100 любимых персонажей кино. Часть 9

Dec 24, 2017 19:18

Продолжаем.

20. Филип Марлоу (Эллиотт Гулд, «Долгое прощание»)



Десятку мужских персонажей открывает частный детектив Филип Марлоу - не герой романов Раймонда Чандлера и не благородный циник в классическом исполнении Хамфри Богарта, а блестящий пародийный образ, созданный Робертом Олтменом. Герой Эллиотта Гулда представляет собой просто идеального неудачника. Это нелепый и грубоватый пофигист, который с трудом находит работу и выполняет её из рук вон плохо. Он вечно с бодуна и с сигаретой во рту, у него растерянно-равнодушный, но как будто бы счастливый вид, хотя его не уважает даже собственный кот и все вечно подставляют. Тем не менее, пародийная реинкарнация известного сыщика без особого труда распутывает очередное тёмное дельце, собственноручно наказывая негодяя и даже смеясь и подпрыгивая от удовольствия в конце. И, как ни странно, этот безалаберный, опустившийся и циничный придурок умудряется быть вдвойне симпатичнее и обаятельнее всех классических красавцев, лихо выкручивавшихся из самых жутких передряг и получавших самых красивых женщин. А этому, кажется, только и надо, что купить на заработанную сотню зелёных ещё пачку сигарет, да завалиться дрыхнуть, покормив привередливого кота.



19. Эйлиш Лейси (Сирша Ронан, «Бруклин»)



Думаю, не одному мне удалось заметить, что милая и немного угловатая девочка Сирша в какой-то миг вымахала в неординарную и привлекательную женщину и актрису, исполнившую внезапно свою самую лучшую и взрослую роль. Эйлиш нельзя назвать эффектной и даже особенно красивой, однако все её черты кажутся мягкими, плавными и какими-то умиротворяюще округлыми, в особенности - открытое детское лицо и добрые глаза. Но и изнутри неё идёт такой же мягкий и тихий свет, свет природной доброты и скромности, который излучает горячее и любящее сердце. При этом Эйлиш не стремится никак показать себя и проявить незаурядные способности. Трудно даже сказать, есть ли они у неё. Но она, в лучшем смысле этого слова, практична и всё же довольно умна, так как способна подчинить окружающий её жизненный хаос своей сильной воле и живой целеустремлённости. Она вся - воплощение несуетного оптимизма и той созидательной женской силы, которая умеет найти подход ко всему и каждому стать опорой.

Эйлиш серьёзна, спокойна, сдержанна в чувствах и как будто очень уверена в себе - но также чувствительна и слаба, так что дальновидная взрослая женщина и изящная леди сочетаются в её облике с трогательной неуверенностью большого ребёнка, говорящего тонким и тихим голоском с очень милым ирландским акцентом. И вся она переливается оттенками и цветами Ирландии - от бледно-морских глаз и тёмно-рыжих волос до небесно-синего платья и ярко-зелёного купальника. Главное же, есть что-то эльфийское и потусторонне-загадочное в этом взгляде - одновременно притягивающем и пугающем. И вообще Сирша Ронан как нельзя лучше преуспевает в создании органичного и убедительного образа простой девушки из Ирландии, которая, незаметно для нас, проделывает к концу фильма большой путь: дважды от дома до берегов Америки, а также и внутри себя - от невзрачной и неуверенной в себе рыженькой девочки, без всякого будущего и надежд, до изящной рыжеволосой леди и мудрой женщины, со спокойной, размеренной жизнью, любимой работой и любимым мужем. И если можно с уверенностью говорить именно о внутренней красоте женщины, то это как раз случай Эйлиш.

18. Бен Уэйд (Рассел Кроу, «Поезд на Юму»)



Были времена, когда герой Кроу являлся для меня образцом для подражания, представляя собой идеальный типаж благородного разбойника, отсылающий прямиком к «Графу Монте-Кристо» и другим героям «большой дороги» из романов о средневековье. Немалую роль играло и юношеское пристрастие к вестернам и сентиментальному морализаторству, когда привязанность к врагу может оказаться сильнее верности старым друзьям. Однако я и до сих пор считаю, что для Кроу эта роль подходит как нельзя лучше. Бен Уэйд сочетает в себе все атрибуты романтического героя с отрицательной харизмой. С одной стороны, он - обычный мерзавец и головорез, ловко грабящий поезда и дилижансы, щедро делящийся с товарищами и жестоко вершащий правосудие. Убийство человека для него ничего не стоит, и, если есть хоть малейшая угроза жизни - курок будет спущен без раздумий.

