ПРОЕКТ 971 «ЩУКА-Б»

Dec 22, 2017 01:39




Изучив опыт второй мировой войны, Советские адмиралы пришли к выводу, что тактика волчьих стай более не способна обеспечить победу в крупномасштабном конфликте. В случае начала Третьей мировой войны, Советские командиры должны были использовать ударные АПЛ для перехвата вражеских кораблей и подводных ракетоносцев в местах их дислокации, то есть возле океанских портов, удары по которым следовало наносить, как обычным, так и ядерным оружием.

Для повышения эффективности первого удара советские субмарины отслеживали перемещение американских и натовских ракетоносцев, сближаясь на опасную дистанцию с противником, что, в свою очередь, приводило к появлению крайне неприятных инцидентов. Так например в ноябре 1974 года советская подводная лодка класса «Виктор» (Проект 671 «Ерш») врезалась в американскую субмарину «Джеймс Мэдисон» (SSBN-627, James Madison Class), в тот момент когда последняя покидала базу Шотландскую базу в Холи Лох. Дипломатической катастрофы не произошло лишь потому, что эпизод предпочли замять обе стороны конфликта («Ерш» проник слишком далеко в Британские воды).

Поскольку в открытом океане современные американские АПЛ успешно прятались от противника, пользуясь преимуществами в электронике и системе шумоподавления, советские ударные лодки предпочитали держаться возле своих ракетоносцев, пытаясь поймать противника на «живца» и тем самым защитить ракетоносец от торпедного удара.

Первым серьезным противником для американских ударных субмарин стали подводные лодки класса Оскар (проект 949 Гранит). Однако когда первые 949-ые встали на вооружение Советского флота, американцы сделали очередной технологический рывок в области бесшумного плавания. Догнать (и перегнать) американцев должны были АПЛ классов «Сиерра» (проект 945 Барракуда, с корпусом из титанового сплава) и «Акула» (проект 971).

В конце 1984 года, когда первая советская Акула (проект 971М Щука-Б) вошла в состав ВМФ, подводное противостояние между СССР и США изменилось навсегда. Американцы больше  не чувствовали себя в безопасности находясь под водой, поскольку новая подводная лодка была намного бесшумнее своих прямых предшественников, а на малой скорости хода ее было вообще невозможно обнаружить.



Российская Акула.
В СОВЕТСКОМ СТРОЮ

Создавая «Акулу», советские инженеры проделали колоссальную работу. В том числе построили ряд уникальных подводных аппаратов: обкатали технологию титановых корпусов и скоростных двигателей, ставших базисом для подводной лодки класса Papa (проект 661 Анчар, или «Золотая рыбка» -  чудовищно дорогая в постройке, но при этом самая быстрая подводная лодка всех времен и народов, сумевшая развить подводную скорость хода в 44 узла).

Однако «бесшумность» хода в течение долгого времени оставалась слабым местом советских подводных крейсеров. Американские АПЛ были намного тише своих антагонистов, что позволяло им незримо следить за советскими подводными лодками, сумевшими выйти в мировой океан. Так например, в 1978 году ПЛ Batfish умудрилась в течение 50 дней незаметно отслеживать перемещения советской субмарины класса Янки (проект 667А Навага). Batfish начала преследование противника под паковыми льдами Северного ледовитого океана и завершила его в западной Атлантике, в точке предполагаемого запуска советских ракет.

Для того, чтобы преодолеть отставание от ВМФ США, советские специалисты приступили к созданию третьего поколения АПЛ, ориентируясь на данные предоставленные Джоном Уолкером (американским специалистом по коммуникациям, который работал на СССР с 1968 года). Помимо других секретов Уолкер передал в СССР информацию о подводных гидрофонах нового поколения, при помощи которых американские субмарины могли надежно отслеживать передвижение подводных лодок противника. В начале 80-ых Советский Союз умудрился приобрести в Японии и Норвегии сложное фрезерное оборудование и станки с ЧПУ, необходимые для создания сверхэффективных винтов.

На протяжении 15 лет, между 1984 и 2009 годом советские и русские кораблестроители построили несколько типов «Щук». Семь АПЛ типа Акула I (Проект 971), 6 улучшенных Акул I (проект 971И), 1 Акулу II (проект 971У),  и 1 Акулу III (проект 971М). Некоторые из них, впоследствии вошли в состав Российского флота, тогда как другие составили основу Индийских ВМФ.



