Рим. День четвертый. Часть 4 а. Ц. св.Вита и ц. св.Прасседе

Feb 27, 2015 22:41


Это последний, четвертый день в Риме. Поздно вечером мы уедем ночным поездом в Венецию, чтобы около часа сначала неспешно, а затем бегом переместиться от вокзала Santa Lucia к остановке вапоретто (в нашем случае - скоростного Alilaguna) до аэропорта, крайней от центра Венеции остановке - Madonna dell Orto.
Погода впервые портится, но дождя нет. Выходим из метро
Почти сразу - средневековая церковь с маленькой античной аркой перед ней.  Когда-то трехпролетная (ныне однопролетная) арка Галлиена  (261 г.)  была воротами в Сервиевой стене (IV в до н.э.), главным входом на Эсквилин. Здесь начинались две консульские дороги: Тибуртина и Лабикана
Почему-то мы сфотографировали ее фоном для моего портрета ;), поэтому здесь будет гравюра Джузеппе Вази, XVIII в. Ведь всё почти не изменилось, почти. ;))


Под кат я рекомендую пройти, текст ведь можно пропустить, а мозаики покажу одни из лучших в мире.
Церковь посвящена свв. Виту, Модесту (его наставнику) и Crescentia (не знаю, как лучше перевести ее имя, это жена св. Модеста и няня св. Вита), мученикам при императоре Диоклетиане. Основана в IV в. на месте античного крытого рынка (? или рядом с ним), но существенно перестраивалась в 1477 году.
Говорят, что церковь чаще всего закрыта, но мы в нее попали :).
Фреска 1483 года приписывается Антониаццо Романо. Мы сфотографировали лишь нижнуюю часть - св. Себастьян, св. Маргарита (у ног видны остатки хвоста дракона) и св. Вит с собакой.


Распятие с златовласым Христом.


Это мы не планировали, это само так вышло. А планировали мы начать с церкви Санта-Прасседе с ее мозаиками, которые нам полюбились более всех в Риме
Уже при входе в церковь Санта- Прасседе - икона. Информации про нее я не нашла.


Слева от входа - капелла святого Зенона, которая, когда мы вошли, была темной до того, что проходя по центральному нефу при дежурном посещениии "для галочки", теоретически, можно было бы ее и пропустить. Но мы ждали чудес, вошли в церковь как следопыты и, конечно, пойдя по периметру, слева направо, почти сразу оказались в этом мерцающем мраке. К. сразу выбежал к служителю - где, куда кидать наши евро для подсветки? Правильный ящичек был указан - и мы "обалдели" от представшего. Не уверены, что фотографии передают ощущения не только ларца с сияющими драгоценностями от стен этой капеллы, но и гармонии композиции, вписанной в ее геометрию. Свет гас, мы бросали свои евро и любовались ( тяжелый карман перестал быть тяжелым).
Цитату из П. Муратова о капелле уберу под спойлер. Она хороша, но длинновата.[Spoiler (click to open)]

Но с каким изумительным художественным тактом умели они применить золото в полумраке небольшой капеллы Сан Зено! Недаром современники называли эту капеллу "hortus paradisi". Вместе с равеннским мавзолеем она является самой высокой точкой, какой только достигало когда-либо искусство мозаики.
Вход в капеллу Сан Зено обведен мозаичной аркой с очень интересными медальонами и украшен мраморной вазой. Надпись над дверью увековечивает имя и дело Пасхалия. Единственное окно освещает маленькое квадратное пространство часовни, перекрытое сводами. Все стены и своды залиты сплошь мозаиками. В центре сводов помещен медальон с прекрасным ликом Христа, поддерживаемый наподобие кариатид четырьмя белыми ангелами. На боковых стенах изображены святые мужи и женщины; красные цветы на золотых стеблях расцветают у их ног. Уже одна эта композиция кажется совершенной, и запоминается навсегда достигнутое здесь благородство типов. Но трудно передать словами все живописное волшебство мозаик Сан Зено, сияющих в слабом свете единственного окна или вспыхивающих золотыми, красными и синими искрами от одной зажженной свечи. Переливы красок, которые производит здесь малый свет, неописуемы. И здесь начинаешь отчетливо понимать, какое великое открытие совершила Византия, соединив искусство мозаики с искусством распределения света.

