АДМИРАЛ / MICHIEL DE RUYTER (2015)

Jul 25, 2015 03:44




Когда будете следующий раз в Голландии, выйдете на берег Северного моря и прислушайтесь к реву ветра и яростным ударам волн. Если повезет, то в шуме стихии вы услышите приглушенный временем рокот выстрелов и треск ломающихся мачт: то отзвуки былых сражений, забытое эхо Англо-Голландских войн, во время которых на адмиральском небосклоне засияли звезды Михаила Де Рюйтера и Мартена Тромпа. Это было время, когда Голландия была богатейшей страной мира, а ее торговые корабли собирались в конвои, просачивающиеся через узкое горлышко Ла-Манша на пути к родным Зеландским портам. Это было время, когда сражения морских кораблей напоминали грандиозную собачью свалку, а сама продвинутая книга сигналов состояла всего из 9 команд. Это было время, когда родился классический военный парусный флот, но морская война оставалась скорее искусством, чем наукой. Именно этой эпохе и посвящен новейший голладнский фильм Michiel De Ruyter (известный у нас под названием «Адмирал»).

Действие картины начинается в 1653 году во время сражения при Схевенингене между Голландским и Английским флотом. В самом конце битвы случайная пуля убивает адмирала Мартина Тромпа (эту роль сыграл известный и весьма постаревший Рутгер Хауэр). Тромп назначает знатного флотоводца Де Рюйтера своим приемником, но это решение не всем приходится по вкусу. Дело в том, что у Тромпа есть сын: Корнелиус - толковый, но весьма агрессивный малый, который спит и видит себя ведущим адмиралом Голландии. Корнелиус имеет связи в верхах и поддерживает дружеские отношения с графом Кивитом, главой партии Оранжистов. Кивит, в свою очередь, не любит премьер-министра де Витта (ставленника республиканцев), который покровительствует Де Рюйтеру. Сам Михаил в политику не лезет и считает, что сражается за Голландию, а не во имя каких-то там лидеров и королей (надо сказать, весьма смелый взгляд на адмирала).  Зная о стремлениях Корнелиуса, Рюйтер хочет выйти в отставку, но Голландия вступает в очередную войну с Англией и де Витт призывает адмирала на действительную службу.  Мирная жизнь мореплавателя подходит к концу, ее сменяют годы яростных сражений и битв. Причем драться придется не только в море (с англичанами и французами), но также и на родной земле, против заговорщиков, пытающихся ставить палки в колеса Голландской военной машине.


Несмотря на то, что фильм создан кинематографистами Бенилюкса, выглядит Michiel De Ruyter довольно не плохо. Морские битвы сняты с размахом. Одновременно на экране присутствуют десятки кораблей, которые активно палят друг в друга из пушек, горят и теряют мачты. Деревянные надстройки сносятся ядрами, повсюду летят щепки и пули. Несколько раз камера поднимается на уровень птичьего полета, и демонстрирует мощь и величие кильватерных колонн, растянувшихся на многие мили вдоль голландского побережья. Стоит отметить, что герои картины подробно описывают смысл происходящих событий, на пальцах разъясняют, что такое «crossing T» и наглядно показывают, чем грозит дыра, образовавшаяся между Авангардом и Кордебаталией.  Пожалуй, наиболее эффектной сценой картины является сражение при Солебее, где Де Рюйтер умудрился загнать на мели объединенный Англо-Французский флот (причем без использования брандеров, которые успешно применялись в реальном сражении).



Мартин Тромп в исполнении Рутгера Хауэра.
Если со спецэффектами в картине все хорошо, то в палубных сценах «Адмиралу» явно не хватает массовки, да и реальность морского боя набросана широкими мазками, без кровавых деталей: попало ядро в доски палубы, неудачливый народец полетел в сторону. Попало ядро во второй раз, за борт скувырнулся пяток человек. Подобный подход понятен (ибо дети могут смотреть), но в общем смысле удивителен, ибо временами на авторов находит странный брутализм. Они начинают демонстрировать изуродованных раненых или выпущенные кишки де Витта, которого толпа местных майданщиков, разобрала на части, а потом и вовсе съела (по свидетельствам отдельных лиц, присутствовавших на месте расправы). Если уж снимать  фильм для молодежи, то надо было отказаться от натурализма пытальных сцен, в противном случае следует действовать по примеру Мэла Гибсона и показывать морские сражения в более реалистичном ключе (большая часть моряков погибала не от действия ядер, а от острых щепок,  разлетавшихся, словно шрапнель, по ограниченным пространствам палубы).

Небольшое примечание. В Голландии существует версия фильма 13+, в которой кровавых сцен нет и вся картина выдержана в едином ключе.



Битва при Схевенингене.

Помимо сражений, в фильме продемонстрированы и политические реалии Голландии. Страна находится в состоянии внутреннего конфликта между республиканцами и монархистами. Отношения между фракциями крайне напряженные и могут обернуться открытой гражданской войной, вследствие чего республиканцы не желают увеличивать мощь сухопутной армии (эта ошибка дорого обойдет де Витту после начала Голландской войны 1672-1678 года).  Де Рюйтер волею судьбы вынужден маневрировать между политическими фракциями, пытаясь сохранить боеспособность флота.  С политической частью фильма связан один забавный момент - полное отсутствие временной шкалы. То, что в картине выглядит, как прямая последовательность событий, в реальности разделено годами напряженных баталий (как политических, так и морских). Еще более странно то, что герои фильма не стареют и упрямо не меняют своих изначальных привычек.

Игра актеров, в целом, вызывает положительные эмоции. Как всегда отлично сыграли Дерек де Линт (Кивит) и почетный ланнистер Чарльз Дэнс (в роли юмориста Карла II).  На их фоне неплохо смотрятся Эгберт Ван Вибер (Вильгельм III Оранский) и Хайо Брунис (Корнелиус Тромп). Что касается Фрэнка Ламмерса (Де Рюйтера), то авторы видят его, как помесь Портоса с Атосом за вычетом красоты Арамиса. Большую часть времени он думает или болтает со своей женой. Во время сражений Де Рюйтер смотрит в трубу и зачем-то участвует в абордажах, ловко летая на канте между палубами (при грузной фигуре героя, это смотрится несколько комично). Временами адмирал хмурится и грозит балбесам кулаком. До кучи, Де Рюйтер никогда не стареет. Короче говоря, главный герой картины напоминает не столько живого человека, сколько персонажа компьютерной игры и это трудно назвать достоинством фильма.



Голландский флот в битве при Солебее.
Стоит ли тратить на «Адмирала» время? Однозначно да, поскольку это редкий (в наши дни) фильм, в рамках которого демонстрируются масштабные сражения парусных флотов. При этом главными героями картины являются не англичане (или американцы), а старинные голландцы, которые британцев терпеть не могут. Если вырезать из фильма пару кровавых эпизодов, картину можно смотреть вместе с детьми, используя ее в качестве исторического боевика, где экшен эпизоды толково вплетены в канву реальных исторических событий.



Michiel Adriaenszoon de Ruyter; 24 марта 1607 - 29 апреля 1676
ЗА:
Уникальный военно-морской сеттинг.
Сражения парусных флотов.
Фильм не провисает, несмотря на то, что идет 2:30 минут.

ПРОТИВ:
Отсутствие живой массовки.
Излишний реализм в момент расправы с де Виттом.

(с) Илья Садчиков
24.07.15

movie, история, history, кино, священные монcтры, ocean

Previous post Next post
Up