С другой стороны, Уэйд - прирождённый лидер, сильный, умный и опытный человек, способный на своего рода заботу о других и редкие проблески совести. К тому же, это образ, действительно, очень романтический - человек, в мгновение ока выхватывающий револьвер, так же умеет ценить природу и человеческую красоту, отображая их в своих походных зарисовках, и даже цитирует Библию, словно давая понять, что его собственная жизнь то ли предрешена, то ли, и впрямь, ненавидима им. Всё это, конечно, чересчур красиво, прилизанно и надуманно, но трудно устоять перед таким набором качеств и не растрогаться при виде неизбежно зародившейся роковой дружбы между двумя антагонистами. Хотя, в конце концов, кратковременный приступ благородства Уэйда заканчивается обычным проявлением эгоистичной и жестокой натуры, желающей спасти свою жизнь во что бы то ни стало.

17. Кларисса Сандерс (Джин Артур, «Мистер Смит едет в Вашингтон»)



Джин Артур - это такой особый тип роковых красоток в миниатюре. Они так же привлекательны и хороши собой, но в них есть какая-то детская и не идущая элегантной соблазнительнице искринка, из-за чего их невозможно воспринимать всерьёз, притом что невозможно не любить. В моём топе уже была другая такая героиня, в исполнении Холли Хантер. И Сандерс - такая же маленькая, смешная и заражающая своим оптимизмом женщина, которая и смешит, и восхищает одновременно. В общем-то, все известные мне роли Джин похожи друг на друга, но контраст между ней и Стюартом - это что-то невообразимое и неповторимое, особенно в этом фильме. Они - словно две собаки: одна - большая, лохматая, добрая и не слишком сообразительная, а другая - маленькая, бойкая, находчивая и беспрерывно тявкающая на первую. А у второй, к тому же - невероятно симпатичная и забавная мордашка.

16. Эдвард Блум (Юэн МакГрегор, «Крупная рыба»)



«Крупная рыба» - это чудесная история о том, как нужно рассказывать истории. И для такого сюжета нужен особенный персонаж - с виду вполне обычный, но умеющий расположить к себе с первых же слов. И симпатичным добродушным лицом, и оригинальной выдумкой, и некоторой присущей ему чудаковатостью. Таков герой Юэна МакГрегора, который, несмотря на целую коллекцию ужасающе-странных и ни на кого не похожих бёртоновских персонажей, оказался для меня самым значимым и любимым. Просто потому, что сумел построить вокруг себя целый волшебный мир - более реальный, чем тот, в котором обитают его жена, сын и знакомые. Причём не менее прекрасен в образе Эдварда и Альберт Финни, почему-то безукоризненно правдоподобный в изображении постаревшего Блума. И, как молодости свойственны приключения, любовь и новые открытия, так и старость находит себя в мудрых, смешных и всё же достоверных историях о былых временах, способных поведать чуткому слушателю куда больше, нежели скучное и повседневное восприятие реальности. Потому что красота мира спрятана именно там - за тонким волшебным занавесом, приоткрывающимся для нас лишь в редкие минуты вдохновения.

15. Лариса Огудалова (Лариса Гузеева, «Жестокий романс»)



Мощная и добросовестная экранизация пьесы Островского удалась Рязанову, в первую очередь, из-за нескольких великолепных актёров, каждого из которых хочется похвалить и отблагодарить отдельно. Но полное и безоговорочное восхищение вызвала у меня именно Гузеева, едва ли выглядевшая когда-нибудь такой же молодой и прекрасной. Лариса - чудесное, искреннее и наивное создание, ставшее жертвой жесткого мира и людского безразличия. Каждый здесь, в той или иной степени, оказался ей врагом - и каждый повинен в её трагической гибели. С тем большей и отчаянной радостью наслаждаешься её присутствием среди этих холодных и непонимающих людей, её светлой и чистой красотой, повергающей в восторженный и бессловесный трепет, и её милым улыбающимся лицом, слишком явно жаждущим ответной любви и заботы. Которых она так и не получит, благодаря чему навсегда запомнится, подобно героине Вивьен Ли из «Моста Ватерлоо».

