Вступление: что это такое.
Январь.
Рейтинг информационных поводов, связанных с российской кинематографией и смежными искусствами, в ведущих некинематографических изданиях РФ: февраль 2011 года (опубликован
в журнале «Кинопроцесс», №1, январь-февраль 2011).
1. 61 МКФ в Берлине и участие в его программах фильмов: Александра Миндадзе «В субботу», Александра Зельдовича «Мишень», а также документального фильма Кирилла Туши «Ходорковский» (Германия) / 96
КОММ-1. Фестиваль сам по себе (обзоры, новости) - 64 пункта. Фильм «В субботу» в Берлине - 59. «Мишень» в Берлине - 29. «Ходорковский» в Берлине - 25. Мультфильм «Приливы и отливы» в Берлине - 1.
КОММ-2. Любопытно также, кто как «отрабатывает» полученную аккредитацию. Самые «честные» тут, безусловно, - и тогда, и сейчас, и на всех других фестивалях, - Валерий Кичин из «Российской газеты» и Андрей Плахов из «Коммерсанта»: у обоих изданий по 13 публикаций на эту тему (впрочем, тут надо учесть, что Плахов еще публикуется и в «Weekende», который тоже входит в нашу таблицу подсчетов). На втором месте среди изданий - «Известия», 12. «Новые известия» - 9. По семь материалов в прошлом году выпустили «Новая газета», «Независимая», «МК», «КП» и «Вечерняя Москва». Однако более всего тут запоминается все же Лариса Малюкова из «Новой» - и ее семерка, пожалуй, объясняется лишь тем, что сама газета выходит реже, чем прочие. А так ее статьи трех прочих стоят - не заметочки какие-то там, а именно настоящие, полноценные обзоры. Так что я бы ее легко к Кичину и Плахову поставил бы, если судить по «важности», по весу рассказываемого.
КОММ-3. Это занятное наблюдение, которое подтверждается в течение всего года - и позже в Каннах, и на «Кинотавре», и на ММКФ (и ради которого, в принципе, и стоило заводить этот рейтинг!). О ПЕРВЫХ ФИЛЬМАХ ПИШУТ БОЛЬШЕ! Реально, подсчитано! То есть, как это происходит: журналист (не спец, а рядовой) приезжает, еще ничего не началось, но писать уже надо. А о чем? Вот и начинается (особенно характерно это в связи с Сочи): описание погоды, общего ажиотажа, подробный репортаж с открытия, обстоятельный пересказ первого показанного на пресс-показе фильма… Говорить еще не о чем - а уже имеется «огромный» материал. Что далее: начинается поток. Но именно тут - выходные, и газета выходит лишь через несколько дней. Там уже идет речь о нескольких фильмах разом. Еще чуть позже - о еще большем количестве фильмов, но с еще меньшим объемом на каждый. Вдруг фестиваль заканчивается - и чаще всего журналист «забывает» описать фильмы, доставшиеся ему в самые последние дни: потому как надо уже писать об итогах. А после того, как написан материал о победителях - всё, прочее уже никого не интересует, газета эту тему мягко и вежливо прикрывает. Чтобы потом появились статьи типа «эхо фестиваля» - крайне редко, диковинное исключение (впрочем, разве что с Каннского фестиваля так было). В итоге чаще всего любопытный читатель имеет довольно хорошее представление о начальных фильмах смотра - но мало что знает о финальных! Вывод: продюсеры, если вы хотите, чтобы о вашем фильме в газетах написали больше, - умоляйте организаторов программ ставить его на самое начало фестиваля! Позже я это докажу еще на примере «Кинотавра» - там это особенно наглядно будет.
