sd3 in mozd

Сборная прогулка по МОЖД (2005-2015 гг.)

Aug 14, 2015 03:22


7 часть. Воробьёвы горы - Кутузово - Пресня







(кликабельно)

Прошлая часть завершилась на том, что мы перешли реку Москву по Краснолужскому мосту. Теперь двигаемся дальше по перегону бывших станций Воробьёвы горы - Кутузово.



Январь 2011 г.
Вид на Краснолужский мост с Бережковской набережной. Сзади виднеется мост ТТК

В этой части Окружная пострадала от строительства ТТК сильнее всего, лишившись двух упомянутых станций: Воробьёвы горы и Кутузово.



Октябрь 2013 г.
Бывший перегон Воробьёвы горы - Кутузово

Зато здесь чудом сохранился вокзал полустанка Потылиха. Подобное сооружение существовало на перегоне Пресня - Серебряный бор - это был вокзал полустанка Военное поле, но он не дожил до наших дней.



Октябрь 2013 г.
Бывший перегон Воробьёвы горы - Кутузово. Справа у насыпи вокзал бывшего полустанка Потылха



Октябрь 2013 г.
Вокзал Потылихи. Ко второму балкону, если считать сверху, раньше подходил с уровня путей длинный пешеходный мост.
Здание больше не принадлежит ведомству РЖД, и это, по крайней мере внешне, пошло ему на пользу



Октябрь 2013 г.
Бывший перегон Воробьёвы горы - Кутузово. Современный мост через ТТК, которое переходит здесь с левой стороны МОЖД на правую, но пока продолжает идти вдоль дороги



Октябрь 2013 г.
Бывший перегон Воробьёвы горы - Кутузово. Видна стрелка соединительной ветви №22. За этот стрелочный пост когда-то отвечала Потылиха



Октябрь 2013 г.
Бывший перегон Воробьёвы горы - Кутузово. Налево уходит соединительная ветвь №22 к станции Москва Сортировочная Киевская.
Впереди справа от насыпи видны уже вагоны поездов дальнего следования на Киевском направлении



Январь 2006 г.
Телепортируемся к Поклонной горе. Станция Москва Сортировочная Киевская. Вид в сторону МОЖД



Октябрь 2013 г.
Вид обратно, на бывший перегон Воробьёвы горы - Кутузово.
Справа отключённый светофор. Перед Краснолужским мостом по нечётному пути тоже стоял какой-то светофор.
Не знаю их назначения, но стоят они так, что ограждают съезд между главными путями



Октябрь 2013 г.
Мост через пути Киевского направления. Был реконструирован по всей видимости не так давно



Октябрь 2013 г.
Поймал в кадр два поезда: Филёвской линии метро и дальнего следования на путях станции Москва Пассажирская Киевская



Октябрь 2013 г.
Бывшая станция Кутузово

Здесь, рядом с мостом МОЖД через пути Киевского направления, с внутренней стороны Окружной стоит вокзал Кутузово - типовой проект, такой же, как на станции Андроновка. Он сохранился до наших дней, но сильно пострадал при праздновании 100-летнего юбилея дороги: было сбито название станции, написанное модерновым шрифтом, сам вокзал выкрашен в такой же неожиданный салатово-голубой цвет, как и вся Окружная в тот момент - в противоположность исторической красно-белой гамме сооружений. (Мне "повезло" попытаться снять его в тот момент, когда вокруг соорудили высокий гофрозабор, так что увидел я только крышу.)

Станция изначально строилась небольшой - всего 4-5 путей и за годы своего существования только уменьшалась. Являлась по функциям в большей мере узловым постом, в котором сходились: соединительная ветвь №23 к Киевскому направлению и Брянская передаточная ветвь, построенная одновременно с железной дорогой Киевского направления (тогда Брянского направления) в 1900 году - на несколько лет раньше строительства Окружной дороги.

Также от станции Кутузово отходили и подъездные пути: по набережной Шевченко уходил длинный подъездной путь к Московскому заводу пишущих принадлежностей им Сакко и Ванцетти и пивоваренному заводу Бадаева (бывш. Трёхгорный). Этот путь был построен после войны взамен старого, проложенного прямо от путей Пассажирской Киевской по Можайскому валу. Существовали короткие подъездные пути к пакгаузам на берегу реки Москвы слева от Дорогомиловского моста МОЖД.

