Продолжаем.
20. Филип Марлоу (Эллиотт Гулд, «
Долгое прощание»)
Десятку мужских персонажей открывает частный детектив Филип Марлоу - не герой романов Раймонда Чандлера и не благородный циник в классическом исполнении Хамфри Богарта, а блестящий пародийный образ, созданный Робертом Олтменом. Герой Эллиотта Гулда представляет собой просто идеального неудачника. Это нелепый и грубоватый пофигист, который с трудом находит работу и выполняет её из рук вон плохо. Он вечно с бодуна и с сигаретой во рту, у него растерянно-равнодушный, но как будто бы счастливый вид, хотя его не уважает даже собственный кот и все вечно подставляют. Тем не менее, пародийная реинкарнация известного сыщика без особого труда распутывает очередное тёмное дельце, собственноручно наказывая негодяя и даже смеясь и подпрыгивая от удовольствия в конце. И, как ни странно, этот безалаберный, опустившийся и циничный придурок умудряется быть вдвойне симпатичнее и обаятельнее всех классических красавцев, лихо выкручивавшихся из самых жутких передряг и получавших самых красивых женщин. А этому, кажется, только и надо, что купить на заработанную сотню зелёных ещё пачку сигарет, да завалиться дрыхнуть, покормив привередливого кота.
19. Эйлиш Лейси (Сирша Ронан, «
Бруклин»)
Думаю, не одному мне удалось заметить, что милая и немного угловатая девочка Сирша в какой-то миг вымахала в неординарную и привлекательную женщину и актрису, исполнившую внезапно свою самую лучшую и взрослую роль. Эйлиш нельзя назвать эффектной и даже особенно красивой, однако все её черты кажутся мягкими, плавными и какими-то умиротворяюще округлыми, в особенности - открытое детское лицо и добрые глаза. Но и изнутри неё идёт такой же мягкий и тихий свет, свет природной доброты и скромности, который излучает горячее и любящее сердце. При этом Эйлиш не стремится никак показать себя и проявить незаурядные способности. Трудно даже сказать, есть ли они у неё. Но она, в лучшем смысле этого слова, практична и всё же довольно умна, так как способна подчинить окружающий её жизненный хаос своей сильной воле и живой целеустремлённости. Она вся - воплощение несуетного оптимизма и той созидательной женской силы, которая умеет найти подход ко всему и каждому стать опорой.
Эйлиш серьёзна, спокойна, сдержанна в чувствах и как будто очень уверена в себе - но также чувствительна и слаба, так что дальновидная взрослая женщина и изящная леди сочетаются в её облике с трогательной неуверенностью большого ребёнка, говорящего тонким и тихим голоском с очень милым ирландским акцентом. И вся она переливается оттенками и цветами Ирландии - от бледно-морских глаз и тёмно-рыжих волос до небесно-синего платья и ярко-зелёного купальника. Главное же, есть что-то эльфийское и потусторонне-загадочное в этом взгляде - одновременно притягивающем и пугающем. И вообще Сирша Ронан как нельзя лучше преуспевает в создании органичного и убедительного образа простой девушки из Ирландии, которая, незаметно для нас, проделывает к концу фильма большой путь: дважды от дома до берегов Америки, а также и внутри себя - от невзрачной и неуверенной в себе рыженькой девочки, без всякого будущего и надежд, до изящной рыжеволосой леди и мудрой женщины, со спокойной, размеренной жизнью, любимой работой и любимым мужем. И если можно с уверенностью говорить именно о внутренней красоте женщины, то это как раз случай Эйлиш.
18. Бен Уэйд (Рассел Кроу, «
Поезд на Юму»)
Были времена, когда герой Кроу являлся для меня образцом для подражания, представляя собой идеальный типаж благородного разбойника, отсылающий прямиком к «Графу Монте-Кристо» и другим героям «большой дороги» из романов о средневековье. Немалую роль играло и юношеское пристрастие к вестернам и сентиментальному морализаторству, когда привязанность к врагу может оказаться сильнее верности старым друзьям. Однако я и до сих пор считаю, что для Кроу эта роль подходит как нельзя лучше. Бен Уэйд сочетает в себе все атрибуты романтического героя с отрицательной харизмой. С одной стороны, он - обычный мерзавец и головорез, ловко грабящий поезда и дилижансы, щедро делящийся с товарищами и жестоко вершащий правосудие. Убийство человека для него ничего не стоит, и, если есть хоть малейшая угроза жизни - курок будет спущен без раздумий.
