Новый сериал польского автора Роберта Вегнера рассказывает о позднеантичной империи Меекхан, раскинувшейся на огромном пространстве континента от полярных гор, до теплых морей. Золотой век Империи остался в далеком прошлом, большая часть опасностей была побеждена, вследствие чего государство начало разлагаться изнутри. Пока столица утопает в роскоши, на границах поднимают головы зловещие культы, аватары древних богов и кровожадные варварские племена. Внешняя разведка и местные пограничники пытаются подавить возможные очаги сопротивления, но самые умные из бойцов понимают, что спокойное время подходит к концу, близятся последние времена и готовиться к ним надо загодя.
Издатели книги сравнивают Меекхан с произведениями Сапковского, книгами Эрикссона и Мартина. На Сапковского книга действительно похожа, как независимым принципом повествования (каждый из двух, представленных в первом томе романов, распилен на 5 независимых глав-рассказов), так и главными героями (у которых всегда есть своя правда). На Эрикссона и тем более Мартина Меекхан не похож совсем, ибо глобальный слой у книги пока подается намеками, а непосредственно политических интриг в ней нет. На мой взгляд ближайшим аналогом Меекхана является Дренайский цикл Дэвида Геммела, герои которого ведут обреченную борьбу во имя справедливости и собственных идеалов.
Первая часть книги разворачивается на холодном севере Империи, вторая в жарких землях Юга. Герои частей не пересекаются друг с другом, во всяком случае, пока. События романов идут независимо друг от друга, атмосфера и бэкгрануд у них разные. Качество рассказов в обеих частях варьируется в обширных пределах. Многие рассказы банальны, но среди них имеются и весьма интересные повествования. В частности, в северном блоке, находится отличная история про ледниковое озеро, воды которого вымывали на берег древние сокровища. В один прекрасный день воды вытащили на поверхность некий забытый ужас, после чего жители близлежащей деревушки начали стремительно склеивать ласты. Так бы и умерли все, если бы в поселение не сунул нос офицер имперской стражи.
Если северная часть книги рассказывает о суровых имперских вояках, то южная повествует о стране сумасшедших дикарей, ведомых дикими «песчанными обычаями». Текст "Юга" изобилует зубодробительными терминами, которым часто не дается вообще никакого объяснения (стоит упомянуть и о том, что автор придумал своим персонажам дикие составные имена запомнить которые нет никакой возможности). Сюжетная часть «юга» не плоха, но выше среднего уровня она так и не поднимается.
Прочитав книгу, я так и не понял, как надо представлять этих самых Меекханцев. Судя по всему, означенная в книге Империя напоминает Рим первой половины 5 века Н.Э. Однако при этом Меекханцы активно используют в бою арбалеты, тяжелые доспехи, многочисленные осадные машины и так далее. Пространства Империи заполнены замками и каменными фортификациями, что отсылает нас к классическому средневековью. В то же самое время Империю окружают поселения разнообразных уродов fall-of-the-Rome эпохи: с севера на Меекхан наступают варвары-горцы, с юга надвигаются пустынные варвары с чалмами на головах, с востока наступают конные аналоги Гуннов, тогда как на западе точат оружие фанаты языческих теократий. При этом совершенно не ясно, как весь, упомянутый выше зоопарк, умудрился выжить в условиях подавляющего технологического превосходства империи.
В книге упомянута сильная магия, базирующая на школках-аспектах, и некие божественные силы, желающие в будушем вмешаться в «игровой процесс». К счастью, божественные интервенции сюжет не ломают. Остается лишь надеяться на, что Вегнер будет осторожно обходиться со столь могущественными силами и его книга не превратится в новый Baldur’s Gate (где все герои потомки богов, да еще и родственники другу-другу). Темное колдунство в книге имеется, но оно носит тактический характер, а главные герои им вообще не пользуются, ибо кастерами не являются.
Автор с кирпичем книг.
В целом, книга читается с интересом, но от шедевра она далека.
ЗА:
- Гримдарковая атмосфера и отмеченные роком герои.
- Персонажи умирают логично, а не потому, что автору так захотелось.
- Север империи сильнейшим образом отличается от юга.
- Отличный рассказ про озеро.
ПРОТИВ
- Сложные имена героев, их не то что выговорить, запомнить сложно. Поэтому главного героя запоминаешь, как "того офицера" и "этого в чалме".
- Важнейшие свойства мира описаны широкими мазками.
- Нет цельной структуры повествования, если вам не нравятся пустыни, можете смело пропускать вторую половину тома (если не нравятся ледяные леса - пропускайте первую).
- Грубо очерченные характеры персонажей.
06.11.17
(с) Илья Садчиков