Зураб Церетели и Екатеринбург

Jan 03, 2016 17:12

4 января 2016 года очередной день рождение отмечает скульптор-монументалист, президент Российской академии художеств - Зураб Церетели, который широко известен как создатель сверкающих мозаик и эмалей, грандиозных композиций из литого и чеканного металла, а также как художник-живописец и активный общественный деятель.

Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси (Грузия), в семье инженера-строителя. Творческое влияние на Зураба оказал его дядя - художник Г.Нижарадзе, в чьем доме мальчик проводил много времени. Также там часто бывали многие известные грузинские художники, которые и стали его первыми учителями в живописи.

После окончания в 1958 году Тбилисской академии художеств Церетели начал свою творческую карьеру. Сначала он работал художником в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии (до 1965), что сыграло немалую роль в становлении его как художника и монументалиста. Уже тогда он начал участвовать в различных выставках, а в 1964 году прошел курс обучения во Франции, где имел возможность общаться с Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

С конца 1960-х годов Церетели большое внимание уделяет работе в области монументального и мозаичного искусства, которые на долгие годы стали любимыми техниками мастера и принесли ему известность, как в России, так и за рубежом. Среди первых работ, принесших мастеру известность, - оформление курортного комплекса в Пицунде (1967), мозаичных и витражных композиций в Тбилиси (1972), монументальный ансамбль детского курортного городка в Адлере (1973) и другие. Также в 1970-1980 годах он работал главным художником МИД СССР, был главным художником Олимпиады-80 и участвовал в создании гостиничного комплекса «Измайлово» (Москва). В последующие годы Зураб Константинович больше работает в металле и скульптуре, активно используя крупные металлические горельефы. География его монументальных работ в этой технике охватывает территорию нескольких стран мира. Помимо России, его скульптурные произведения есть в Великобритании, Испании, США, Франции, Японии, Бразилии, Грузии и Литве. Среди них наиболее значительные монументы - «Счастье детям мира», «Наука, образование - миру» и «Слеза скорби» в США; «Разрушить стену недоверия» в Лондоне; «Человек и солнце» и «История Грузии» в Тбилиси; «Рождение Нового Человека» в Севилье; «Дружба навеки» в Москве; монумент памяти жертв теракта в Беслане. Одновременно он продолжал создание витражей, также широко экспериментируя в этой области.

Еще в начале 1990-х годов Церетели переехал в Москву, где, получив поддержку тогдашнего мэра Ю.Лужкова, фактически стал главным монументалистом столицы. Зураб Константинович участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе и в ряде архитектурно-монументальных проектов - это торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд», скульптурное убранство Манежной площади, памятник «В ознаменование 300-летия российского флота», оформление нескольких новых станций метро.

Но не об этом хочется рассказать, а о тех проектах, которые связывают столицу Среднего Урала с творчеством Зураба Церетели... Екатеринбург не может похвастаться реализованными работами мастера, но именно Церетели принадлежит один из Проектов приспособления и использования недостроенной телевизионной башни (https://ru.wikipedia.org/wiki/Телевизионная_башня_(Екатеринбург)):

О предложении Церетели:

- Идея Церетели  - поставить на башню большую скульптуру Святой Екатерины. В Екатеринбурге когда-то был храм Святой Екатерины, но его снесли, и город лишился своей покровительницы. И вот появилась возможность достойно ее показать.

Высота самой скульптуры 20 метров. Она будет масштабной и городу видна. Во-первых, Екатеринбург получает зримый образ своей покровительницы. Во-вторых, башня приобретет смысл как постамент для нее. В мировой практике достаточно часто используют колонны в качестве постамента - это классический подход.





Было еще предложение облицевать эту башню из меди и бронзы некими рельефами из жития Святой Екатерины. Сама скульптура должна быть изготовлена из меди или из бронзы, что соответствует традиционной промышленности региона. Назначение нижней части башни Проект не определял, но там в павильоне мог бы разместиться музей истории Свердловской области.

Естественно, и этот музей, и святая Екатерина, по мнению автора, могли бы привлекать огромное количество туристов. И там должна быть видовая площадка. Поднимать посетителей нужно лифтами. А в верхней части можно устроить ресторан, как это часто делается.

Автор считает, что скульптуре лучше быть динамичной, чтобы она не была повернута одной стороной к определенной части города. Она должны быть вращающаяся, что сейчас очень модно. Мир переходит от статичных произведений искусства к динамичным. Сейчас такой подход очень востребован.