Мозаика над входом. При описании буду пользоваться прекрасной статьей в википедии, за которую, как я понимаю следует благодарить sibeaster.
"Над входом в капеллу размещены две полукруговых серии золотых медальонов на синем фоне. На медальонах «внешнего» полукруга изображён Христос (в центре) и двенадцать апостолов, «внутреннего» - Богородица с Младенцем (в центре), справа и слева от неё двое святых мужей (предполагается, что это- святые Валентин и Зенон), а затем святые жены (по четыре с каждой стороны). За пределами полукругов также в медальонах представлены Моисей и Илия. Уже во время реставрации XIX века византийская мозаика была дополнена снизу портретами двух пап - Пасхалия I и его преемника Евгения II."






Мозаика входной стены внутри капеллы "содержит типично византийский сюжет - Престол уготованный (символ ожидающегося второго пришествия Христова). Престолу молитвенно предстоят апостолы Пётр (в левой руке - ключами) и Павел (в левой руке - свиток вместо привычного меча)."


Святые Агнесса, Пуденциана и Пракседа (слева направо)






В верхней части "изображён Христос в виде Агнца, стоящий на вершине холма, с которого стекают четыре реки. Из ручьёв утоляют жажду олени и лани, напоминающие о стихе 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). На нижней мозаике ниши изображены Богородица в окружении святых Пуденцианы и Пракседы, а слева от этой группы находится портрет Ф(Т)еодоры, матери Пасхалия I, для погребения которой и предназначалась капелла. На момент работы над мозаикой Феодора была ещё жива, на что указывает квадратный голубой, а не круглый золотой, нимб над её головой."




Над головой Ф(Т)еодоры видна загадочная надпись EPISCOPA. Что бы это значило?


На правой от входа стене изображены апостолы Иоанн, Андрей и Иаков (слева направо)


"Христос Вседержитель, благословляющий правой рукой, а в левой руке держащий Евангелие. По бокам от него предположительно свв. Валентин и Зенон". А какой потолок, а? Это же восторг и действительно "райский сад".


Богородица и Иоанн Креститель по бокам от окна (о его символизме интересно написано в википедии). В нише под окном "Преображение". Обратите внимание, колонны не поддерживают свод а являются подножкой для ангелов.


Поближе




А вот и ангелы, которых поддерживают колонны. В центре Христос Вседержитель. Мозаика потолка капеллы.


Еще  ракурс.


В капелле хранится святыня - Столб Бичевания Считается, что это тот самый Столб к которому был привязан Христос во время бичевания в доме Пилата. Я всегда на месте определяю свое отношение к такого рода святыням, если душа откликается, значит я верю, нет- так нет. В этом случае - да, верю, что это она самая, это ощущается.


Там же более поздняя мозаика (XIII века, остальные, напомню IX в.). Богородица с Младенцем и предстоящими Пракседой и Пуденцианой.




Стали любоваться алтарными фресками (тоже надо было подсветить, впрочем), но тут пара пожилых немецких туристов (уже с чемоданами) разделила наше финансовое бремя. Они кидали свои евро без сожаления, а мы перестали суетиться и наслаждались.
Общий вид алтаря с мозаиками IX века.

Считается, что изображено Второе пришествие Христа. В центре по красным, синим и зеленым облакам идет Христос, который правой рукой благословляет, а в левой держит свиток (символ законодательства) с буквами  Α и Ω ("Я есмь Альфа и Омега, начало и конец," Отк. 1:7-8). Обратите внимание, вокруг святых пальмы (дело ведь происходит в Раю) и даже слева (от нас) сидит Феникс (раннехристианский символ Христа и Воскресения). На арке мы видим монограмму Пасхалия I.


По правую руку Христа ап.Павел, св.Пракседа и Пасхалий I с макетом церкви в руках и с квадратным нимбом (что, как все помнят, значит, что в тот момент он был еще жив). С папой Пасхалием I мы с вами уже встречались в церкви Санта-Мария ин Домника. Повторяться не буду :), скажу только то, что забыла сказать тогда. В IX веке в Византии бушевала вторая волна иконоборчества и поэтому греческие мастера искали работу "за рубежом".  А папа Пасхалий, по чудесному стечению обстоятельств любил греков и с радостью давал им приют и работу в Риме. В результате между 817 и 824 гг. (он был папой всего 7 лет) в городе появилось несколько церквей с превосходными византийскими мозаиками. А Санта-Прасседе совсем особенное место, ведь здесь готовилась усыпальница для матери Пасхалия I - Теодоры (в капелле Санта-Зенона, мы уже видели ее прижизненный портрет).
Как же мне здесь нравятся жесты апп. Петра и Павла, когда они крайне дружелюбно, даже ободряюще, приобнимают свв.Пракседу или соответственно Пуденциану за плечо и  направляют их к Христу.