2. Выход в российский прокат фильма Итана и Джоэла Коэнов «Железная хватка» (США), ставшего фильмом открытия 61 МКФ в Берлине и номинированного на премию «Оскар» / 27
КОММ. Тут какая история - это именно тот случай, когда всё соединилось, все три инфоповода совпали в одной практически дате: открытие Берлинале, предстоящий «Оскар», выход в прокат. Поэтому многие интервью и рецензии выходили под соусом Берлинале (ибо авторам ведь еще и «отчитаться» за него надо было), тогда как основной их мотив был именно одновременный выход фильма в России. Впрочем, цифра «27» - это все-таки «Железная хватка» сама по себе; если бы я включил в нее еще и все упоминания о фильме в обзорных новостях по Берлину, она была бы повыше.
3. Выход в российский прокат номинированного на премию «Оскар» фильма Даррена Аронофски «Черный лебедь» (США) с Натали Портман в главной роли / 25
КОММ. И выше, и далее - применительно ко всем фильмам, номинированным на «Оскар», я счел обязательным это уточнение. Потому как очевидна привязка выхода картины к дате церемонии - и соответственно особенное к ней внимание.
4. Премьера и выход в прокат фильма Левана Габриадзе «Выкрутасы» с участием Константина Хабенского, Миллы Йовович и Ивана Урганта / 24
5. Выход в российский прокат одного из главных фаворитов среди номинантов на премию «Оскар» - фильма Тома Хупера «Король говорит!» (Великобритания) с Колином Фертом в главной роли / 23
6. Премьера спектакля Эймунтаса Някрошюса «Калигула» в Театре Наций по пьесе Альбера Камю с Евгением Мироновым в главной роли / 19
КОММ. Напомню еще про цифру в январе: 8. И в марте будет еще 2. Так что если бы театр считался не по месяцам, а по событиям, было бы вообще одно из первых мест.
7-9. Выход в российский прокат фильма Вуди Аллена «Ты встретишь таинственного незнакомца» (США-Испания) / 16
7-9. Кончина актрисы оперетты и кино Татьяны Шмыги (1928-2011) / 16
7-9. Объявление номинантов премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар» за 2010 год (в число номинантов не попал фильм Алексея Учителя «Край») / 16
КОММ-1. На самом деле, про то, что «Край» не попал в номинации, отписали еще в январе. В феврале про это было лишь одно особое упоминание, но мы его все равно включили, так как российский, как-никак, фильм.
КОММ-2. Вообще, это очень показательно: мы сами то и дело ругаем «чуждый нам» американский «Оскар» - и тем не менее именно про него сами же и пишем! Я уже писал в январе про единственную публикацию про номинации французского «Сезара», а вот что мы имеем в феврале по итогам самих церемоний: премия «Сезар» - 2 материала, премия «BAFTA» - 1. А «Гойи» вообще нет!.. Разве это дело??? Мы сами же себя «продаем» этим американцам, играем на их интересах! И это притом, что все-таки и французские, и английские, и вообще европейские картины все-таки выходят у нас в прокат и имеют даже своих зрителей!.. Тут, кстати, удивляет пассивность «Юнифранс»: они так заботятся о своем кино в плане проката - но совсем не «рекламируют» у нас свою премию! Хотя могли бы: устраивали бы отдельные «пиар-поводы» для привлечения к «Сезару» внимания, отдельные пресс-конференции, приуроченные к этому показы. Проводят же все, кому не лень, «Ночь «Оскара», - а почему бы не проводить и «Ночь «Сезара» или «День «Бафты»?.. К слову, у проходящей в декабре церемонии Европейской киноакадемии - не то чтобы лучше ситуация: 9 материалов. Не значит ли это просто, что даже сами кинокритики - они больше смотрят именно американское кино, и куда в меньшей степени - французское и прочее?.. Скорее всего - значит.
