ВОЙНА В РОДЕЗИЙСКОМ БУШЕ (1979 - 1980). Часть 5 - Война на вражеской территории.

Jun 10, 2016 23:48




Предыдущие выпуски цикла можно прочитать вот здесь: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4.

Несмотря на то, что с военной точки зрения операции «Огневой мощи» были весьма эффективны, с экономической точки зрения они подрывали скудные ресурсы Родезии. Хуже того, эти операции проводились против малых сил, которые, в большинстве случаев, отработали на Родезийской территории и отступали в сторону границы для перевооружения. Таким образом националисты могли корректировать темп боевых действий, то увеличивая, то уменьшая число боевых групп, проникающих на территорию враждебного государства. К концу 70-ых годов родезийское правительство сообразило, что не сможет выиграть войну, находясь в постоянной обороне. Переломить ситуацию можно было лишь в случае переноса войны на вражескую территорию.

В августе 1976 бронированная колонна Скаутов Селуса вторглась на территорию Мозамбика и разгромила повстанческий лагерь Ниадзонья. В результате сражения ZANLA потеряла более 1000 боевиков, после чего ее руководство обвинило родезийские ВС в том, что они уничтожили лагерь черных беженцев.

RLI провела первую «внешнюю» операцию в ноябре 1977 года. Целями операции «Динго» стали крупные лагеря ZANLA расположенные на территории Мозамбика: Чимойо (на 5000 боевиков) и Тембуйе (на 8000 боевиков). Логистическая часть операции была чрезвычайно сложна. Для успешной реализации «Динго» родезийцы привлекли к боевым действиям все стоящие на вооружении штурмовики, (4 Канберры, 7 Hawker Hunter, 4 устаревших DH Vampyre и 4 Lynx-а) 6 десантных «Дакот» и семь воздушных командных постов. Вдобавок к этому в операции приняли участие все опытные бойцы RLI и большая часть вертолетов: 10 десантных G-транспортов, 10 К-транспортов, 2 вертолета управления и наведения, 10 Южно-Африканских G-транспортов, использующихся для переброски штабного и технического персонала, не участвующего в активных боевых действиях. Во время операции «Динго», армия Родезии не проводила военных операций на своей территории (у страны просто не было столько людей). Каждый применявшийся в операции G-транспорт совершил по десять вылетов, перебрасывая людей, оружие и трофеи. При этом пилоты геликоптеров не имели права потерять машину, ибо ее было не на что заменить!

Лагерь Чимойо располагался в 90 километрах от родезийской границы, тогда как лагерь Тембуйе находился на расстоянии 225 километров от границы. Добравшись до лагеря, родезийские вертолеты уже не могли совершить обратный полет, им требовалась дозаправка, которая проводилась на специальной промежуточной базе, предварительно построенной в 20 километрах от цели.

Бойцы ZANLA хоть и не ожидали Родезийского удара, но на всякий случай приняли меры предосторожности. В частности, повстанцы раскидали лагерные строения на площади в 25 кв.км. и увеличили численность активных бойцов до максимально возможного значения (в лучшем случае, на 1 одного родезийского бойцы приходилось 14 националистов, при наихудшем раскладе 1 боец был вынужден сдерживать натиск 44 националистов). До кучи, поблизости от Тембуйе находилась военная база FRELIMO (с танками, САУ и советскими советниками), бойцы которой могли прийти на помощь своим непутевым коллегам. Впрочем, родезийцы пошли на риск вторжения, потому что рассчитывали на внезапность и надеялись захватить на территории базы Роберта Мугабе, а это, в свою очередь, могло усилить позицию белого меньшинства на этапе мирных переговоров (на этом этапе противостояния белые уже не думали о военной победе).



Операция "Динго" сбор использованных парашютов. Обратите внимание на рассеиватели тепла, установленные на двигателе вертолета. Эти системы предназначались для обмана вражеских "умных" ракет.
Перед началом операции, все бойцы и пилоты прослушали брифинг в ангаре базы Нью Сарум. Ход будущих боевых действий демонстрировался при помощи трехмерных моделей. По завершении брифинга бойцам было запрещено покидать базу, и они провели ночь в ангарах. Операция «Динго» началась на следующую ночь и завершилась крупным успехом. Повстанцы Чимойо не были готовы к атаке и утренний штурм родезийцев застал их врасплох. Сокрушительный удар приближающихся штурмовиков был замаскирован шумом двигателей DC-3, которые на минимальной высоте прошел над повстанческой базой.

