THE EIGHT HUNDRED / 八佰 (2020)

Dec 06, 2020 21:43




Китайский фильм “Восемь сотен” посвящен событию известному, как Оборона склада Сыхан от японских захватчиков. В китайской военной истории эта оборона носит легендарный характер и является аналогом нашей “Брестской крепости”. Действие картины происходит в 1937 году в самом начале Второй мировой войны на Тихом океане. Боевые действия превратили Шанхай в руины, уцелела лишь международная зона города, находящаяся под британским протекторатом. В начале октября последние китайские части покинули город, но в районе склада Сыхан осталась 88 пехотная дивизия, она должна была сдержать наступление японских частей, а также продемонстрировать западным державам желание Китая продолжать войну до победного конца. Сломить сопротивление китайцев должна была 3 дивизия из состава Шанхайской экспедиционной армии под командованием Иванэ Мацуи. Японцы думали что смогут сокрушить врагов одним сильным ударом, но захватчики просчитались. Китайцы решили держаться до последнего человека и легкая прогулка к реке Сучжоу превратилась для японцев в 4 дня кровавого ада…




Японская военщина готовится уничтожить 88 дивизию.
Согласно режиссерскому замыслу в картине присутствует сразу несколько главных героев, самым яркими из которых являются подполковник Се Цзиньюань, молодые солдаты из состава уничтоженного подразделения, миролюбивый счетовод, а также дезертиры, которым дали шанс искупить свою вину кровью. Многие герои картины имеют свои имена, но они совершенно не запоминаются, потому что режиссер безжалостно расправляется с персонажами. Многие действующие лица гибнут во время случайных перестрелок или в хаосе встречных боев. Кто-то подрывает себя гранатой или тонет в реке. Наконец, множество солдат погибает во время сцены подъема флага и во время сцены финального отхода. Поскольку бойцы китайской армии исполняют роль функций, то нет ничего удивительного в том, что герои картины глубоко не проработаны. Мы знаем о них лишь самые общие факты, некоторая информация доносится до зрителя при помощи разговоров и фотографий, но ее мало. В итоге подвиг Сыхана становится подвигом безымянных солдат, не имеющих личностей.



Встреча двух командиров.

Это интересно. Создавая фильм, режиссер Гуань Ху делал все возможное для того, чтобы зритель не вспоминал о том, что 88 дивизия была дивизией китайских националистов и подчинялась Чан Кай Ши. Именно по этой причине герои фильма хорошо обучены, вооружены немецким оружием и ходят в стальных шлемах (для российского зрителя не знакомого с военной историей это может быть откровением). Гуань Ху старательно избегает демонстрировать национальный флаг Тайваня, а также выводит националистов слабыми типами, которые не смогут обратить жертвы китайских солдат на помощь своему государству. Вот и выходит в конечном итоге, что победили в фильме китайцы, а проиграл Чан Кай Ши и его последователи. Дополнительно отмечу, что в 70-ых годах Тайвань сняла свою версию 800 с тем же самым названием!



Зеваки на той стороне наблюдают за ходом боя.

Возможно, что Гуань Ху намеренно не стал привязывать зрителей к персонажам, потому что царящая на экране мясорубка могла быть стать крайне травмирующим опытом для подрастающего поколения. Смерть царит в кадре на всем протяжении фильма. Всякий раз она выглядит нелепо, а умирающие в грязи и кровищи солдаты не могут вызвать ничего кроме жалости и ужаса. Большая часть смертей носит регулярный характер и далека от героики. Частенько персонажи умирают в ситуациях, когда ответный удар невозможен (расстрел бойцов с самолета) или когда герой со всех сторон окружен врагами. В некоторых случаях смерть бывают совершенно внезапной (подстреленный японец встал и подорвала персонажа гранатой, так что во все стороны руки-ноги полетели) и трагической. Очень сильное впечатление производит эпизод, в котором китайцы уничтожают японскую штурмовую команду при помощи отряда смертников. При этом массовая резня происходит на глазах у веселящейся публики, танцующей на другом берегу реки.



Японцы празднуют захват Шанхая.

Информация к размышлению. Честно говоря, сцена со смертниками выглядит совершенно безумно. Совсем недавно китайцы вывели из строя японский экскаватор не потеряв ни одного человека, теперь же они могут уничтожить штурмовиков лишь безумной атакой смертников. Происходящее выглядит как иррациональная и совершенно излишняя жертва людей, которых можно было бы применить против японцев с куда большей эффективностью..



Китайские смертники готовятся нанести разящий удар.



Они пробили стену! (кликабельно).

