Бронетехника ЮАР в Пограничной Войне (1975-1989). Часть 6 - Валькирии апартеида.

Feb 07, 2018 23:51




Новая глава сериала "Африканские войны" посвящена обзору ракетных систем, состоявших на вооружении САДФ в 70-80 годы, и принимавших участей в многолетней Пограничной войне. Подобно другим капиталистическим странам, ЮАР не имела собственной концепции развития реактивной артиллерии до тех пор, пока бойцы южно-африканской республики не столкнулись с советскими реактивными системами залпового огня БМ-21.

RATEL ZT-3



Ratel ZT-3 во время операции Модулер, сентябрь 1987 года.
Противотанковые ракеты ZT3 появились на вооружении армии ЮАР в результате успешного завершения проекта Raleigh направленного на создание управляемой противотанковой ракеты большой дальности.  На раннем этапе войны САДФ использовала французские ракеты ENTAC, которые позже были заменены итальянскими комплексами Milan, чья система наведения на цель была более удобной (а значит, более эффективной в бою) чем у французского аналога. Уже в конце 70-ых южно-африканские военные специалисты пришли к выводу, что ПТУРС-ы можно ставить на технику, что во много раз повысит мобильность противотанковых подразделений.

Первые подобные эксперименты были проведены в 1977 году, то есть до введения полномасштабного эмбарго со стороны ООН. Впрочем, во время тестирования мобильных ENTAC военные пришли к выводу, что пользоваться ими не удобно, ибо французская ракета управлялась по проводам. Если на равнинах Европы подобная система управления выглядела нормально, то в Южной Африке, с ее плотным колючим бушем, шансы на попадание ракеты в цель выглядели довольно низкими.



Команда Ratel ZT-3 "Iron Maiden" готовит свою машину к первому столкновению с врагом.
После установления эмбарго, южно-африканские исследователи видели несколько путей дальнейшего развития противотанковых ракет. Для быстрого решения поставленной задачи, новую противотанковую систему решено было делать на основе ракеты Ingwe, которая управлялась по лазерному лучу. Подобные ракеты использовались в СССР и Израиле, так что с их реализацией в рамках южно-африканского производства не было особых проблем. Поскольку отношения между ЮАР и Израилем были хорошими, САДФ взяла за основу некоторые технологии израильской системы MAPATS.

Получившаяся в итоге Южно-Африканская противотанковая система ZT3 (калибра 127 мм) была предназначена для уничтожения тяжелых танков противника и при этом имела габариты достаточные для установки на Ratel. Ракеты, созданные на фабриках Kentron имели дальность действия равную 5 км, тогда как аналогичные американские ракеты TOW доставали цели лишь на расстоянии в 3,750 метров. Отсутствие проводов позволяло стрелкам направлять ракету на цель не опасаясь препятствий в виде кустарника и мелких деревьев. В случае попадания, ZT3 могла пробить ангольский Т-55 или Т-62, попав в любую часть его проекции.

Мобильная пусковая установка ZT3 опиралась на треногу, которая, в свою очередь, ставилась правее башни и была соединена с ней. Таким образом, управляя башней, стрелок «Рателя» мог наводить ракеты на цель, без дополнительного маневрирования машиной. Боеприпасы для ZT3 располагались в десантном отсеке, тогда как перезарядка пусковой установки осуществлялась вручную (установка предназначалась для 3 ракет).



Попадание. Прямо по курсу горит ангольский танк.
Выстрел из ZT3 осуществлялся следующим образом. Стрелок визуально обнаруживал цель, после чего наводил на нее перекрестие лазерной системы наведения ZT3. После этого, стрелок осуществлял пуск ракеты. Отклонение между ракетой и линией визирования измерялось с помощью декодера лазерного луча, импульсы которого получал приемник, находящийся в хвосте ракеты. Приемник, в свою очередь, передавал информацию в блок управления полетом, который преобразовывал полученные данные в команды для рулей управления. Ракета следовала линии видимости до тех пор, пока не попадала в цель и ее кумулятивная боеголовка не активировалась контактным взрывателем (стоит отметить, что более поздние модификации ZT3 получили встроенный автопилот, а также пассивный канал ночного прицела FLIR - Forward Looking Infra-Red).

