заработали» еще февральские «Пионерские чтения» с участием Михаила Ефремова и пр. Я их начал считать, вообще не зная, что это такое, а потом уже понял суть - к кино это не имеет никакого отношения.

4 новости было про Каннский фестиваль («Полночь в Париже» на открытии, один раз дан прогноз, что «Елена» может попасть в Канны), про то, что в Белгороде запрещены спектакли по пьесам Е.Гришковца и И.Вырыпаева, а также про скандал с Мелом Гибсоном (позже он еще войдет и в сам рейтинг). Также «четверка» у фильмов «Slove. Прямо в сердце», «Любовь-морковь-3», «4.3.2.1», «Девять» - и у нового фильма о Джеймсе Бонде.

«Тройка» - «Телохранитель», «Копия верна», «Как знать», «Детки в порядке» и у выходящей в мае «Цитадели». Плюс - январский театральный хит «Будденброки», гибель Анны Яблонской и сорокинский «Нос». Дважды упомянуты будущие хиты «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Август. Восьмого», «Сталинград» (еще даже не начавший сниматься), мигалка Михалкова и факт открытия в Эстонии бюста Шона Коннери. 70-летию Евгения Жарикова также посвящены только два материала - и это первое доказательство, что юбилеям живых у нас придают гораздо меньше значения, чем их же смерти.

Раскрашенный фильм «Офицеры» заинтересовал в тот раз только одно издание (тема колоризации сходит на нет), про 90-летие Джульетты Мазины вспомнили только «Известия».

****Список рассматриваемых газет и журналов: «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Ведомости» (+ «Ведомости. Пятница»), «Вечерняя Москва», «Известия», «Итоги», «Коммерсантъ», «Коммерсантъ-Weekend», «Комсомольская правда» (ежедневная + еженедельник), «Культура», «Литературная газета», «Московская правда» (+ приложения от «Нового взгляда»), «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новая газета», «Новые известия», «Огонек», «Парламентская газета», «Правда» (последние две - только в первом полугодии), «Российская газета», «Трибуна», «Труд».

Някрошюс, Аронофски, кино, Михалков, театр, Коэны, Гурченко, Миндадзе, Эрнст, наше кино, Мирзоев, Зельдович, Вуди Аллен, Дух огня, мы пираты, Берлинский кинофестиваль, Кинотавр, СМИ, Каннский кинофестиваль, рейтинг, Евгений Миронов, Кинопроцесс, Оскар

Previous post Next post
Up