Вот не знаю почему, фрески виллы Ливии (жены императора Августа - 30-20 гг. до н.э.) ассоциируются у меня с этой песней :)
Только ради этой комнаты уже стоило идти в Палаццо Массимо. Мозаики из предыдущего поста - это украшение пола вместо линолиума здесь же мы видим, то что было на стенах т.е. обои. Фрески высотой 3 м украшают сплошным ковром большой триклиний - летнюю столовую. Окна находились сверху, таким образом в комнате было прохладно и можно было спастись от летнего зноя. Заходя в зал вы сразу попадаете в чудесный сад, где цветут цветы (иногда весенние), ветки опускаются от груза плодов (иногда осенних), летают птицы. На многих картинах встречаются изображения идеального города, здесь же мы видим идеальный сад :).
М.В. Алпатов
писал: "Отдельные детали изображены вполне достоверно. Среди цветов мы без труда узнаем розы и маргаритки; тяжелые плоды заставляют сгибаться ветки; птицы разных пород воспроизведены так, что удовлетворят любого орнитолога. Масштабы достаточно точно соразмерены с человеческим ростом. Казалось бы, все сделано для того, чтобы создать иллюзию подлинного куска природы. Но никакой иллюзорности, расчета на обман зрения здесь нет. Мы все время ощущаем (и это входило в замысел художника), что перед нами не настоящая природа, а ее идеальный образ, призванный не обманывать глаз, но ласкать взор гармонической ясностью колорита, ритма, пространственного построения...В целом получается очень тонкое сочетание естественности и декоративной условности. По этому же принципу построен и колорит росписи. Мягкие тона живописи, казалось бы, передают легкое колебание воздуха. Но здесь нет ни источника света, ни натуральной плотности цвета. Светоносная живопись, построенная на звучных чистых тонах, вновь создает ощущение скорее поэтического образа природы, нежели ее правдоподобного воспроизведения.
Рафинированное наслаждение натурой, а отнюдь не ее пристальное штудирование двигало кистью художника, познавшего вкус к утонченным переживаниям."
Ну поэтический образ, значит поэтический ;), я там вспоминала по причудливой ассоциации стих Гумилева, буду его здесь цитировать ;).
...
Под покровом ярко-огненной листвы
Великаны жили, карлики и львы,
И следы в песке видали рыбаки
Шестипалой человеческой руки.
Никогда сюда тропа не завела
Пэра Франции иль Круглого Стола,
И разбойник не гнездился здесь в кустах,
И пещерки не выкапывал монах -
Только раз отсюда в вечер грозовой
Вышла женщина с кошачьей головой,
Но в короне из литого серебра,
И вздыхала и стонала до утра,
И скончалась тихой смертью на заре,
Перед тем как дал причастье ей кюре.
Это было, это было в те года,
От которых не осталось и следа.
Это было, это было в той стране,
О которой не загрезишь и во сне.
Я придумал это, глядя на твои
Косы - кольца огневеющей змеи,
На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная бирюза.
Может быть, тот лес - душа твоя,
Может быть, тот лес - любовь моя,
Или, может быть, когда умрём,
Мы в тот лес направимся вдвоём.
А кстати, если не вдаваться в личности Ливии и Августа, 51 год счастливой совместной жизни это действительно про любовь :).
И нигде нет статуй, лес-сад отделен заборчиком и всё... нет следов человека :)
Из М.В. Алпатова: "Чтобы нарушить монотонность стелющейся по стенам росписи, художник в центре каждой стены изображает неглубокую нишу с низкой оградой, как бы отделяющей воображаемое пространство сада от реального пространства зала, помещает в этой нише дерево, создавая тем самым необходимый ритмический акцент."
И отдельно птички.
Ботаники определили на этих фресках более 20 видов растений, все выписаны очень реалистично. О символических значениях некоторых из них можно посмотреть здесь. Фото взято
отсюда, там же можно хорошо увеличить и все прочитать. А вот про птичек не нашла, буду благодарна за определение (растений тоже, я не все разобрала ;)).
![](https://farm6.staticflickr.com/5595/14661207375_3642786797_b.jpg)
Продолжение ещё будет :)
Почему в Рим Гоголь в Риме (эпиграф)
Рим. День первый, часть 1 а -Латеранская базилика, Скала Санта, Баптистерий и чуток Санта-Куатро-Коронати Рим. День первый, часть 1б - базилика св. Климента Рим. День первый, часть 1в. Форумы и Палатин Рим. День второй, часть 2 а - Ватиканские музеи. Атлеты. Рим. День второй, часть 2 б - Ватиканские музеи. Музей Пио Кристиани. Рим. День второй, часть 2 в - Ватиканские музеи. Мраморные люди ;) и бонусом фаюмский портрет. Рим. День второй, часть 2 г - Ватиканские музеи. Живность всякая ;) Рим. День второй, часть 2 д - Ватиканские музеи. Корабли постоят и ложатся на курс... Рим. День второй, часть 2 е - Ватиканские музеи. Пинакотека, фрески, вечер. Рим. День третий. Часть 3а. Сан Джованни э Паоло, Санта Мария ин Домника. Рим. День третий. Часть 3б. Сан-Стефано Ротондо и Санта Сабина. Рим. День третий. Часть 3в. Санта Мария ин Космедин, Бычий форум и ц. Сан Джорджо ин Велабро Рим. День третий. Часть 3г. Затибрие - Трастевере и церковь Санта-Мария ин Трастевере Рим. День третий. Часть 3 д. Капитолий. Санта-Мария ин Арачели, Сан Марко. Рим. День четвертый. Часть 4 а. Ц. св.Вита и ц. св.Прасседе Рим. День четвертый. Часть 4 б. Санта Мария Маджоре. Рим. День четвертый. Часть 4 в. Базилики Санта-Пуденциана и Сан-Пьетро-ин-Винколи Рим. День четвертый. Часть 4 г. Ц. свв. Космы и Дамиана, мимо форумов в гетто и к пл.Навона.<
Рим. День четвертый. Часть 4 д. Пантеон и церковь Санта Мария сопра Минерва. Рим. День четвертый. Часть 4 е. Палаццо Массимо. Рим. День четвертый. Часть 4 ж. Палаццо Массимо, продолжение. Рим. День четвертый. Часть 4 з. Палаццо Массимо, мозаики.