Первое боевое применение ZT3 состоялось в 10 сентября 1987 года, когда 32 противотанковый батальон ступил в сражение с 21-ой бригадой ФАПЛА (при этом 32-ые использовали предсерийные образцы противотанковых «медоедов»). Первыми жертвами ракетной системы стали Т-55, которые оказались на краю обширной шона (поймы африканской реки). Цели находились на расстоянии 2 км от ZT3 находящихся под командованием майора Ханнеса Нортманна. Из 10 выпущенных «Рателями» ракет 2 снаряда ушли мимо цели (пролетели 200 метров и устремились вверх), 1 ракета не покинула пусковую установку (не было включения двигателя), еще 2 упали в воду, тогда как 5 уцелевших поразили машины противника. Обнаружив очередной танк, Нортманн выпустил еще две ракеты, одна из которых уничтожила Т-55, тогда как вторая зарылась в землю.



Этот Т-54 был подбит экипажем Нортманна. Башня машины оторвалась от корпуса в результате взрыва.
Для гарантированного уничтожения Т-55 обычно хватало одной ракеты, ибо в результате попадания внутри танка происходил взрыв, частенько отрывавшийся башню гусеничной машины. Однако из этого правила были исключения. Во время боя 10 сентября один из ангольских Т-55 получил три (!) ракетных попадания, но по инерции полз вперед, пока южноафриканцы перезаряжали мобильную пусковую установку. Четвертая ракета стала для танка последней. Т-55 детонировал изнутри, его башня взлетела вверх и рухнула на расстоянии 26 метров от горящей машины.

В ходе завязавшегося боя 32 батальон потерял один из «ракетных» Рателей, который, попытался подкрасться к цели, завяз на мелководье и тут же получил танковый снаряд в борт (погибли все 7 членов его экипажа, в том числе и командир - второй лейтенант Хинд). В ответ 32 батальон уничтожил еще 6 танков Т-55/Т-54. По итогам сражения ангольцы потеряли от 11 до 12 (по разным источникам) танков и 328 человек танкистов и пехотинцев. Их бронетанковое подразделение было полностью дезорганизовано.

Позже 61 механизированная группа, в состав которой вошел 32 батальон, атаковал 47 бригаду ФАПЛА, которая пыталась соединиться с 59-ой бригадой на банке реки Ломба. Перед началом атаки, 47-ую бригаду «отутюжили» РСЗО «Валькирии» и батарея G-5. После этого в бой пошли ZT3, которые уничтожили большое количество ангольской бронетехники. Южно-Африканцы утверждают, что в столкновении с 61 группой 47 бригада потеряла 18 танков Т-55/Т-54, 22 БТР-60, 3 БМП-1 и 85 грузовиков. После подобного разгрома 47 бригада перестала существовать, как организованное подразделение и верховное командование ФПАЛА было вынуждено прекратить наступление и отвести уцелевшие подразделения к Куито Куанавале.



Ratel ZT-3, противотанковый взод 32 батальона в составе 61 механизированной группы. Операция Модулер, 10 сентября 1987 года.
На рисунке изображен Ratel ZT3 майора Ханнеса Нортманна (10 сентября 1987 года). Машина выкрашена в темно-песчаный цвет. На башне можно увидеть название машины: Iron Maiden. Стоит отметить, что более новые Ратели имели другую цветовую схему: светло-песчаную, коричневую и зеленую. Данный экземпляр ZT3 находится на сохранении в бронетанковой школе Блюмфонтейна.

VALKIRI



Valkiri Mk.I 22 на шасси Samil 20.
На раннем этапе Пограничной войны бойцы ЮАР столкнулись с очень неприятным сюрпризом - советскими РСЗО «Град», которые с завидной регулярностью обстреливали позиции южно-африканских войск. Поскольку на вооружении САДФ не было аналогичного оружия, фирма Armscor приступили к созданию собственной системы реактивной артиллерии на основе тех образцов БМ-21, что были захвачены южно-африканскими солдатами в сражениях с Ангольской армией (программа известна, как Project Furrow).