10-13. Выход в российский прокат номинированного на премию «Оскар» фильма Алехандро Гонсалес Иньярриту «Бьютифул» (Испания-Мексика) с Хавьером Бардемом в главной роли / 14
10-13. Выход в российский прокат номинированного на премию «Оскар» фильма Дэнни Бойла «127 часов» (США-Великобритания) с Джеймсом Франко в главной роли / 14
10-13. Заседание правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии под председательством Владимира Путина, прошедшее в Госфильмофонде России / 14
10-13. Премьера спектакля Евгения Арье «Враги. История любви» в Московском театре «Современник» по роману Исаака Башевиса Зингера с Чулпан Хаматовой, Аленой Бабенко и Сергеем Юшкевичем в главных ролях / 14
14-15. 50 лет со дня рождения продюсера телевидения и кино, генерального директора Первого канала Константина Эрнста / 13
КОММ. Тут что занятно: когда в июле те же 50 лет исполнилось Александру Роднянскому - который по многим показателям с Эрнстом схожая фигура (был и главой СТС, и значимый для нашего кино продюсер, и пр.), - его поздравил… только «Коммерсант» (правда, дважды). Вот она - сила Первого канала!..
14-15. Премьера спектакля Римаса Туминаса «Ветер шумит в тополях» в Театре имени Е. Вахтангова по пьесе Жеральда Сиблейраса с Владимиром Вдовиченковым, Максимом Сухановым и Владимиром Симоновым в главных ролях / 13
16-18. XV Фестиваль архивного кино «Белые Столбы» в Госфильмофонде России / 12
16-18. Выход в российский прокат фильма Мишеля Гондри «Зеленый Шершень» (США) / 12
КОММ. Когда я еще составлял первые рейтинги, я про это просто не подумал, а уже позже посчитал, что упоминание об этом будет правильным и нужным - и сейчас бы я, конечно, добавил к имеющейся формулировке: «…Предваренный визитом в Москву съемочной группы фильма в составе режиссера и исполнителей главных ролей».
16-18. Госпитализация в Израиле актера Михаила Козакова / 12
19-21. 40 МКФ в Роттердаме и участие в его программе игровых фильмов: Владимира Котта «Громозека», Алексея Балабанова «Кочегар», документальных фильмов: Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я тебя люблю», Александры Стреляной «Хлеб для птицы» и других, а также ретроспективного показа «Красный вестерн» / 11
КОММ-1. Роттердамский фестиваль использует арабскую цифру - 40 (напоминание и про все остальные фестивали и премии: цифра стоит та, что используется организаторами).
КОММ-2. Роттердамский кинофестиваль сам по себе - 7 публикаций. «Громозека» в Роттердаме - 8, «Я тебя люблю» в Роттердаме - 4, «Хлеб для птицы» в Роттердаме - 1. Тут, кстати, уточню, что это значит: есть материалы, посвященные именно фестивалю - состоится, идет, итоги. А есть, допустим, интервью с создателями фильма, который показывается на фестивале. Это уже считается в подразделе именно фильма. Но общая цифра - это именно количество всех публикаций.
19-21. IX МФ кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске, в рамках которого состоялось презентация памятника актеру Александру Абдулову (1953-2008) / 11
КОММ. Про памятник было 5 упоминаний, поэтому имело смысл его упомянуть. Кстати, в этом году с фестиваля про памятник вроде бы пока не пишут.
19-21. Конфликт в Московском театре имени В. Маяковского между художественным руководителем Сергеем Арцибашевым и частью труппы / 11
КОММ. Я знаю, что изначально фамилия у режиссера АрцЫбашев, сам часто по привычке пишу так. Но теперь вроде бы договорились писать ее как АрцИбашев - и именно так (в первую очередь) на сайте театра, и на сайте театра на Покровке - тоже.
22-25. Выход в российский прокат фильма Алекса де ла Иглесиа «Печальная баллада для трубы» (Франция-Испания) / 10
22-25. Гастроли Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова в Москве и другие мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения актрисы Марии Мироновой (1911-1997) и 70-летию со дня рождения актера Андрея Миронова (1941-1987) / 10
КОММ. Гастролям было посвящено 6 публикаций, но так как проводились они именно в юбилейных рамках, то и было решено «объединить». Грядущему в марте 70-летию А.Миронова был посвящен один материал, прочим мероприятиям - три.