Для того, чтобы повстанцы не смогли покинуть место своей дислокации, родезийцы выбросили заградительный отряд, состоящий из 96 человек (еще 40 бойцов были сброшены с вертолетов).  Последний сектор отхода, находящийся вне контроля RLI, был блокирован барражирующими К-транспортами. Во время отступления повстанцы понесли тяжелейшие потери и потеряли несколько сотен человек. Впрочем, некоторым мятежникам удалось просочиться через заслон и скрыться в глубине страны.

После завершения операции техники RLI приступили к починке пострадавших машин, с которых, в случае необходимости, снимались не только лопасти, но даже роторы. Что касается авиации, то самолеты вынуждены были возвратиться на базу ВВС в Нью-Саруме.

Во второй половине дня родезийцы начали прочесывать захваченный лагерь, собирая разбросанное повсюду оружие, парашюты и десантные шлемы. Бойцы специальных подразделений, в основном, искали документы и собирали ценную информацию о повстанцах, доказывающую, что лагерь мятежников был военной, а не гражданской целью.  В лагере было найдено множество боеприпасов, а также больше запасы медикаментов и пищи, полученных от международных организаций типа Oxfam или World Council of Churches. Впоследствии обнаруженные припасы были уничтожены, так как вывести их в Родезию не представлялось возможным.

Поскольку эвакуировать десантников до рассвета не получилось, родезийцы не только провели в лагере всю ночь, но еще и атаковали нетерпеливых повстанцев, которые задумали вернуться к руинам разбитого лагеря. Короче говоря, эвакуация состоялась лишь во второй половине следующего дня, когда все военные материалы были окончательно уничтожены.

Два дня спустя те же самые десантники атаковали малый лагерь повстанцев Тембуйе, в котором находилось не менее 3,000 мятежников. Эта операция проводилась без использования вертолетов. Поскольку лагерь Тембуйе располагался в глубине Мозамбика, родезийцам пришлось создавать специальную базу подскока, а также передовой командный пункт в 10 километрах от места высадки. Обе инсталляции были защищены отрядами из 16 десантников, вооруженных стрелковым оружием и минометами.

Несмотря на то, что командиров ZANLA во время высадки ликвидировать не удалось, операция была признана успешной. ZANLA потеряла 1,100 человек личного состава в Чимойо и не менее 600 в Тембуйе. Многие повстанцы были ранены или бежали в глубь страны, потеряв всякое желание сражаться. Согласно официальным данным потери RLI составили 2(!) человека.



Театр боевых действий. Родезии здорово не повезло с географическим положением (немногим лучше Лесото).
Следующей крупной операцией RLI стала успешная операция «Урих», проведенная в сентябре 1979 года. Во время нее на территорию противника было высажено 192 бойца RLI, 112 бойцов SAS, 72 Южно-Африканских коммандос и 12 родезийских специалистов по взрывному делу.  Во время операции активно использовалась авиация, тогда как для десантирования применялись новые вертолеты «Пума» и Augusta-Bell 205.

Цель операции заключалась в разрушении приграничной инфраструктуры Мозамбика. Десантники должны были заминировать дороги, разрушить железнодорожные пути и взорвать мосты, расположенные в 320 километрах от границы. До кучи RLI намеревалась атаковать приграничные лагеря ZANLA и FRELIMO, в том числе большую военную базу Мапай, расположенную в глубине страны.  По результатам операции лидер FRELIMO - Самора Машель должен был понять, что дальнейшая поддержка ZANLA чревата большими неприятности для родной страны и от нее следует отказаться.

В самом начале операции родезийцы развернули передовую базу на вражеской территории и стали использовать её для переброски топлива и боеприпасов. Задача, связанная с подрывом мостов, была в целом реализована, но дальнейшее продвижение родезийцев было приостановлено яростной обороной солдат ZANLA и FRELIMO, которые действовали, опираясь на обширную систему окопов и траншей. Таким образом, каждую линию обороны RLI приходилось взламывать по отдельности.

