Pike & Shot. Рокруа или Испанская пехота сдается (AAR).

Jul 28, 2015 20:57




Франция вступила в Тридцатилетнюю войну 21 мая 1635 года, исчерпав все дипломатические пути для противодействия Габсбургам. Формальным поводом для объявления войны Испании стало взятие испанскими солдатами в заложники французского союзника - архиепископа Трира. С вмешательством в конфликт католической Франции война утратила изначальную религиозную окраску и превратилась в тотальное противостояние на политической почве.

1640 году Испания потеряла Португалию и ослабила натиск на Нидерланды. В ноябре 1642 года в Англии вспыхнула гражданская война, что привело к сокращению английских субсидий немецким протестантам и Швеции. В декабре в Париже скончался кардинал Ришелье, а через пять месяцев - король Франции Людовик XIII. Новым королём стал пятилетний Людовик XIV. Его первый министр, кардинал Мазарини, продолжил политику предшественника, направленную против Испании и императора. Главнокомандующим армией был назначен неопытный герцог Энгиенский, будущий принц Конде.

Желая воспользоваться неразберихой во Франции, испанцы весной 1643 года начали полномасштабное наступление и 12 мая осадили арденнскую крепость Рокруа. Двинувшийся на выручку герцог Энгиенский вечером 18 мая столкнулся с осаждавшими крепость испанскими войсками.

Равнина протяженностью 2500 метров, на которой произошла битва, располагалась юго-западнее Рокруа. Пехотные линии французов, вытянувшиеся более чем на 1000 метров, образовывали центр позиции, кавалерия размещалась на флангах - по 600-750 метров с каждой стороны. Левый фланг французов опирался на болото, а правый - на лес. Пехота была построена в две линии, батальоны располагались в стандартном шахматном порядке. В третьем эшелоне находился резерв, состоящий из пехоты и кавалерии. Расстояние между первым и вторым эшелоном составляло 250 ярдов, а между вторым эшелоном и резервом - 335 ярдов. В первом эшелоне стояли большие батальоны, построенные в 10 шеренг по 85 человек каждая. Правое крыло, которым командовал сам Конде, тоже состояло из двух эшелонов - 10 в первом, под командованием Гассиона и 5 во втором, под командованием Конде. Левым крылом командовал Л’Опиталь, стоявший во главе 5 эскадронов второго эшелона. 8 эскадронов первого эшелона возглавлял Ла Ферте. Каждый эскадрон насчитывал примерно 200 человек и был построен в 6 шеренг по 35 человек в каждой. Перед первым эшелоном пехоты было поставлено 12 орудий.
Испанская армия была построена зеркально французской - с пехотой в три эшелона в центре и кавалерией в двух эшелонах по флангам. Обе армии разделяло примерно 1000 ярдов позиции. Изенбург командовал немецкой кавалерией на правом крыле, Альбукерке валлонской на левом. Центр состоял из пяти крупных испанских терций (где-то внутри находился капитан Алатристе), одной бургундской и двух итальянских - справа налево: Висконти (ит), Веландия (исп), 4 испанские терции, бургундцы и Строцци (ит). Этот эшелон был построен типично для испанцев, каждая терция состояла из 20-25 шеренг по 70-80 человек (огневая мощь испанской терции на 50% превышала огневую мощь среднего французского батальона). Меньшие по количеству батальоны второго и третьего эшелона построились, как это было принято в империи, в 10 шеренг по 50 человек в каждой. 18 орудий, располагавшихся перед пехотой, были большего калибра, чем у французов. Испанцы возлагали большие надежды на 1000 пехотинцев, которые просочились в лес, на который опиралось левое крыло Альбукерке. Испанцы очень рассчитывали, что эта засада поможет компенсировать превосходство французской кавалерии.




Рокруа. 12 мая 1643 года.
Изучив диспозицию, французское командование пришло к выводу, что центр построения должен сдерживать натиск французов, тогда как основной удар будет нанесен по флангам вражеской армии при помощи кавалерийских частей Л'Опиталя и Конде. Для решения этой задачи в лес были выдвинуты два мушкетерских деташмента, которые не сумели обнаружить испанские передовые части и незаметно вышли на опушку,  приготовившись встретить всадников смертоносным огнем. Центральная часть позиции была усилена дополнительными пехотными батальонами. Пустоты, в шахматном построении были заполнены стрелковыми частями, которые могли вести огонь «по диагонали», усиливая тем самым боевую мощь подразделений, вступивших в огневой контакт с испанскими терциями. Оставшиеся батальоны были отправлены на флаг Л'Опиталя, поскольку французы не обладали на нем превосходством в тяжелой кавалерии.