22-25. Открытие в Мультимедиа Арт музее в Москве выставки «Феллини. Гранд-парад» / 10
22-25. Премьера спектакля Дмитрия Крымова «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня...» в Московском театре «Школа драматического искусства» по рассказам Ивана Бунина с Анной Синякиной и Валерием Гаркалиным в главных ролях / 10
26. Балерина Анастасия Волочкова и другие деятели культуры заявили о дезавуации своих подписей под письмом против предпринимателя Михаила Ходорковского, подписанном в 2006 году / 9
КОММ. Волочкова, понятно, продолжала пиариться, но фокус в том, что по этому поводу вслед за ней и другие вдруг подтянулись.
27-31. 65 лет со дня рождения режиссера театра и кино Валерия Фокина / 8
КОММ. Фокина я «подсчитал», так как у него есть фильм «Превращение» и номинация на «Золотой орел» за «Нумер в городе N». Прочих деятелей театра (допустим, уже в этом году - Римаса Туминаса) я после считал уже за компанию. Хотя всё это - «киношный» / «не киношный» - условно, конечно.
27-31. Аудиовидеопиратство в интернете и вопросы защиты авторского права / 8
27-31. Выход в российский прокат фильма Натальи Углицких «На крючке» с Екатериной Вилковой и Константином Крюковым в главных ролях / 8
27-31. Приезд Жерара Депардье в Россию в связи со съемками французскими кинематографистами фильма «Распутин» / 8
КОММ. Инфоповод именно «Приезд Ж.Депардье в Россию...» - так как бОльшая часть новостей была связана с его посещение детской больницы, а уже мельком уточнялось, что приехал-то он на съемки.
27-31. Провал телесериала «Новости» на канале СТС / 8
32-34. Кончина поэта-песенника Николая Доризо (1923-2011) / 7
32-34. Предприниматель Сергей Мавроди заявил в интернете о создании новой финансовой пирамиды, что было воспринято частью СМИ в качестве вирусной рекламы выходящего в апреле фильма Эльдара Салаватова «ПираМММида» / 7
32-34. Премьера спектакля Марата Гацалова «Не верю» в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского по пьесе Михаила Дурненкова, основанной на книге К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» / 7
35-43. 60 лет со дня рождения актера и режиссера, депутата Московской городской Думы Евгения Герасимова / 6
35-43. Выход в российский прокат анимационного фильма Келли Эсбёри «Гномео и Джульетта» (США-Великобритания) / 6
35-43. Выход в российский прокат фильма Алистера Грирсона «Санктум» (США-Австралия) / 6
35-43. Выход в российский прокат номинированного на премию «Оскар» фильма Дэвида О. Расселла «Боец» (США) с Марком Уолбергом и Кристианом Бэйлом в главных ролях / 6
35-43. Выход в российский прокат фильма Жауме Коллет-Серры «Неизвестный» (Великобритания-Германия-Франция-Канада-Япония-США) с Лиамом Нисоном в главной роли / 6
КОММ. Режиссера зовут Жауме Коллет-Серра. Он испанец, работающий в США. И я не знаю, склоняется ли его фамилия, а в рецензиях все тактично стараются избегать падежей и ставят его только в именительном. Насчет списка стран - очередности согласно imdb, хотя чаще всего я сверяюсь тут с «Кинопоиском».