С другой стороны, Уэйд - прирождённый лидер, сильный, умный и опытный человек, способный на своего рода заботу о других и редкие проблески совести. К тому же, это образ, действительно, очень романтический - человек, в мгновение ока выхватывающий револьвер, так же умеет ценить природу и человеческую красоту, отображая их в своих походных зарисовках, и даже цитирует Библию, словно давая понять, что его собственная жизнь то ли предрешена, то ли, и впрямь, ненавидима им. Всё это, конечно, чересчур красиво, прилизанно и надуманно, но трудно устоять перед таким набором качеств и не растрогаться при виде неизбежно зародившейся роковой дружбы между двумя антагонистами. Хотя, в конце концов, кратковременный приступ благородства Уэйда заканчивается обычным проявлением эгоистичной и жестокой натуры, желающей спасти свою жизнь во что бы то ни стало.
17. Кларисса Сандерс (Джин Артур, «
Мистер Смит едет в Вашингтон»)
Джин Артур - это такой особый тип роковых красоток в миниатюре. Они так же привлекательны и хороши собой, но в них есть какая-то детская и не идущая элегантной соблазнительнице искринка, из-за чего их невозможно воспринимать всерьёз, притом что невозможно не любить. В моём топе уже была другая такая героиня, в исполнении Холли Хантер. И Сандерс - такая же маленькая, смешная и заражающая своим оптимизмом женщина, которая и смешит, и восхищает одновременно. В общем-то, все известные мне роли Джин похожи друг на друга, но контраст между ней и Стюартом - это что-то невообразимое и неповторимое, особенно в этом фильме. Они - словно две собаки: одна - большая, лохматая, добрая и не слишком сообразительная, а другая - маленькая, бойкая, находчивая и беспрерывно тявкающая на первую. А у второй, к тому же - невероятно симпатичная и забавная мордашка.
16. Эдвард Блум (Юэн МакГрегор, «
Крупная рыба»)
«Крупная рыба» - это чудесная история о том, как нужно рассказывать истории. И для такого сюжета нужен особенный персонаж - с виду вполне обычный, но умеющий расположить к себе с первых же слов. И симпатичным добродушным лицом, и оригинальной выдумкой, и некоторой присущей ему чудаковатостью. Таков герой Юэна МакГрегора, который, несмотря на целую коллекцию ужасающе-странных и ни на кого не похожих бёртоновских персонажей, оказался для меня самым значимым и любимым. Просто потому, что сумел построить вокруг себя целый волшебный мир - более реальный, чем тот, в котором обитают его жена, сын и знакомые. Причём не менее прекрасен в образе Эдварда и Альберт Финни, почему-то безукоризненно правдоподобный в изображении постаревшего Блума. И, как молодости свойственны приключения, любовь и новые открытия, так и старость находит себя в мудрых, смешных и всё же достоверных историях о былых временах, способных поведать чуткому слушателю куда больше, нежели скучное и повседневное восприятие реальности. Потому что красота мира спрятана именно там - за тонким волшебным занавесом, приоткрывающимся для нас лишь в редкие минуты вдохновения.
15. Лариса Огудалова (Лариса Гузеева, «
Жестокий романс»)
Мощная и добросовестная экранизация пьесы Островского удалась Рязанову, в первую очередь, из-за нескольких великолепных актёров, каждого из которых хочется похвалить и отблагодарить отдельно. Но полное и безоговорочное восхищение вызвала у меня именно Гузеева, едва ли выглядевшая когда-нибудь такой же молодой и прекрасной. Лариса - чудесное, искреннее и наивное создание, ставшее жертвой жесткого мира и людского безразличия. Каждый здесь, в той или иной степени, оказался ей врагом - и каждый повинен в её трагической гибели. С тем большей и отчаянной радостью наслаждаешься её присутствием среди этих холодных и непонимающих людей, её светлой и чистой красотой, повергающей в восторженный и бессловесный трепет, и её милым улыбающимся лицом, слишком явно жаждущим ответной любви и заботы. Которых она так и не получит, благодаря чему навсегда запомнится, подобно героине Вивьен Ли из «Моста Ватерлоо».