Битва при Рокруа началась в 5 часов утра, когда над равниной восстало тусклое Арденнское солнце. Ползущие по полю битвы испанские терции напоминали ощетинившихся шипами черепах, чьи серебристые панцири сверкали в лучах нарождающегося утра.



Рис.1. Первая фаза боя. Испанцы наносят мощный удар по центру французской позиции. Обратите внимание на правый фланг. Мушкетеры выбили испанцев из леса и ведут перестрелку с вражеской кавалерией.

В начале шестого испанские терции вступили в огневой контакт с вражескими батальонами и понесли тяжелые потери от ружейного огня французов, а также от меткой стрельбы их орудия. 20% терций отступили, потеряв не менее 35% личного состава. Оставшиеся попытались вступить в рукопашный бой с французской пехотой, но были атакованы одновременно с двух, трех сторон. Испанцы продавили правый фланг пехотной позиции на одну линию, но дальше продвинуться не смогли, встретившись с агрессивным противодействием резерва. На левом фланге одной  испанской терции удалось пробиться через французскую линию. Однако, победа превратилась в поражение, когда испанцы не сумели расширить прорыв, к которому были стянуты резервные подразделения. Прорвавшаяся во французский тыл терция была окружена и разбита.

Атака Л'Опиталя на левом фланге оказалась успешной. Вражеская кавалерия была разбита, но продвижение кавалерийских частей оказалось частично сковано успешными действиями испанских терций, которые сражались с пехотными батальонами французов, а также вели огонь по их кавалерии. Через полтора часа после начала боя, испанское противодействие было окончательно преодолено, и французская кавалерия приступила к окружению вражеских терций, продвигаясь от болот навстречу кавалерии Конде.



Рис 2. Левый фланг французов. Можно увидеть испанскую терцию, прорвавшую фронт на стыке пехотных и кавалерийских частей. Еще левее идет встречная рубка тяжелых конников.

Что касается правого фланга, то кавалерия Конде отлично справилась со своей задачей (то есть разгромила вражеские кавалерийские части во встречном бою). Прорыв конников поддержали мушкетерские подразделения, до поры до времени, скрывавшиеся в лесу. К несчастью, один из деташментов не успел сменить позицию, и был атакован кирасирами, которые нанесли французским мушкетерам тяжелый урон (деташмен бежал с поля боя, оставив своих товарищей по засаде на убой). Уцелевшие мушкетеры отстреливались от кавалерии до тех пор, пока им на выручку не пришли конные стрелки Конде. Разгромив левый фланг противника, кавалерия Конде окружила испанские терции и в 7 часов утра встретилась с кавалерией Л'Опиталя во вражеском тылу.

Осознав безнадежность сложившейся ситуации, испанцы приняли предложение о сдаче. Бой был закончен в 8-15 часов утра. По результатам катастрофического поражения, испанская армия окончательно отказалась от устаревших терций и сделала ставку на пехотные батальоны голландского образца.

Сняв осаду с Рокруа, Конде принял решение осадить давно оспариваемую обеими сторонами цитадель Тионвиль. Это была сильная крепость, гарнизон которой насчитывал 800 человек. В своей манере, Бек дождался, пока Конде обнаружит свои намерения и ввел в Тионвиль дополнительно 2000 солдат, что позволило крепости продержаться 56 дней (с 16 июня по 10 августа 1643 года). Время года, позволявшее вести активные военные действия, почти закончилось и Конде, завершив операции, вернулся во Францию.

Тридцатилетняя война меж тем продолжалась…


Рис.3. Правый фланг французов. Конде опрокинул вражеские подразделения и начал окружать терции противника. Испанская пехота несет тяжелые потери. Французская пехота также изрядно побита, но у людей короля имеется подкрепление.

aar, games

Previous post Next post
Up