Капитолий, Палатин, Целий и Авентин. Холмов в Риме больше, но эти - с детства на слуху. В этот день мы решили брать Целий, Авентин и Тибр с тем, что за ним - Трастевере. Мы, приверженцы Средневековья, опять были оригинальны - шли по меткам на карте, где отмечены были не античные артефакты, а средневековые церкви (желательно, с мозаиками).
Вышли пешком от отеля через Porta Metronia на Via Druso вдоль склонов Целия к началу Аппиевой дороги и термам Каракаллы.
Цель - церкви Сан Джованни а Порта Латина и Сан Джованни ин Олео. Обе оказались наглухо закрыты и, как мы понимаем, открываются они крайне редко (звонили во все звонки - глухо).Теперь мы окончательно понимаем, что Рим - громадный город, чтящий "истоки", даже в центре своем. Пересекаемый нами проспект-бульвар - широченный, а машин почти нет, до терм Каракаллы - больше ста метров лугов, а с другой стороны проспекта - зеленый и незастроеннный Целий. Не сразу поняли, что город спит - крещенский сочельник, выходной.
Далее идем вдоль громадных терм Каракаллы вверх к Santa Balbina. И она закрыта. Вот такое фиговое утро.
Теперь нам опять нужно на ту сторону Целия, откуда пришли. Идем к Basilica Santi Giovannie e Paolo. Посещаем подземный музей под ней с жилищами и фресками. Музей неожиданно большой. Античные фрески, которые мы видим там - не идут ни в какое сравнение с теми, что потом увидим в палаццо Массимо, но именно благодаря этому месту, этим подземным залам, увиденное позже в палаццо Массимо органично ляжет в наших головах на реальные стены.
Улочка под контрфорсами базилики, слева вход в музей Сase Romane del Celio (
их сайт) ;)
В 1887 году падре Германо откопал здесь дом-инсулу на 20 комнат (раскопки все еще идут) с фресками II века н.э. Фотографировать можно (без вспышки), но сохранность фресок можно обозначить словами "не очень", так что покажу немного.
Непонятный железный предмет это экспонат выставки-инсталляции. В центре комнаты на фреске Прозерпина (общепринятое мнение, хотя русская вики пишет Венера) вокруг "путти" на разнообразных корабликах ;).
Там же предлагается посетить несколько музейных залов.
Фреска Христос с арх. Михаилом и Гавриилом, XII в.
архангел Гавриил
архангел Михаил
Обращаю ваше внимание на тарелки ;), ими декорировали колокольню (см. ниже), как изразцами. Как я понимаю снаружи в основном копии.
Эта византийская середины XII века
А эта исламская, из Магриба (?) XII века. Там еще довольно много испанских.
Santi Giovannie e Paolo - прекрасный фасад, изящная высокая кампанила, пустынно. На колокольне видны тарелочки. Под ней остатки храма Клавдия (справа можно увидеть блоки храма в основании). Сама колокольня XIII века.
Церковь IV века, но портик XII века. Посвящена не апостолам Иоанну и Павлу, как можно было подумать, а двум римским офицерам, служившим у императора Константина; когда их призвал служить Юлиан Отступник, они отказались и были обезглавлены в собственном доме в 362 году. Считается, что дом был на этом самом месте... может быть его еще откопают, не думаю, что Прозерпина возлежала у них в "столовой".
Мы читали про фрески XIII в этой церкви. Когда вошли в нее, то не нашли этих фресок в открытом доступе. Не постеснялись обратиться к служителю, дядечке лет семидесяти. Он радостно (именно радостно и бескорыстно) провел нас сквозь алтарь в ризницу, где на вешелочках висели облачения священников, лежал прочий недешевый церковный скарб, а на стенах были те самые фрески. Рассказывал нам по-итальянски про фрески с удовольствием.
У входа лев, как обычно кого-то доедает
Христос и апостолы. Колонны очень похожи на стиль мастеров Космати (сравни в клуатре базилики Сан Джованни ин Латерано), нет?
Деталь, такой вот неожиданный портрет.
Еще раз взглянули на красавицу-колокольню
В зеленом и цветущем парке Виллы Челимонтано - церковь Сан Томмазо. Она маленькая, чудесная снаружи и бедная внутри. Искали на ней мозаику - не нашли (нашли, но на обратном пути, см. следующий пост).
Фонтанчик по дороге
Всюду много зелени и безлюдно
Далее - Санта Мария ин Домника - еще мозаики, которыми мы спешили любоваться.
Мозаика IX века выполненная византийскими мастерами по заказу папы Пасхалия I (изображен коленнопреклоненным с квадратным нимбом - значит был еще жив). Сверху Христос и апостолы. По бокам Моисей (справа от Мадонны) и Илия (слева).
Пасхалий I был папой всего 7 лет (817-824), но за это время успел украсить мозаиками несколько римских церквей. В трех из них сохранился его портрет, благодаря которым он и остался в благодарной памяти потомков. П.Муратов пишет: "Сам папа Пасхалий был, по-видимому, мало похож на святого. Его молодое лицо восточного типа очень красиво, его поза проникнута церемониальной грацией, его одежды тщательно и богато убраны золотом и драгоценными камнями. Такой папа кажется главой элегантного и любившего роскошь двора, стремившегося во всем походить на Константинопольский двор." Обратите внимание на необычный темный фон, новшество по сравнению с VIII веком. Мадонна держит в руках платок, как изысканная византийская императрица
Моисей
Пост писался совместно с К.
Почему в Рим Гоголь в Риме (эпиграф)
Рим. День первый, часть 1 а -Латеранская базилика, Скала Санта, Баптистерий и чуток Санта-Куатро-Коронати Рим. День первый, часть 1б - базилика св. Климента Рим. День первый, часть 1в. Форумы и Палатин Рим. День второй, часть 2 а - Ватиканские музеи. Атлеты. Рим. День второй, часть 2 б - Ватиканские музеи. Музей Пио Кристиани. Рим. День второй, часть 2 в - Ватиканские музеи. Мраморные люди ;) и бонусом фаюмский портрет. Рим. День второй, часть 2 г - Ватиканские музеи. Живность всякая ;) Рим. День второй, часть 2 д - Ватиканские музеи. Корабли постоят и ложатся на курс... Рим. День второй, часть 2 е - Ватиканские музеи. Пинакотека, фрески, вечер.