Ещё задолго до роковой для станции прокладки ТТК, город начал наступать на неё. Местность, в которой она строилась в начале XX века, была уже практически сформирована к тому моменту:
"С востока её зажимали Брянская ветвь, плотная застройка Дорогомиловской слободы и посёлок железнодорожников. С юга - выемка Московско-Киево-Воронежской дороги. С запада подступала слобода Кутузовская. Кроме того, площадку будущей станции пересекало Можайское шоссе, и теснила Москва-река." (журнал «Локотранс», №3/2003)

Когда в 1958 году строили продление Филёвской линии до станции Кутузовская, главные пути станции Кутузово были перенесены чуть западнее, на место боковых путей, а ветка №24 была передвинута на место главных. Всё это было необходимо, чтобы освободить пространство для пассажирских платформ и путей метро под мостом Кутузовского проспекта. Таким образом станция Кутузово лишилась всех путей кроме главных и соединительных.

Позволю себе ещё процитировать воспоминания Д. Родина и А.А. Васильева из журнала «Локотранс», №4/2003:

После строительства ТТК "станция утеряла своё значение. Сохранились вокзал и пост №2, технически он теперь с Кутузово не связан, и управляется с Пресни. Пассажирская площадка со временем стала затягиваться слоями земли и зарастать. Буквально до последнего времени, правда, просматривались камни мощёной гужевой площадки за зданием вокзала, у погреба для керосина. Сейчас там не осталось ни одного камня. Автобан проходит впритык к задней стороне вокзала, и весь исторический булыжник, и пакгауз 2-й очереди что называется, «как корова языком слизнула». Ликвидирован и керосиновый погреб. В последнее время вид его был, конечно, ужасный, всё завалено и загажено. Это было удивительно, но до самого последнего момента сохранялись остатки «родных» металлических створок дверей… хотя, конечно, ржавые лохмотья… Строительство «съело» и остатки внешнего (обращённого к станции) устоя «американского» гужевого путепровода (над 24-й ветвью. - прим. моё ). Бетонная стена автобана нависает над 24-й ветвью. Оба деревянных пакгауза с подъездными путями сохранялись вплоть до 98-го года. Правда, один уже заваливался на бок, но вот его собрат, когда его сносили, поразил строителей сухим и прекрасно сохранившимся деревом его стен. Время и люди, однако, не пощадили ни мост, ни насыпь, ни путепровод Брянской ветви. Разорвав путь, строительство ТТК как бы размежевало 24-ю и Брянскую ветви. В пределах площадки Кутузово ветвь №24/Брянского поста восстановлена, но отнесена дальше от метро. Начало «Брянки», если бы можно было так назвать то, что от неё осталось, перенесено за пересечение Окружной дороги с Белорусским направлением. Реализована классическая схема отмыкания. Сразу за путепроводом Окружной параллельно её главным путям ещё сохраняется кусочек насыпи и старой трассы Брянской ветви. Стрелку отмыкания врезали всего в какой-то сотне метров от Шмитовского проезда. Сразу за ней стрелка охранного тупичка, обращённого на юг, к путям Белорусского направления. Съезд между главными путями Окружной располагается у северной горловины Кутузово. Сюда же перенесли и входной сигнал. Старые карликовые светофоры Кутузово и Камушков, выкорчеванные из земляного полотна, были свалены у Брянки в районе её бывшего поста, там, где 2-я Магистральная улица смыкается с 1-й. Грустное зрелище! Новые рельсы и шпалы, а впечатление, увы, уже не то… Хочется, однако, воздать должное создателям Брянского моста: заложенный в нём запас прочности позволил проектировщикам ТТК использовать его правобережную опору как основу опоры моста автомобильного. Примечательно и то, что, вплоть до демонтажа в конце 90-х путепровод «Брянки» сохранял свой первозданный облик."