Атлантика. P-3 Орион, облетает АПЛ класса Victor-II.
Подводные лодки класса Акула обладали значительными габаритами. Их длина составляла от 110 до 113 метров. В подводных лодках последних серией имелась специальная секция, куда было инсталлировано оборудование для тихого хода, базирующееся на технологии двухкаскадной системы амортизации. Подводное водоизмещение Акул составляло от 12,770 тонн до 13,400 тонн, таким образом Щуки были намного больше ударных АПЛ класса «Лос Анджелес» подводное водоизмещение которых составляло всего 7000 тонн. Несмотря на то, что двойной корпус «Акулы» был сделан не из титана, а из легированной стали, АПЛ могла достичь глубины в 1,970 футов.

В качестве силовой установки Акулы использовали водо-водяной ядерный реактор ОК-650М.01 мощностью 190 МВт, мощностью в 50,000 л.с. Акулы были оборудованы подруливающими устройствами, работающими от двигателя мощность 410 л.с.

Подводные лодки проекта 971 были вооружены 8 торпедными аппаратами, расположенными в двух горизонтальных блоках по 4 штуки в ряд. На борту подводной лодки находилось 40 торпед 65-76. Кроме того, «Щука» могла быть вооружены противолодочными ракетными комплексами ПЛРК-6 и ПЛРК-7, способными переносить ядерную боеголовку. В случае необходимости АПЛ была способна использовать в бою глубоководные торпеды УГСТ, подводные ракеты «Шквал», крылатые ракеты С-10 с ядерной боевой частью, ракето-торпеды АПР-3М, противолодочные управляемые ракеты 83Р, электрические самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80 и массивные приманки МГ-74.

Установленный на Акулах сонар МГК-540 был серьезным шагом вперед, но при этом не дотягивал до американских аналогов, обладающих более быстрой электронной начинкой (во всяком случае так говорят американцы). Для отслеживания вражеских подводных лодок «Акулы» имели буксируемую антенну, установленную в буле вертикального хвостового оперения.



Проект 971М.
НА СЛУЖБЕ ИНДИИ

В 2004 году Индия арендовала одну Акулу II (К-152 Нерпа - это та самая подводная лодка, на которой в 2008 году произошла авария в результате сбоя системы пожаротушения, что привело к гибели 20 моряков) на десятилетний срок и включила ее в состав своих ВМФ под названием Chakra.

Если в прежние времена Индусы брали в лизинг советские лодки вместе с командой инженеров-атомщиков, то в это раз службы на лодке должны были нести только индусские моряки. Chakra должна была стать тренировочной площадкой для экипажа будущего ракетоносцы Arihant.

23 января 2012 года Chakra вошла в состав Индийского флота и приступила к задачам, связанным с патрулированием Индийского океана, ее основными противниками стали корабли Китайского и Пакистанского флота.

Несмотря на отдельные сложности, связанные с обслуживанием АПЛ, индусы решили взять в лизинг еще одну «Акулу», которая поступит на вооружение их ВМФ в районе 2022 года.

image Click to view


Chakra в море.

БЫЛОЕ И ДУМЫ

После развала СССР многие «Акулы» так и остались недостроенными. Часть из них была использована в качестве базы для новых ракетоносцев класса-Борей, тогда как другие «Акулы» вошли в состав индийского ВМФ.

Что касается американцев, то в начале 1995 года Chief of Naval Operations адмирал Джеймс Бурда, сказал про «Акулу» так: На малой скорости хода в 6 или 7 узлов «Акула» тише «Лос-Анджелеса» и ее чрезвычайно сложно обнаружить. Однако наше преимущество заключается в людях, которые хорошо подготовлены, имеют обширный опыт и смогу адаптироваться к подобной опасности». При этом дополнительное финансирование адмирал просил не на подготовку специалистов, а на создание новых подводных лодок класса Seawolf.

(с) Илья Садчиков
22.12.2017

nuclearpunk, ww3, submarines, cold war, ocean, apocalypse

Previous post Next post
Up