Экспериментальная американская ПЛА SSN-575 "SEAWOLF"

Nov 04, 2017 23:37




SSN-575 Seawolf - вторая атомная подводная лодка в составе ВМФ США. АПЛ была заложена 15 сентября 1953 в Гротоне на верфях General Dynamics и использовала в качестве двигателя ядерный реактор S2G LMFR (Liquid Metal Fast Reactor), первый контур которого имел теплоноситель на жидком металле. Ведущим инженером Seawolf должен был стать будущий президент США Джимми Картер, но что-то пошло не так и Картер отказался от назначения в 1953 году.

Установка в корпус лодки реактора на жидком металле была обусловлена тем, что американские моряки не очень-то доверяли водо-водяным решениям. Считалось, что если такой реактор перейдет в нестандартный режим работы, на лодке может произойти тепловой ядерный взрыв. Реактор на жидком металле был лишен означенного выше недостатка. Впрочем, у него была другая проблема, связанная с тем, что металл охладителя не должен был вступать в контакт с воздухом. Подобные реакторы должны иметь сложную систему биологической защиты для первого контура, а также уникальные технологические устройства, способные расплавлять металл в реальном времени, гонять его по контуру с помощью мощных магнитов и очищать его от окислов.

Конструкция реактора, построенного в исследовательском центре Вест Милтон, была не самой удачной. В трубных досках паронагревателя и испарителя быстро появлялись трещины, из-за чего паронагреватель регулярно отключался и мощность энергетической установки никогда не превышала 80% от запланированной. На первых же испытаниях реактор повел себя не так как было запланировано. Из-за разрыва трубок второго контура произошла утечка натрия, что привело к человеческих жертвам.



Seawolf в компании Nautilus.
Стоит отметить, что по результатам проведения технических испытаний ВМФ США отказались от дальнейшего использования металлических реакторов на своих АПЛ. СССР, создавший аналогичную подводную лодку Проекта 645 ЖМТ (К-27, известная среди моряков, как «Нагасаки»), наоборот, стала прародительницей целого поколения новых подводных лодок с жидкостно-металлическими реакторами на борту.



Это не "Звезда смерти", а тестовая установка для проверки работы реакторов на жидком металле. Вест-Милтон, 1957 год.



Крестная мать Seawolf - жена конгрессмена Mrs. W. Sterling Cole. Во время удара бутылка не разбилась и выкатилась из рук конгрессменши. Удивительно, но действительно серьезных аварий на борту субмарины не было (если не считать проблему с утечкой Натрия в самом начале ее карьеры).
Seawolf была спущена на воду 21 июля 1955 года. Первый поход АПЛ состоялся в 1957 году. С мая по август АПЛ совершила два плавания в Ки-Уэст, а в сентябре приняла участие в морских маневрах НАТО. В 1958 году АПЛ действовала в регионе Карибского моря. В 1958-60 году Seawolf находился на достройке и его LMFR был заменен на типовой реактор S2Wa, являющий дальнейшим развитием той установки, что приводила в движение Nautilus (оригинальный ядерный реактор Seawolf был затоплен в море 18 апреля 1959 года в 120 милях к востоку от побережья Мэриленда на глубине 9100 футов).



В отличие от других АПЛ Seawolf светился в воде. Моряки, наблюдавшие за ходовыми испытаниями корабля, ночной порой видели синеватый радиоактивный свет, исходящий от реакторного отсека. Свечение порождал распадающийся Натрий-24.
Это интересно. SSN-575 была единственной АПЛ в истории американского флота, система предупреждения экипажа которой обладала женским голосом. Сами моряки называли систему не иначе, как bitch in the box.

В 1961 году АПЛ участвовала в учениях ВМФ США в Пуэрто-Рико, а позже принимала участие в отслеживании захваченного пиратами лайнера Santa Maria (его захватили испанские и португальские политические террористы). В начале лета Seawolf совершил переход в Портсмут, Англия и вернулся в Нью-Лондон 19 сентября 1961 года. В 1963 году АПЛ участвовала в поисках печальной известной субмарины «Трэшер», а потом действовала совместно с авианосцем «Энтерпрайс» в составе первой в мире авианосной тактической группы. С мая 1965 по сентябрь 1966 года лодка провела в ремонте, на ней проводили усовершенствования, необходимые для того, чтобы АПЛ не повторила судьбу «Трэшера».



Seawolf после перестройки в секретную субмарину. (с) H.I.Sutton.
В конце 60-ых Sewolf совершил еще несколько морских походов, как в Атлантическом так и в Тихом океане (переход между океанами осуществлялся через Панамский канал). 8 января 1971 года АПЛ перебралась в Марэ Айленд, где ее начали переделывать  в специальную субмарину. В ходе модернизации, перед «парусом» был смортирован дополнительный 52-футовый отсек (дополнительный отсек пришлось монтировать потому, что ангара для запуска крылатых ракет, как у Grayback, у Seawolf не было), в котором было размещено специальное оборудование, ангар для запуска подводных аппаратов, люк для выхода аквалангистов и «опоры» для уверенного спуска на океанское дно.



SSN-575 на ходовых испытаниях.



Seawolf покидает Сан-Франциско, 1975 год.
Начиная с 1975 года SSN-575 приняла ряд походов в Охотское море, где в месте с Halibut изучала советские подводные кабели и устанавливала на них многочисленные жучки. Во время очередного похода водолазы снимали информацию уже с установленных устройств и устанавливали чистые системы записи. Подобная деятельность позволяла следить за активностью советских ВМФ в Тихом океане, а также понимать, что происходит на территории военно-морской базы в Петропавловске-Камчатском. Во время одного из таких походов Seawolf основательно увяз на морском дне и едва вырвался из ловушки. В какой-то момент командиру АПЛ даже показалось, что спасти лодку не получится и ее придется уничтожить, но во время следующей попытки освобождения SeaWolf с великим трудом оторвалась от морского дна.

В 1981 года АПЛ участвовала в маневрах в составе 5-го флота и принимала участие в целом ряде операций, которые засекречены до сих пор. В апреле 1986-го года, Seawolf вернулась в доки Марэ Айленда и 30 марта 1987-го года была окончательно вычеркнута из списков флота.



В составе тактической группы.  Впереди Enterprise (CVAN-65), следом идет ракетный крейсер Long Beach (CGN-9), далее Bainbridge (CGN-25) и, наконец, Seawolf (SSN-575)



Отдых после службы. Все эти ПЛ вышли из состава флота и будут распилены в ближайшее время.
SSN-575 Seawolf
Водоизмещение: 3741 т. (надводное) / 4287 т. (подводное)
Длина: 102,8 м.
Ширина: 8,47 м.
Энергетическая установка: жидкостно-металлический атомный реактор S2G, позже атомный реактор S2Wa
Скорость: 19 узлов (подводная) / 23 узла (надводная)
Экипаж: 101 офицер и моряк
Вооружение: 6х533мм торпедных аппаратов

04.11.2017
(с) Илья Садчиков

nuclearpunk, ww3, submarines, cold war, ocean, apocalypse

Previous post Next post
Up