14. Льюин Дэвис (Оскар Айзек, «
Внутри Льюина Дэвиса»)
Ещё один обаятельный неудачник, не ладящий с рыжими котами, выигрывает перед Филипом Марлоу хотя бы тем, что честно и преданно служит своему делу, которое никому не нужно. Льюин Дэвис играет в клубах чудесные и проникновенные песни - но его вытесняют более молодые и амбициозные исполнители. Он пытается выпустить новый альбом - но ему предлагают выступить на подпевках. Он ищет любовь - но всегда оказывается последним уродом, вынужденным давать деньги на аборт. Льюин - совсем неплохой и явно талантливый человек, но так уж вышло, что у него нет ни дома, ни друзей, ни хватки, ни перспектив, и всем на него плевать. Казалось бы, тут в пору броситься с моста, как бывший напарник - но почему-то всё-таки смешно и хочется продолжать жить. А всё потому, что Коэны умеют видеть мир абсурдным - но не злым, так что чёрная полоса через разок-другой обязательно сменяется белой, а затем - всё по новой. И только такой грустный, несгибаемый и бородатый парень, как Оскар Айзек, может следовать этим правилам и идеально вписаться в игру.
13. Холли Голайтли (Одри Хепберн, «
Завтрак у Тиффани»;)
А вот и второй «ангел» кино, нежную и тёплую привязанность к которому, уверен, со мной многие разделяют. Правда, Холли - женщина, которую можно выносить, владея поистине ангельским терпением. Она ведёт беспорядочный и как будто бы порочный образ жизни - но стоит узнать её получше, как все неприятные иллюзии тут же в миг рассеиваются. Это довольно беспомощное, безответственное и безалаберное существо, которое всегда поступает вопреки здравому и любому другому смыслу, желая быть вечно свободной в своих желаниях и никому не принадлежать. Тем не менее, очевидно, что она нуждается в заботе и постоянном наблюдении, рискуя оказаться то чьей-нибудь женой, то невольной участницей криминальной истории. Привычно милая, светящаяся добротой и непорочностью Одри достигает у Эдвардса вершины своей непосредственности и чудодейственного шарма, способного поднимать настроение и возвращать к жизни по мановению руки.
12. Тимур / Родин (Родион Нахапетов, «
Нежность», «
Влюблённые»)
Как и в случае с МакДауэллом, Родион Нахапетов сумел воплотить два очень похожих образа в двух очень похожих фильмах за авторством Эльёра Ишмухамедова. «Нежность» и «Влюблённые» - произведения редкой красоты и поэтичности даже в эпоху советских 60-ых. Под стать им и главный герой - всё-таки один и тот же, хотя изменившийся и как будто бы ставший мудрее в промежутке между первой и второй частями. Умиротворяюще спокойный и располагающий к себе Тимур, так же, как и Родин, находит девушку своей мечты. Однако признаться в своих чувствах никак не может - из-за чего, в итоге, трагически теряет её. Возлюбленная Родина тоже по-своему оставляет его - но он понимает, что не злость, не месть здесь уже не помогут. У него есть очень простая и естественная предрасположенность делать людям добро, жертвовать собой ради друзей и с радостью отдаваться течению жизни, которое всегда выведет на новую сухую тропинку. Он - как чистый и глубокий источник, как любой другой страдающий человек, но способный быть мужественным, честным и стойким перед лицом несчастья, сохраняя себя в бескорыстной любви к другим - и только к другим. Можно сказать, что герой Нахапетова - это такой идеальный советский человек. Но, в действительности, кажется - даже куда лучше.
11. Фелиси (Шарлотт Вери, «
Зимняя сказка»)
Пожалуй, мало у кого из мировых режиссёров найдётся столь богатая и разнообразная коллекция женских образов, как у Эрика Ромера. И мало кто умеет помещать своих героев и героинь в такие интересные и неоднозначные ситуации. Фелиси познакомилась с идеальным парнем и совместно проведённое лето, казалось бы, должно было положить начало новым идеальным отношениям. Но Фелиси - довольно странная девушка. К примеру, она неправильно произносит некоторые слова (так что «неотёсанный» может незаметно превратиться в «необтёсанного») и так же легко способна дать неверную информацию даже о самой себе.
Нелепая ошибка в итоге оставляет её одну с маленькой дочкой на руках, и Фелиси должна понять, как же жить дальше. И каждая мелочь в её жизни - лишний повод поразиться её силе, обаянию и безусловной оригинальности. Встречаясь одновременно с двумя мужчинами и уже имея ребёнка от третьего, она умудряется оставаться независимой и странным образом правой в любых жизненных ситуациях. Она не так уж умна - но её глубоко восприимчивая женская натура способна удивить своими открытиями любого интеллектуала, своеобразно сформулировав пари Паскаля или проникнув в суть сложной пьесы с помощью одной лишь веры. И, хотя Фелиси - верующая не в буквальном смысле этого слова, именно её мечтам суждено сбыться прямо-таки с издевательской откровенностью и простотой так, что в итоге всё будет идеально.