Один из участвующих в операции Augusta-Bell 205 был уничтожен на земле (потерь не было). Другой «Белл» был сбит прямо в полете из РПГ-7 (погибло 17 родезийцев, в том числе 9 бойцов из 1 коммандо). Эвакуировать тела погибших не удалось, поскольку вертолет был сбит в глубине Мозамбика. В конечном итоге место крушения было уничтожено прямым ударом авиационной бомбы. Это было сделано потому, что ЮАР не хотела признавать прямое участие своих бойцов в разворачивающемся конфликте.

Ценой огромных потерь FRELIMO удалось остановить продвижение RLI. Родезийцы прервали операцию и начали эвакуировать персонал. Однако урон, нанесенный противнику, был столь велик, что лидеры ZANLA были вынуждены вернуться за стол переговоров.

Через некоторое время после операции «Урих» родезийцы осуществили две более мелкие операции «Миракл» и «Тепид». В обоих случаях RLI успешно атаковала хорошо укрепленные лагеря ZANLA и FRELIMO, усиленные бункерами и пулеметными точками. В обоих случаях родезийцы одержали победу, несмотря на то, что противник многократно превосходил их числом.  Однако и партизаны показали, что они кое чему научились в Родезийцев. В обоих случаях повстанцы покинули лагеря в полном порядке и вскоре вновь могли продолжать вооруженную борьбу.

Обращает на себя внимание тот факт, что родезийцы надеялись изменить ситуацию не только при помощи прямых военных интервенций. В 1976 при участии родезийской разведки было основано движение RENAMO (Мозамбикское национальное сопротивление), которое участвовало в боях с противниками RLI и в некоторых случаях отвлекало на себя значительные силы повстанцев.



Родезийский вертолетный десант.
Последние дни RLI (1979-1980)

Поскольку базы ZIPRA располагались на территории Ботсваны, родезийцы предприняли несколько вылазок на территорию соседнего государства. Во время операции «Водка» родезийская авиация атаковала повстанческие лагеря, расположенные на 140км расстоянии от границы. Выброшенный вскоре десант освободил из повстанческого плена 32 человека.

Операция «Бастилия» была проведена в апреле 1979 года и, фактически, являлась акцией возмездия за сбитые боевиками пассажирские самолеты Viscount (обе машины были уничтожены из ПЗРК «Стрела-2»). В этот раз целью операции стал Дж. Нкомо, штаб-квартира которого располагалась в столице Замбии - Лусаке, в нескольких сотнях метрах от президентской резиденции. В операции участвовали 27 бойцов SAS, которые отправились на захват города на 7 «Лэнд-роверах». Ну а дальше началось африканское Call of Duty. Джипы выломали двери резиденции Нкомо, тогда как бойцы SAS перебили охрану лидера из автоматического оружия и РПГ-7. Коммандос уничтожили здание вражеской штаб-квартиры и штаб ZIPRA. Получив хорошую взбучку, повстанцы разбежались кто-куда, оставив родезийцев наедине с горящими домами. Что касается Дж. Нкомо, то ему опять повезло, и лидер ZANLA целехоньким скрылся из самого центра битвы.

Идея о ликвидации Нкомо возникла не на пустом месте. В конце 70-ых руководящему составу RLI стали известны планы Нкомо, связанные с инициацией крупномасштабного военного конфликта, направленного против Родезии. Опираясь на помощь советских и кубинских военных советников, Нкомо сформировал хоть и маленькую, но полноценную армию, по африканским меркам отменно вооруженную и усиленную бронетанковыми частями.
Согласно плану «Зиро Ауэ», специальные подразделения ZIPRA должны были захватить плацдармы на родезийском берегу Замбези и открыть дорогу танковым подразделениям (точнее говоря, они должны были прикрыть паромы, перебрасывающие танки на другой берег реки). В случае успешного начала операции, танки должны были захватить родезийские аэродромы и уничтожить остатки RLI. В целях усиления сухопутного компонента экспедиции, на помощь ZIPRA должны были прийти ангольские части, переброшенные в горячую точку на самолетах ливийских ВВС.



