500 лет Утопии Томаса Мора

Jan 03, 2016 13:04

Утопические взгляды и понятие "Утопия" нами традиционно связываются с книгой Томаса Мора «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

«Утопия» делится на две части, мало похожие по содержанию, но логически неотделимые друг от друга. Первая часть произведения Мора - литературно-политический памфлет; здесь наиболее сильный момент - критика современных ему общественно-политических порядков: он бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн, остро высмеивает разврат духовенства. Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, - писал он, - поели людей». В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ, напоминающая более ранние, умеренные проекты Мора; эта часть очевидно служила ширмой для второй, где он высказал в форме фантастической повести свои сокровенные мысли.



Карта острова Утопия «Utopia.ortelius»  Abraham Ortelius (1527-1598) http://- http://users.nsula.edu/sinclaird/utopia.jpg. Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада - https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Utopia.ortelius.jpg#/media/File:Utopia.ortelius.jpg

Во второй части снова сказываются гуманистические тенденции Мора. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов; он много говорит о греческой философии, в частности о Платоне, сами герои «Утопии» - горячие приверженцы гуманизма. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, причём земледелием занимаются поочерёдно все граждане до определённого возраста, сельское хозяйство ведётся артельно, но зато городское производство построено на семейно-ремесленном принципе - влияние недостаточно развитых экономических отношений в эпоху Мора. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям, без каких-либо твёрдых ограничений. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля - полная демократия: все должности - выборные и могут быть заняты всеми, но, как и подобает гуманисту, Мор предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Школа чужда схоластике, она построена на соединении теории и производственной практики.

Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. В отношении к религии Мор занимает промежуточное положение между людьми религиозного и рационалистического миросозерцания, но в вопросах общества и государства он - чистый рационалист. Признавая, что существующее общество неразумно, Мор вместе с тем заявляет, что оно - заговор богатых против всех членов общества.

Мор начал работать над книгой во время посольства во Фландрию в мае 1515 г.

Первое издание (лёвенское) подготовил друг автора, Эразм Роттердамский, в 1516 году. Первое лондонское издание вышло в свет через 16 лет после казни Мора, в 1551 г. К тому времени книга уже была переведена на французский и итальянский. В связи с этим на протяжении долгого времени «Утопия» была более известна и читаема на континенте, чем на родине Мора.

Даже спустя 500 лет, можно с полной уверенностью сказать, что многие идеалы, которые Мор пропагандировал своей книгой, близки нам, но так и не достигнуты:
- развитая роль гражданского общества,
- отсутствие коррупции,
- отсутствие дискриминации по тем или иным признакам (расовые, национальные, гендерные и т.д.),
- разумная религиозность,
- отсутствие расслоения общества по уровню доходов...

Почему они так и остались идеалами и утопией, даже спустя пятьсот лет, на этот вопрос политологи, социологи, юристы и экономисты дают разные ответы...

Думаю, что причина утопичности Утопии состоит в том, что если не будет идеала, к которому можно стремиться, то исчезает само развитие общества и общественных отношений... Развитие в том и состоит, что то состояние общества, которое хотелось бы достичь - недостижимо! Именно по этой причине, с 1516 года, мы изучаем то, как организовать общество и государство, которых никогда не будет!

Точная дата выхода книги Томаса Мора неизвестна... Будем отмечать ее юбилей весь год!

В посте использованы материалы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Утопия_(книга)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Утопия
http://studentdream.narod.ru/mor.htm


Копия поста размещена на Blogger http://alexandranikin.blogspot.ru/2016/01/500.html

Общество, История

Previous post Next post
Up