35-43. Выход в российский прокат фильма Роланда Жоффе «Ты и я» (США-Россия) / 6
35-43. Госпитализация актрисы и певицы Людмилы Гурченко / 6
КОММ. Тут сразу уточню, что в дальнейшие рейтинги - по итогам первого квартала, полугодия и года - эта госпитализация не попала, так как не была приплюсована к последовавшей затем смерти актрисы. В то время как в случае с Козаковым госпитализацию я тоже подсчитал. Но мне кажется, тут принципиальная разница: когда стало известно о смертельной болезни Козакова, был очевиден печальный исход. Но сломанное бедро Гурченко - ничего не предвещало…
35-43. Открытие в Екатеринбурге скульптуры, изображающей персонажа телесериала «Счастливы вместе» Гену Букина (ТНТ) / 6
35-43. Съемки телесериала Вадима Дубровицкого «Военный госпиталь» для канала «Россия» / 6
44-51. Акция «Театральная бессонница» с драматургом и режиссером Иваном Вырыпаевым в Театральном центре «На Страстном» / 5
44-51. Выход в российский прокат фильма Стива Энтина «Бурлеск» с Шер и Кристиной Агилерой в главных ролях (США) / 5
КОММ. В январе было еще 10.
44-51. Кончина писателя и сценариста Владимира Кунина (1927-2011) / 5
44-51. Объявление конкурса на создание проекта реконструкции столичного кинотеатра «Пушкинский» / 5
44-51. Объявление номинантов антипремии «Золотая малина» за 2010 год (в числе номинантов - фильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король») / 5
КОММ. Про «Щелкунчика» упомянули дважды.
44-51. Премьера документального телефильма Алексея Пивоварова «Вторая ударная. Преданная армия Власова» на канале НТВ / 5
44-51. Премьера спектакля Владимира Мирзоева «Принцесса Ивонна» в Театре имени Е. Вахтангова по пьесе Витольда Гомбровича с Лизой Арзамасовой в главной роли / 5
КОММ. В январе было 13.
44-51. Проект создания в Санкт-Петербурге крупнейшего в Европе киностудийного комплекса «Ленфильм XXI» / 5
Бонус. 5 баллов «заработали» еще февральские «Пионерские чтения» с участием Михаила Ефремова и пр. Я их начал считать, вообще не зная, что это такое, а потом уже понял суть - к кино это не имеет никакого отношения.
4 новости было про Каннский фестиваль («Полночь в Париже» на открытии, один раз дан прогноз, что «Елена» может попасть в Канны), про то, что в Белгороде запрещены спектакли по пьесам Е.Гришковца и И.Вырыпаева, а также про скандал с Мелом Гибсоном (позже он еще войдет и в сам рейтинг). Также «четверка» у фильмов «Slove. Прямо в сердце», «Любовь-морковь-3», «4.3.2.1», «Девять» - и у нового фильма о Джеймсе Бонде.
«Тройка» - «Телохранитель», «Копия верна», «Как знать», «Детки в порядке» и у выходящей в мае «Цитадели». Плюс - январский театральный хит «Будденброки», гибель Анны Яблонской и сорокинский «Нос». Дважды упомянуты будущие хиты «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Август. Восьмого», «Сталинград» (еще даже не начавший сниматься), мигалка Михалкова и факт открытия в Эстонии бюста Шона Коннери. 70-летию Евгения Жарикова также посвящены только два материала - и это первое доказательство, что юбилеям живых у нас придают гораздо меньше значения, чем их же смерти.
Раскрашенный фильм «Офицеры» заинтересовал в тот раз только одно издание (тема колоризации сходит на нет), про 90-летие Джульетты Мазины вспомнили только «Известия».
****Список рассматриваемых газет и журналов: «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Ведомости» (+ «Ведомости. Пятница»), «Вечерняя Москва», «Известия», «Итоги», «Коммерсантъ», «Коммерсантъ-Weekend», «Комсомольская правда» (ежедневная + еженедельник), «Культура», «Литературная газета», «Московская правда» (+ приложения от «Нового взгляда»), «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новая газета», «Новые известия», «Огонек», «Парламентская газета», «Правда» (последние две - только в первом полугодии), «Российская газета», «Трибуна», «Труд».