По левую руку Христа ап.Петр (у него, как и у ап.Павла белые с красным одежды, которые символизируют праведность и мученичество), св. Пуденциана (у нее, как и у св.Пракседе в руках венок  - символ девственности), крайний, вероятно св. Зенон (или св. Кириак), он держит в руках Евангелие.


Теперь давайте посмотрим мозаики арки апсиды (вернитесь чуть назад, к общему виду алтаря и вы поймете, что именно я вам сейчас буду показывать)

Сверху видны традиционные символы евангелистов Марка (лев) и Матфея (ангел). Вокруг них разноцветные облака. Ниже "изображены 24 старца в белых одеждах и с золотыми венцами в руках. Количество старцев, представляющее собой удвоенное число 12, обычно толкуется как 12 патриархов колен Израилевых и 12 апостолов, то есть христиан из иудеев и язычников соответственно".


"Характерна чиста римская подробность мозаики - старцы полагают свои венцы перед Агнцем, держа их покрытыми руками. Именно так, покрытыми руками в Древнем Риме полагалось преподносить или принимать дары от императора." (эти покрытые руки, видимо, отличаются от покрытых рук на мозаиках Санта-Мария ин Трастевере, странно предположить получение дара в момент Сретения или Успения, или я ошибаюсь?)


С другой стороны


Переводим взгляд к ближней Триумфальной арке. "Точный смысл всей композиции уже не может быть расшифрован, так как отдельные элементы мозаики были уничтожены в ходе перестройки базилики в XVI веке, а сама арка подверглась неудачной реставрации XIX века." В центральной части мы видим благословляющую фигуру Христа, рядом с ним ангелов и предстоящие по правой руке Христа - Богородица, Иоанн Креститель и шесть апостолов (в кадре один). По левую сторону -  святая Пракседа и ещё шесть апостолов (в кадре два). Внизу мы опять видим  монограмму Пасхалия I.


Праведники движутся в сторону Небесного Иерусалима, врата которого охраняет Ангел.


В правой части тоже изображены праведники, которые идут в Небесный Иерусалим (вход охраняет Ангел). Ведут их апп. Петр и Павел и Ангел. Какие облака над ними, еще не райские разноцветные, а земные. А под ногами маки.


Нижние группы (с обеих сторон) имеют неоднозначное истолкование (см. википедию). Я выбрала одну из версий: это "спасённые, о которых Апокалипсис говорит: «Великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7:9-10)".


А еще в Санта-Прасседе есть современные мозаики, можно сравнить. Джулио Барджеллини XX век. Детали мозаики «Вознесение Богородицы с предстоящими монахами и монахинями - валломброзианами»


Фотография хуже, но уж больно лица харАктерные. И.... несколько отличаются от прежних.


А еще там есть полы косматеско ;) и еще куча всего, но я уже лучше помолчу


Пост опять писался совместно с К.
Почему в Рим
Гоголь в Риме (эпиграф)
Рим. День первый, часть 1 а  -Латеранская базилика, Скала Санта, Баптистерий и чуток Санта-Куатро-Коронати
Рим. День первый, часть 1б - базилика св. Климента
Рим. День первый, часть 1в. Форумы и Палатин
Рим. День второй, часть 2 а - Ватиканские музеи. Атлеты.
Рим. День второй, часть 2 б - Ватиканские музеи. Музей Пио Кристиани.
Рим. День второй, часть 2 в - Ватиканские музеи. Мраморные люди ;) и бонусом фаюмский портрет.
Рим. День второй, часть 2 г - Ватиканские музеи. Живность всякая ;)
Рим. День второй, часть 2 д - Ватиканские музеи. Корабли постоят и ложатся на курс...
Рим. День второй, часть 2 е - Ватиканские музеи. Пинакотека, фрески, вечер.
Рим. День третий. Часть 3а. Сан Джованни э Паоло, Санта Мария ин Домника.
Рим. День третий. Часть 3б. Сан-Стефано Ротондо и Санта Сабина.
Рим. День третий. Часть 3в. Санта Мария ин Космедин, Бычий форум и ц. Сан Джорджо ин Велабро
Рим. День третий. Часть 3г. Затибрие - Трастевере и церковь Санта-Мария ин Трастевере
Рим. День третий. Часть 3 д. Капитолий. Санта-Мария ин Арачели, Сан Марко.

Картинки, Рим, Италия, путешествия, интересное

Previous post Next post
Up