Разработка машины, получившей название Valkiri (Валькирия) началась в 1977 году. Созданием неуправляемых ракет для системы занялась Somchem дивизион Denel Ltd. Первый прототип «Валькирии» был продемонстрирован руководству южно-африканской армии в 1981 году, при этом в качестве носителя использовался грузовик Samil 20 (2-тонная машина на базе шасси «Унимог»). Samil 20 был выбран в качестве перевозчика потому, что эта машина обладала хорошей проходимостью, отличной видимостью из кабины и кузовом, достаточным для инсталляции 24 зарядной пусковой установки (3 метра в длину, направляющие размещены в три ряда по 8 труб).



Valkiri готова к стрельбе.
Во время передвижения установка полностью укладывалась в кузов Samil-а, в результате чего носитель РСЗО становился неотличим от обычного военного грузовика. Приведение машины в боевое положение занимало не более 7 минут, перезарядка опытным экипажем укладывалась в 9-12 минут. В состав батареи, кроме самой РСЗО вошли еще две машины: Samil 20 - передвижной командный пункт и машина метеорологического наблюдения. Иногда, РСЗО сопровождала машина с 48 дополнительными выстрелами (особенно актуальна она была в том случае, если в сражении использовалась 24 зарядная установка). Известно, что в 1988 году на вооружении Южно-Африканской армии находилось 25 батарей Valkiri, которые применялись в сражениях против Ангольской армии и кубинских добровольцев.



Valkiri - фронтальный вид на направляющие.
Ракета «Валькирии» имеет 2,68 метра в длину и весит 53 килограмма. Максимальная дальность стрельбы РСЗО составляет 22 км, тогда как минимальная - 8 км (при этом в целях минимизации дальности полета ракеты на снаряд надеваются специальные кольца, снижающие его скорость).

Помимо «стандартной» «Валькирии», известной также, как Valkiri Mk.I 22 в боях против Анголы применялась Валькирия Mk.I 5 имеющая меньшую дальность стрельбы (5,5 км) и стреляющая ракетами весом 30 кг с 12 направляющих. В случае необходимости Mk.I 5 могла использоваться для стрельбы по противнику прямой наводкой.



Valkiri ведет огонь по противнику.
BATELEUR



Bateleur готов к стрельбе - задние опоры выдвинуты. (с) tank-encyclopedia.



Bateleur в походном состоянии. (с) tank-encyclopedia.
Дальнейшим развитием «Валькирии» стала РСЗО Bateleur (хищная птица орел-скоморох), разработка которой началась в 1980 году, как совместная разработка Denel Dynamics и RDM Western Cape. Первый прототип РСЗО был создан в 1986 году, тогда как первый серийный образец Bateleur поступил в армию в 1989 году.

В качестве платформы Bateleur использовал грузовик Samil 100 с колесной формулой 6х6. Столь мощная машина с трудом выдерживала тяжесть 40 ракетных направляющих, вес автономного блока питания и системы автоматического заряжания. Бронированная кабина, способная выдерживать огонь стрелкового оружия, была оборудована 4 дверями: для водителя, командира батареи и трех операторов ведения огня. Нижняя часть Bateleur была выполнена в классическом V-образном стиле, что позволяло спасти машину во время подрыва на мине. Стальным сердцем Bateleur стал 315 сильный дизельный двигатель Deutz F10L 413F, позволяющий достичь скорость в 75 км/ч (на равнине).



Bateleur готовится к перезарядке.
Батарея Bateleur всегда сопровождалась грузовиком ракетного обеспечения Kwevoel 100, в кузове которого находилось 96 дополнительных выстрелов.

Bateleur слишком долго находились в разработке и не успели принять участие в Пограничной войне. Преимущества от использования этих систем ЮАР получила лишь после завершения эпохи апартеида.

В настоящее время Bateleur-ы активно применяются в южной и центральной Африке в войнах против исламских фундаменталистов.

Копировать эту статью и ее части без разрешения автора - строго запрещено.

01.02.18
(с) Илья Садчиков
На основе материалов Osprey - New Vanguard 243.

Уважаемые читатели цикла, большое спасибо тем, кто поддерживал и поддерживает нас небольшими суммами денег. Мы практически накопили на первую книгу! На очереди вторая (список был представлен в одной из первых глав цикла).

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ "АФРИКАНСКИЕ ВОЙНЫ" (всего 50 р.).

Через Yandex кошелек

Через банковскую карту

По телефону

история, сold war, war history, ww3, cold war

Previous post Next post
Up