Можно себе представить, как в лучах прожекторов будет вращаться фигура Святой Екатерины. К ней будут подниматься люди, фотографироваться у нее. Это уже некий процесс. Жители города и области будут просто счастливы привести туда своих гостей и показать это чудо света. Такие вещи делаются на века, это долгосрочное и эффективное вложение.

Логично, что именно этой идее отдано предпочтение градостроительным советом Екатеринбурга в 2013 году, однако, дальнейшего развития ни Проект, ни идея Церетели развития не получили.

Памятник-реквием.

Еще одна монументальная работа Зураба Церетели, так и нигде не установленная, но связанная с историей России и Екатеринбурга, была создана в 2007 году. Она называется Памятник-реквием.

Языком искусства она даёт глубокое осмысление события трагической ночи - расстрела Царской Семьи (с 17 на 18 июля 1918г.).



Изобразительно-портретная композиция скульптурной группы, запечатлевшая образы Царской Семьи по известным всем фотографиям - мирно домашним, из императорского семейного альбома… Сложная гамма чувств трепетно пробегает по лицам запечатленных образов, меняя выражения их в зависимости от падающего света на скульптуру, от бликов и теней на её бронзовой поверхности, в струящихся складках ниспадающих одежд. Мучительно спокойное, смиренно просветлённое лицо царя. Мужественная постановка его ног в сапогах, выдвинутых вперёд и кажущихся огромными, придаёт силу его фигуре, а также крепкое равновесие скульптурной группе. Скорбная недоумённость перед жестокостью выражена в обликах Великих Княжён, юных и красивых, - Татьяны, Ольги, Марии, Анастасии. Выразительны их по разному скрещённые руки - знак смиренного принятия судьбы. И опущенные руки августейшего наследника - царевича Алексея. Его лицо и фигура подростка, чуть выдвинутая, с выражением детской невинности и протеста, изображена под выстрелом в упор. Образ Императрицы - Матери, с античной посадкой головы, исполнен нравственного достоинства, духовной силы и благородства, проникнут болью за всех - за свершающееся.

Человеческая драма столкновения Добра и зла, Света и тьмы как бы на глазах у зрителя, созерцающего скульптуру, переключается из плана исторического ужасающего факта в план духовный. Скульптор опустил веки, закрыл глаза Венценосной Семье - и лицо каждой Царственной Особы превратилось в лик мученичеством стяжённой святости. Бронзовая масса крупных фигур словно потеряла тяжесть, им придана воздушность, устремлённость - Царские Мученики предстоят перед Богом.

В Екатеринбурге, в разные годы, проводились выставки Зураба Церетели. Екатеринбуржцы предпочитают любоваться творениями скульптора в зарисовках, Проектах и макетах, а не на улицах города... Хотя, еще все может измениться...

В публикации использованы материалы:
http://www.justmedia.ru/news/culture/121811
http://www.berlogos.ru/article/zurab-tsereteli-reshil-sudbu-telebashni-ekaterinburga-/
http://gazeta-slovo.ru/content/blogsection/3/34/9/81/?graphicMode=night
http://www.calend.ru/person/6862/

Мои некоторые посты о Екатеринбурге и его истории:
Живы ли некогда знаменитые на весь мир уральские производства класса люкс?
О подлинности останков царской семьи, найденных под Екатеринбургом. Зачем нужна эксгумация?
Свердловск-Екатеринбург. Голос Победы в бункере... Или вакуум нашей памяти
Ранний Ельцин (видео свердловского периода). До перестройки еще 4 года!
Историческая справка. СИЗО-1 (Екатеринбург). Централ в центре!
Екатеринбург. Тайны 12 километра. Что не понять литовцам?
Екатеринбург 1909 года в цветной фотографии Прокудина-Горского.
Екатеринбургский монетный двор: один из 14-ти Российской Империи.
Начинаем отсчет. Екатеринбург: история нулевого километра.
Вечный праздник. Екатеринбург. Ул.8-е марта. Вехи истории.
Свердловск-Екатеринбург. История города в новогодних фотографиях и документальных фильмах.


Копия поста размещена на Blogger http://alexandranikin.blogspot.ru/2016/01/blog-post.html

Г: Екатеринбург, Скульптура, Архитектура, История

Previous post Next post
Up