14. Льюин Дэвис (Оскар Айзек, «Внутри Льюина Дэвиса»)



Ещё один обаятельный неудачник, не ладящий с рыжими котами, выигрывает перед Филипом Марлоу хотя бы тем, что честно и преданно служит своему делу, которое никому не нужно. Льюин Дэвис играет в клубах чудесные и проникновенные песни - но его вытесняют более молодые и амбициозные исполнители. Он пытается выпустить новый альбом - но ему предлагают выступить на подпевках. Он ищет любовь - но всегда оказывается последним уродом, вынужденным давать деньги на аборт. Льюин - совсем неплохой и явно талантливый человек, но так уж вышло, что у него нет ни дома, ни друзей, ни хватки, ни перспектив, и всем на него плевать. Казалось бы, тут в пору броситься с моста, как бывший напарник - но почему-то всё-таки смешно и хочется продолжать жить. А всё потому, что Коэны умеют видеть мир абсурдным - но не злым, так что чёрная полоса через разок-другой обязательно сменяется белой, а затем - всё по новой. И только такой грустный, несгибаемый и бородатый парень, как Оскар Айзек, может следовать этим правилам и идеально вписаться в игру.

13. Холли Голайтли (Одри Хепберн, «Завтрак у Тиффани»;)



А вот и второй «ангел» кино, нежную и тёплую привязанность к которому, уверен, со мной многие разделяют. Правда, Холли - женщина, которую можно выносить, владея поистине ангельским терпением. Она ведёт беспорядочный и как будто бы порочный образ жизни - но стоит узнать её получше, как все неприятные иллюзии тут же в миг рассеиваются. Это довольно беспомощное, безответственное и безалаберное существо, которое всегда поступает вопреки здравому и любому другому смыслу, желая быть вечно свободной в своих желаниях и никому не принадлежать. Тем не менее, очевидно, что она нуждается в заботе и постоянном наблюдении, рискуя оказаться то чьей-нибудь женой, то невольной участницей криминальной истории. Привычно милая, светящаяся добротой и непорочностью Одри достигает у Эдвардса вершины своей непосредственности и чудодейственного шарма, способного поднимать настроение и возвращать к жизни по мановению руки.

12. Тимур / Родин (Родион Нахапетов, «Нежность», «Влюблённые»)



Как и в случае с МакДауэллом, Родион Нахапетов сумел воплотить два очень похожих образа в двух очень похожих фильмах за авторством Эльёра Ишмухамедова. «Нежность» и «Влюблённые» - произведения редкой красоты и поэтичности даже в эпоху советских 60-ых. Под стать им и главный герой - всё-таки один и тот же, хотя изменившийся и как будто бы ставший мудрее в промежутке между первой и второй частями. Умиротворяюще спокойный и располагающий к себе Тимур, так же, как и Родин, находит девушку своей мечты. Однако признаться в своих чувствах никак не может - из-за чего, в итоге, трагически теряет её. Возлюбленная Родина тоже по-своему оставляет его - но он понимает, что не злость, не месть здесь уже не помогут. У него есть очень простая и естественная предрасположенность делать людям добро, жертвовать собой ради друзей и с радостью отдаваться течению жизни, которое всегда выведет на новую сухую тропинку. Он - как чистый и глубокий источник, как любой другой страдающий человек, но способный быть мужественным, честным и стойким перед лицом несчастья, сохраняя себя в бескорыстной любви к другим - и только к другим. Можно сказать, что герой Нахапетова - это такой идеальный советский человек. Но, в действительности, кажется - даже куда лучше.

11. Фелиси (Шарлотт Вери, «Зимняя сказка»)



Пожалуй, мало у кого из мировых режиссёров найдётся столь богатая и разнообразная коллекция женских образов, как у Эрика Ромера. И мало кто умеет помещать своих героев и героинь в такие интересные и неоднозначные ситуации. Фелиси познакомилась с идеальным парнем и совместно проведённое лето, казалось бы, должно было положить начало новым идеальным отношениям. Но Фелиси - довольно странная девушка. К примеру, она неправильно произносит некоторые слова (так что «неотёсанный» может незаметно превратиться в «необтёсанного») и так же легко способна дать неверную информацию даже о самой себе.

Нелепая ошибка в итоге оставляет её одну с маленькой дочкой на руках, и Фелиси должна понять, как же жить дальше. И каждая мелочь в её жизни - лишний повод поразиться её силе, обаянию и безусловной оригинальности. Встречаясь одновременно с двумя мужчинами и уже имея ребёнка от третьего, она умудряется оставаться независимой и странным образом правой в любых жизненных ситуациях. Она не так уж умна - но её глубоко восприимчивая женская натура способна удивить своими открытиями любого интеллектуала, своеобразно сформулировав пари Паскаля или проникнув в суть сложной пьесы с помощью одной лишь веры. И, хотя Фелиси - верующая не в буквальном смысле этого слова, именно её мечтам суждено сбыться прямо-таки с издевательской откровенностью и простотой так, что в итоге всё будет идеально.

100 персонажей, топ, кино

Previous post Next post
Up