MEPHISTO (1981)

Dec 04, 2020 00:48




Германия 30-ых годов. Великая депрессия нокаутировала экономику Веймарской республики. Работы в стране нет, денег нет. Коммунисты и нацисты лупят друг друга на улицах больших городов. Гамбургский актер Хендрик Хофген хоть и симпатизирует большевикам Тельмана, но в действительности старается держаться как можно дальше от политики. Когда к власти приходит Алоизыч, Хендрик остается в Германии и, вскоре, оказывается руководителем Берлинского оперного театра. Нацисты хотят чтобы Хофген нес знамя национал-социалистической культуры в массы, тогда как Хендрик хочет воспользоваться новыми связями для того, чтобы спасти своих друзей. Сотрудничество выглядит перспективным до тех пор, пока Хофген не понимает, что у Гитлера “незаменимых” нет…




Хендрик Хофген в исполнении Клауса Марии Брандауэра.

“Мефисто” был снят в 1981 году известным венгерским режиссером Иштваном Сабо. В своей картине  Сабо поднял крайне актуальный вопрос: “может ли деятель искусства вписаться в тоталитарный режим не потеряв внутреннюю свободу”. Однозначного ответа на этот вопрос получить не удалось. С одной стороны, несмотря на все свои заслуги Хендрик остается винтиком в тоталитарной машине и эта машина может покончить с ним в любой момент. С другой стороны, крах героя не предопределен. У Хофгена есть проблемы с местным аналогом Геринга, но Геринги далеко не всесильны. В случае реальных проблем Хендрик может перебежать под крылышко Геббельса. Не стоит забывать и о том, что действие картины происходит в “травоядные” времена (начало и середина 30-ы), а значит Хофген имеет большую свободу маневра. В конце-концов он может легко покинуть страну и заниматься искусством, не подгоняя его под идеологические стандарты режима.



Актер и партия едины. Обратите внимание, на Pour le Merite на шее маршала.

Любимым персонажем Хофгена является Мефистофель из “Фауста” Шарля Гуно. Эта роль дарит герою славу и известность. Она же обрекает персонажа на итоговый крах, поскольку Хофген хоть и играет черта, но в действительности идет по дорожке всем известного товарища, который “философию постиг”. Таким образом можно считать, что картина Сабо наследует сразу двум литературным произведениям: первоисточнику Клауса Манна и “Фаусту” Гете. Я бы сказал, что как римейк “Фауста” “Мефисто” выглядит вполне достойно, но до киношного варианта “Мефистофель. История одной карьеры” произведение явно не дотягивает, поскольку у картины полностью срезана концовка, а Манн, как известно, четко отвечал на поставленные вопросы и не предполагал Хичкоковский финал.



На премьере "Фантомас VS Дракула".

Информация к размышлению. Несмотря на то, что фильм идет больше 2 часов, Сабо не хватило времени на завершение всех сюжетных линий. Отдельные персонажи очень плохо прописаны, а белые нитки сюжета временами торчат наружу.



Директор Хофген пародирует политических бонз. Директору ничего за это не будет, а остальных расстреляют.

Во время просмотра у меня сложилось ощущение,что режиссер не симпатизировал своим героям. Большая часть богемы трусливо бежит из страны при первых же признаках опасности. Коммунисты сдаются без сопротивления, а некоторых из них тут же натягивают коричневую форму.  В итоге нацисты получают германию без боя, буквально на блюдечке. Хоть какое-то сопротивление гитлеровцам оказывает упертый последователь Рема (из первого призыва NSDAP), но его быстро ставят к стенке и Хофген оказывается в полностью зачищенном интеллектуальном пространстве, где разрешена лишь одна точка зрения на вопрос (официальная), а вся театральная классика рассматривается с точки зрения национал-социализма. Хофген быстро встраивается в систему, поскольку без дружеской поддержки он может опираться только на власть, ну а кто деньги платит, тот и театральный сезон устанавливает.



Женщины директора. В итоге Хофген останется один и любить будет партию.

Снимая фильм, авторы проделали отличную работу над воссозданием правильной атмосферы. Очень удачными вышли сцены, во время которых Хофген пытается создать рабочий театр. Видно, что получается у него плохо. Талант у парня есть, энергии масса, но постановка получается посредственной, поскольку нельзя графиням домохозяек играть. Смена эпох сопровождается чередой кровавых побоищ. Следом на улицы немецких городов выходят парни из гитлерюгенда и Германия, словно по мановению волшебной палочки, проваливается в тоталитарную бездну из которой нет дороги назад. Вторая часть картины рассказывает о судьбе Хофгена в Третьем рейхе. Чтобы зритель понял в каком положении оказался герой, Сабо развесил по стенам свастики и натянул над персонажем серое небесное покрывало. Последняя сцена “Мефисто” разворачивается под покровом ночи, тогда как герой действует на стадионе, массивная громада которого вызывает в памяти воспоминание об Экзерштайне.



Театральное противостояние национал-социалиста (слева) и большевика (справа). Первого расстреляют, а второй впишется в политическую машину Рейха.

В конце-концов, персонаж сдается тьме, пронзенный ослепительными лучами огромных прожекторов...

ЗА

Современное переосмысление “Фауста” гете,

Умело воссозданная эпоха веймарской республики,

Яркая игра главных героев.

ПРОТИВ

Сабо не дал четкого ответа на поставленный вопрос,

Рваный сюжет, который спотыкается под собственным весом и обрывается на полуслове,

Лубочный рейх,

Фауст запутался.

04.12.2020

(с) Илья Садчиков

рейх, movie, кино, ww2

Previous post Next post
Up