Японцы в фильме показаны без сантиментов. Это храбрые и предельно жестокие люди, решившие стереть 88 дивизию с лица земли при помощи любых доступных методов и средств. В начале самураи используют конвенционное оружие: гранаты, танкетки и экскаватор. Поскольку китайцы не сдаются, в ход идут показательные казни. Следом японцы бросают в бой диверсионный отряд, газ, авиацию и, наконец, артиллерию. При этом японцам совершенно пофиг на гражданских, оказавшихся рядом с зоной боевых действий. Истребитель в легкую расстреливать гражданских на той стороне реки, а снайперы стреляют по людям, которые все еще находятся в британской оккупационной зоне. В ответ на выстрел из ружья, сыны ямато могут ответить пулеметной очередью по городским окнам. В самом конце картины самураи размышляют о том, чтобы пустить в ход тяжелую артиллерию, зная, что взрыв склада вызовет многочисленные разрушения в международной зоне. Поскольку японцы показаны последними гадами, пощады им от китайцев нет. Бойцы 88 дивизии раненых в плен не берут и безжалостно расправляются со всеми, кто попал им в руки, что решительно контрастирует с реверансами российского кинематографа в сторону нацистов.



На той стороне продолжается мирная жизнь, но храбрецам туда хода нет.



Британская оккупационная зона (кликабельно).

Солдаты не единственные герои картины. На противоположном берегу Сучжоу продолжается обыкновенная жизнь: по тротуарам ходят люди, местные богачи посещают бутики, в небе реют американские дирижабли. Даже казино работает как обычно, несмотря на то, что сотне метров от игорных столов людей рубят штыками и сжигают из огнеметов. В начале картины местные смотрят на битву, словно зрители, пришедшие в цирк. Однако со временем горожане начинают болеть “за своих” и вскоре устраивают целую кампанию помощи китайским солдатам. На ту сторону реки добровольцы доставляют продукты питания и боеприпасы. Переброска телефонного кабеля превращается в кровавый квест в котором участвует не только рабочие, но и локальная элита (с трагическими последствиями разумеется). Ближе к концу картины китайцы становятся одним народом и солдаты, сражающиеся на другой стороне реки превращаются в настоящих героев даже для нейтралов: немцев, американцев и англичан.



Последняя сигарета.
Два часа кровавого побоища кончаются совершенно внезапно для зрителя. Китайские солдаты добегают до британской зоны и на экране начинаются титры. Таким образом зритель ничего не узнает о судьбе героев, о том что ждет их в будущем, кем и где они закончат войну (некоторые из них, скорее всего, встретят старость на Тайване). Судя по всему, такой странный конец вызван волей Китайской коммунистической партии, бонзы которой сняли фильм с проката и потребовали тотальной пересъемки отдельных сцен. Вероятно, за бортом оказался настоящий финал эпика, а также кадры в которых описывалась точка зрения Чан Кай Ши на происходящие события. В конечном итоге все проблемы китайской армии в фильме свалили на генералиссимуса, а победу Китая в войне приписали руководящей роли КПК и Мао Цзе Дуна.



Американцы внимательно наблюдают за происходящим. Через четыре года пламя войны захлестнет всю Юго-Восточную Азию.
Еще более печально то, что в фильме ничего не было сказано ничего о Советской помощи Китаю которая началась в 1937 году и продолжалась аж до 1943 года (то есть в самые тяжелые месяцы ВОВ мы помогали другой стране самолетам и вооружением, но современные китайцы, судя по всему это забыли). В конце картины был еще один интересный “пассаж”, в котором Китай был объявлен страной внесший наибольший вклад в победу с фашизмом! Это вообще крайне странное заявление, учитывая что национал-социалистическая Германия в фильме является союзником Китая, а Японская империя была скорее феодальным, чем фашистским государством.

Концепт-арты к фильму (с) Junling Wang.



Перестрелка на складе (кликабельно).



Встреча двух командиров (кликабельно).



Воздушная атака (кликабельно).



Японский штурмовой экскаватор (кликабельно).



На руинах Империи (кликабельно).
ЗА:
Отличный военно-исторический боевик,
Прекрасная картинка и операторская работа (западных кинематографистов пригласили не зря),
Правдоподобно показанные противники,
Интересный контраст между зоной боевых действий и жизнью в международном квартале.

ПРОТИВ:
Истории героев не раскрыты и не доведены до логической точки,
Однобокий показ событий, цензурные ограничения, умолчания в пользу ЦК КПК,
Некоторые перестрелки выглядят суматошно,
Актриссы переигрывают, но это похоже норма для восточного кинематографа,
Идеологическая нагрузка уродует фильм.

06.12.2020
(с) Илья Садчиков

история, history, кино, war history, movie, китайская угроза, НОАК, ww2

Previous post Next post
Up