Для тех, кто приезжает в Нижний Тагил Свердловской области, пусть и не сразу, но в глаза бросается обилие памятников паровозу Черепановых. У нового открывшегося отеля "Парк Ин" самый молодой из таких памятников, а еще они стоят у входа в главное здание Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал", Музея бронетанковой техники Уралвагонзавода, конечно же, у музея "Дом Черепановых"... Думаю, что его можно еще где-нибудь увидеть, если более долго побродить по улицам города.
Мой рассказ о Музее истории техники "Дом Черепанова".
Историко-технический музей «Дом Черепановых» расположен на южном берегу Выйского пруда. Это двухэтажный каменный дом с мезонином, с балконами, украшенными ажурной решеткой, и широкой террасой, обращённой в парк. Здание - одно из немногих памятников архитектуры XIX в. в Нижнем Тагиле, которое сохранило за собой территорию усадьбы с надворными постройками. Усадьба построена в 1830-е гг, в стиле позднего классицизма, предположительно тагильским крепостным архитектором А.П. Чеботаревым, получившим образование в Императорской Академии Художеств.
Название музея Дом Черепановых- было выбрано неслучайно. Именно так тагильчане называли этот дом задолго до открытия в нём музея. Согласно устоявшемуся мнению горожан, в этом доме проживали знаменитые тагильские изобретатели, создатели первого русского паровоза Ефим и Мирон Черепановы. Данный исторический факт подтверждает документ Уставная грамота Выйского завода на усадьбы и покосы 1862-го года, по которой владельцем первого дома по улице Большой Выйской (современная ул.Верхняя Черепанова), является купец Киприян Миронович Черепанов, старший сын Мирона Черепанова, одного из механиков.
Кратко возвращаясь к истории создания паровозов. Первый паровоз, в традиционном его понимании, был создан в Англии в 1801 году, патент на усовершенствованое изобретение получен в 1804 году Ричардом Тривитиком. В России самостоятельное, но с учетом ошибок и достижения англичан, паровозостроение начинается с создания паровоза отцом (Ефимом) и сыном (Мироном) Черепановыми, механиками заводов Нижнего Тагила (нужно отметить, что должность их не привязывала к конкретному заводу, так как заводоуправление было городским, в него входили все заводы города, принадлежавшие семье Демидовых).
Пуск первого паровоза для заводских нужд, в 1833-34 годах, не столь ярко было отмечено современниками, как открытие 6 ноября 1836 года Царскосельской железной дороги, которая стала первой общественным железнодорожным путем сообщения.
За свои разработки в строительстве паровых машин, отец и сын Черепановы, которые являлись крепостными Демидовых, получили вольную, однако, обещанная воля коснулась только этих двух Черепановых, семьи которых остались закрепощены. Может быть именно это очень быстро свело Ефима Черепанова в могилу, а Мирона сподвигло на беспробудное пьянство (сведения мной взяты из рассказа экскурсовода туристического проекта "Самоцыетное кольцо Урала").
Вернемся к музею. Основная часть экспозиции рассказывает о судьбе семьи бывших хозяев усадьбы, Черепановых, а также об изобретателе велосипеда, тагильчанине Ефиме Артамонове (кстати, изобретенный им велосипед оказался на 17 лет моложе запатентованного Карлом Дрезом "самоката для ходьбы").
Оправдывая притязания на политехнический музейный статус, в "Доме Черепановых" отдельные залы отведены рассказам о развитии связи и звукозаписывающей и воспроизводящей техники. Отличительной чертой музея является, что часть раритетов находится в рабочем состоянии и их работа демонстрируется посетителям.
Click to view
Click to view
Click to view
Вот таким предстает перед нами Музей, распахнувший свои двери для экскурсантов в 2004 году (11 лет назад). Конечно, для полномасштабного политехнического музея далеко, но в его залах есть что посмотреть...
Музей на портале Культура.РФ -
http://www.culture.ru/institutes/12373, на сайте Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал" -
http://museum-nt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7&Itemid=8 В посте использованы материалы:
http://www.culture.ru/institutes/12373http://bikes.ironhorse.ru/archives/33https://ru.wikipedia.org/wiki/Велосипед_Артамоноваhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Дрез,_Карлhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Паровоз Мои посты по истории Нижнего Тагила:
Дом, где металлический пол и лестницы... Из истории уральских городов. Нижний Тагил. Исторический объект, которому нет места в реестре... Историческая справка. СИЗО-3 (Нижний Тагил). Предыстория. Историческая справка. СИЗО-3 (Нижний Тагил). Становление. 30-е годы ХХ века (документы и фото). Расцвет и упадок Сан-Донато. «Acta non verba» (Делами, а не словами) О международном значении Нижнего Тагила! Такого больше нигде нет...
Копия поста размещена на Blogger
http://alexandranikin.blogspot.ru/2015/11/blog-post_9.html