Боец RLI. Обратите внимание на закамуфлированный FAL с которого сняты ремни.
К началу 1979 года Нкомо собрал под своим командованием 20 тысяч бойцов и 200 единиц бронетехники (в том числе танки Т-62). Однако наступление так и не началось, потому что против Нкомо выступили некоторые командиры ZIPRA, не желающие втягиваться в полноценный конфликт против регулярной родезийской армии. Пока повстанцы спорили друг с другом, RLI провела операцию «Дайс», в результате которой были уничтожены транспортные суда противника и мосты, перекинутые через Замбези. Руководители Замбии (именно им принадлежали злополучные корабли) оценили результаты атаки и отказали Нкомо в дальнейшей помощи. Вторжение было сорвано.

В начале 1980 года стало ясно, что дальнейшая война против повстанцев обрекает государство на экономический и политический крах. Ресурсы страны были истощены по результатам многолетних военных действий и действующей международной блокады (в 1979 году военные расходы Родезии достигли 47% государственного бюджета). Белое население бежало в ЮАР или в Западную Европу. К началу нового десятилетия в Родезии оставалось всего 90,000 белых, тогда как численность черного населения достигла 6 млн. человек. Многочисленные армейские подразделения стали комплектоваться из негров, которых вынуждено допускали до офицерских должностей. В состав вспомогательных сил влились бывшие повстанцы, которые получили амнистию и теперь работали на правительство.

В 1979 году правительство Родезии и умеренные повстанцы пришли к компромиссу о проведении первых выборов на основе всеобщего голосования. 1 июня 1979 года президент Родезии Ян Смит уступил свой пост лидеру Объединенного африканского национального совета Абелю Музорева (эти выборы признала только ЮАР).

Осенью 1979 года к новому раунду переговоров, проходящему в Лондоне, присоединились Нкомо и Мугабе. В соответствии с решениями Ланкастерской конференции от 21 декабря 1979 года власть в Родезии перешла британскому генерал-губернатору Артуру Соумсу (то есть страна вновь стала Британской колонией). Политические крылья ZANLA и ZIPRA были допущены к внеочередным выборам, которые прошли в марте 1980 года (в целях недопущения военного мятежа, командование RLI планировало провести операцию «Кварц»). По результатам выборов новым президентом страны стал великий тролль и будущий друг РФ - Роберт Мугабе (стоит у руля до сих пор!), а сама Родезия 18 апреля 1980 была переименована в Республику Зимбабве (вот она - перемога).

По итогам 14-тилетней войны, армия Родезии потеряла убитыми 1735 военнослужащих, тогда как потери повстанцев из ZANLA и ZIPRA составили более 40,000 человек.



ОГНЕВОЙ КОНТАКТ. РОДЕЗИЙСКАЯ ПЕХОТА В БОЮ, 1978

На изображении можно увидеть бойцов родезийского десантного отряда (stick). В реальной ситуации бойцы бы не жались так близко друг к другу, поскольку их можно был бы уложить одной удачно брошенной гранатой. Командир подразделения (1) находится в центре отряда. Отсюда он может контролировать своих людей и управлять их действиями при помощи голоса или жестов. Пулеметчик (2), обладает наибольшей огневой мощью среди всех бойцов подразделения.

В 70-ых года в RLI были введены обязательные требования к ношению униформы. Однако практичность оставалась более важным параметром, чем единообразие. Родезийцы предпочитали носить камуфлированную одежду, а также удобные ботинки из мягкой кожи. Разгрузки бойцов, как правило, не были унифицированными. Одни солдаты сдваивали карманы, тогда как другие вообще отказывали от разгрузки в пользу бронежилета.

Родезийцы придавали важнейшее значение маскировке: активно использовали камуфляжный крем и покрывали маскировочными пятнами личное оружие. Для того, чтобы оружие не цеплялось за кустарники и колючки, с него снимались ремни, карабины и ручки. На одной из винтовок (3) можно увидеть увеличенный 30 зарядный магазин, изначально предназначенный для утяжеленной версии FAL. Широкой популярностью эти магазины не пользовались, поскольку бойцы считали их ненадежными.

Продолжение следует...

10.06.2016
(с) Илья «Mr.Garret» Садчиков
На основе материалов Rhodesian Light Infantryman 1961-80, Neil Grant, Peter Dennis, Osprey, 2015.

история, history, сold war, war history, ww3

Previous post Next post
Up