BATTLE FOR BRITAIN (1969)

Jan 23, 2021 18:11




В июле 1940 немцы открыли наступление на британские острова и бросили в бой армады истребителей и фронтовых бомбардировщиков. Идея нацистов была проста: уничтожить передовые аэродромы, сбить все истребители и перебить оставшихся в метрополии опытным пилотов. После завоевания воздуха над южными графствами страны должна была начаться вторая фаза операции “Морской лев”, связанная с высадкой морского десанта. Планам немцев не суждено было сбыться, поскольку RAF оказала захватчикам ожесточенное сопротивление. В начале осени британцы обескровили бомбардировочные эскадрильи немцев и вскоре переломили ход битвы. К концу октября нацисты признали поражение и свернули морскую десантную операцию, которая должна была поставить жирную точку в имперской истории. В 1969 году англичане решили увековечить своей триумф в виде художественного фильма. Именно так на свет появился классический эпик Гая Гамильтона Battle of Britain.




Отбомбившись по портам, немцы начали кидать бомбы на аэродромы и фабрики по производству самолетов.
Первый раз фильм Гамильтона я увидел в середине 90-ых. Его показывали на Первом канале после полуночи, в передаче, посвященной шедеврам кинематографа. Тогда картина показалась мне интересной, хоть ощущения шедевра она после себя не оставила. Тридцать лет спустя я решил пересмотреть Battle of Britain в режиссерской версии и, надо сказать, мое мнение о фильме ухудшилось. Стало ясно, что хронометраж картины явно недостаточен для демонстрации столь масштабных событий, а сценаристы картины: Джеймс Кеннавэй и Уилфред Гриторех явно не смогли рассказать цельную историю воздушной битвы.



Догфайт. На первом плане испанский HA-1112, который играет роль Bf-109G.
Первые минут фильма зритель мечется между британскими и немецкими военными. Чередуя сцены по обе стороны Пролива, авторы пытаются объяснить, почему немцы сделали ставку на воздушное вторжение и почему англичане ничего не могли противопоставить нацистам на ранних этапах битвы. Попутно зритель пытается разобраться в проблемах главных героев, которые стремительно сменяют друг друга. Вот на экране появляется Майкл Кейн в роли командира эскадрильи Кэнфилда. Через пять минут его “Спитфайер” сбивают и герой выбывает из картины в MIA статусе (может быть его убили, но я точно не понял). На смену Кэнфилду приходит командир эскдрильи Харви (в исполнении Кристофера Пламмера), который разрывается между работой и девушкой-пацанкой. В конце-концов немцы сбивают и его, после чего главными героями становятся поляки, о которых мы вообще практически ничего не знали на ранних этапах картины. Где-то рядом пьет чай маршал Доудинг, а еще через пять минут на экране появляется недовольный Геринг, который грозит люфт-крабам “выговором”. Отдельные эпизоды рассказывают о пилотах люфтваффе, приехавших в Берлин, а еще вам предстоит насладиться рассказом о британских отелях от лица section-офицера Харви (у нее есть симпатичные нейлоновые чулочки).



Это не какой-то там дешевый капрон!
Рассказывая историю героев, режиссер демонстрирует быт пилотов и мельком показывает, как работала британская система наземного контроля и наведения на цель. Проблема в том, что если вы не читали соответствующих книг, то ничего из показанного не поймете. Ну сидят в комнате дамочки, ну двигают по карте фишки с номерками. Иногда на табло загораются какие-то лампочки. Зачем все это происходит, обычному зрителю не ведомо, а режиссер о происходящем не говорит ни слова. В фильме есть еще и политическая часть, но это проходит “третьим номером” и практически ни на что не влияет. Оставили ее для пущего эффекта, поскольку Даудинг обязан был произнести в фильме несколько классических цитат (позже выбитых в граните на набережной Темзы).



Майкл Кейн в роли Кэнфилда...



и в кабине "Спитфайера".
Это интересно. Поскольку одним из консультантов фильма был генерал Галланд, совершенно не удивительно, что немцы в картине показаны нормальными парнями. Да, они бомбят Англию, но делают это без фанатизма и по расписанию. Такова, понимаешь, у нацистов работа...



Герои в пабе.
Если первую половину фильма занимает странный сюжет и диалоги, то вторая часть картины полностью посвящена воздушным сражениям. Бои, в целом, выглядят эффектно, хотя ход воздушных потасовок до конца не понятен. Вот англичане сели кому-то на хвост, вот немцы сбили британцы, рядом горит He-111, в следующем кадре какие-то парни прыгают с парашютами в синее небо. Эфир забит командами каких-то неизвестных персонажей. Что происходит с главными героями вообще не понятно. Короче, разобраться в воздушной каше практически невозможно, но стрельбы и полетов много. Для того, чтобы немцев и англичан было еще больше, имеющиеся самолеты размножили при помощи хардварного копирования, так в фильме появились бесчисленные армады Люфтваффе о которых грезил в своих снах Алоизыч.



Коллеги по фильму. HA-1112 в одном строю со Spitfire Mk.IX.
По большому счету авторы картины наломали дров в двух моментах. Во-первых, они не смогли добыть настоящие Bf-109, вместо них в фильме использовали испанские HA-1112 (это bf-109G2 с мотором HS 89-12Z). Мягко говорят, самолет этот выглядит не так, как классическая 109-ка и это явным образом бросается в глаза (если вы смотрели Дюнкерк Кристофера Нолана, то сразу распознаете этот остроносый аэроплан). В качестве бомбардировщиков англичане использовали испанские CASA 2.111, являющиеся модификацией He-111. При этом с остальными машинами постановщики картины не прогадали. “Спитфайры” выглядят правдоподобно (хоть это и более поздние Mk.IX), Ju-52 представляет собой испанскую реплику германской машины. Вторая техническая проблема фильма связана с демонстрацией массированных бомбардировок. Снимать разрушения с помощью моделей операторы не стали и просто наложили эффекты взрывов на снятый сверху Лондон. Вышло так себе. Если воздушные сражения до сих пор смотрятся нормально, то бомбовый удар хочется немедленно развидеть, столь нелепо он сделан.



Геринг недоволен. Краболеты провалили миссию.
В завершении обзора скажу так. Несмотря на все старания и двухчасовой хронометраж, камрад Гамильтон с поставленной задачей не справился. После просмотра картины зритель не сможет рассказать об основных вехах операции. Хуже того, многие киноманы так и не поймут, когда именно немцы проиграли и почему их поражение в воздухе привело к провалу десантной операции “Морской лев”. Бои в фильме поставлены хорошо, но ими невозможно закрыть посредственные характеры персонажей и огромные дыры, зияющие в оригинальном сценарии. Можно уверенно сказать, тема киношной “Битвы за Британию” все еще не раскрыта и ждет своего Спилберга.



Адольф Галланд на съемках фильма.
ЗА:
-Ламовое британское кино 60-ых,
-Прекрасные актеры (еще не старые),
-Воздушные битвы,
-Униформа.

ПРОТИВ:
-История битвы распадается на множество не связанных друг с другом кусков,
-Устаревшие спец.эффекты,
-Множество посредственно прописанных персонажей.



Служба поддержки нейлоновых чулок рекомендует поставить лайк!

У меня появился кино-канал в Telegram, не забудьте подписаться, если хотите первыми читать обзоры новейших военных, хоррор и просто интересных фильмов.
https://t.me/GreatBlackShip
23.01.2020
(с) Илья Садчиков

история, history, кино, war history, авиация, uk, лондон, airplanes, movie, girls, planes, ww2

Previous post Next post
Up