Октябрь 2013 г.
Бывшая станция Кутузово. Справа примыкает путь бывшей Брянской передаточной ветви со станции Москва Пассажирская Киевская
(эта правобережная часть Брянской ветки стала обозначаться соед. ветвью №24)

До строительства ТТК Брянская ветка на всём протяжении от Москвы Товарной Смоленской была электрифицирована. За забором проходит открытая часть Филёвской линии метро. Сверху эстакада развязки ТТК с Кутузовским проспектом. Реконструкция Окружной в разгаре. В этот примерно момент Дорогомиловский мост разобран, а Окружная разомкнута (на самом деле разомкнута в нескольких местах, ибо реконструкция ведётся параллельно сразу на многих участках).



Октябрь 2013 г.
Вид обратно. Бывшая станция Кутузово и остатки Брянской ветви (ветка №24)



Октябрь 2013 г.
Бывшая станция Кутузово. Слева, чуть выше (самый дальний виднеющийся светофор слева), проходит соединительная ветвь №23 к станции Москва Сортировочная Киевская (раньше она примыкала к МОЖД прямо у Дорогомиловского моста). Ещё левее, в зарослях, прямо у эстакады сохранился жилой дом станционного комплекса. Теперь там располагается Дорогомиловская межрайонная прокуратура



Октябрь 2013 г.
Вид обратно. Мост ветки №23 через пути Киевского направления



Март 2008 г.
Поезд на другом берегу у Дорогомиловского моста через реку Москву. Перегон Кутузово (бывш.) - Пресня. Вдали видны металлические конструкции моста МОЖД через Смоленский ход.
За трубами ТЭС "Международная" и РТС "Красная пресня" виднеется элеватор Мелькомбината №3.
Справа в кадре мост ТТК через Москву реку. Он сооружён в 1999 г. на месте железнодорожного моста Брянской ветви

Как раз в том месте, где находится локомотив, с внешней стороны МОЖД, существовал до середины 80-х годов Телеграфный пост №6, от которого начиналась соединительная ветвь №25 к Брянскому посту, то есть к Москве Товарной Смоленской. О ветке чуть ниже.

Это место я немного пропускаю, так как мост через реку охраняемый. Да и на той стороне у моста не осталось больше железнодорожных достопримечательностей. Однако раньше, до строительства ТТК, прямо на его нынешней трассе, на другом берегу была станция. Эта станция возникла на Брянской ветке после войны, где-то в 50-х годах. Цитирую журнал «Локотранс», №4/2003:

"На левом берегу Москвы-реки между насыпями Брянки и Окружной долгое время сохранялась искусственная выемка. Сначала для Брянской ветви прямо от моста проложили обгонный путь, расширив её насыпь. Впоследствии число параллельных путей, соединённых стрелочной улицей, расширялось, и достигло пяти. Располагались они «рыбкой», и самый крайний проходил уже практически вблизи Окружной. Сформировался парк, получивший официальное название «парк отстоя пассажирских вагонов «Камушки». У местных железнодорожников, по воспоминаниям А.А.Васильева, бытовало прозвище «Пост Камушки». Это название сохраняло память о существовавших здесь каменоломнях." - на месте которых стоит теперь краса столицы - Сити.

Именно по этому участку Брянской ветви решили проложить ТТК, таким образом, в 1998 году станцию Пост Камушки и два железнодорожных моста Брянской ветки (через Смоленский ход и через Москву-реку) были уничтожены.

Теперь телепортируемся на другой берег к Смоленскому ходу.



Апрель 2007 г.
Вид обратно. Мост МОЖД через пути Смоленского направления.
Здесь, слева от главных путей Смоленского направления под мостом МОЖД, после небольшой обходной петли протискивалась ветка №25. Она была разобрана в середине 80-х годов



Апрель 2007 г.
Вид обратно. Мост МОЖД через Смоленский ход



Апрель 2007 г.
Перегон Кутузово (бывш.) - Пресня. Вид от моста. Здесь устроено современное примыкание Брянской ветви, которое было описано выше в цитате из Локотранса. Справа тупик.
До строительства ТТК Брянская ветвь безо всякого примыкания к Окружной переходила Смоленское направление по мосту рядом с мостом МОЖД, чуть ближе к платформе Тестовская
(сейчас, при строительстве третьего главного пути, примыкание снова разобрали)



Апрель 2007 г.
Новая трасса Брянской ветви. Раньше она не делала такого зигзага



Апрель 2007 г.
Перегон Кутузово (бывш.) - Пресня. Видны входные светофоры станции Пресня



Апрель 2007 г.
Вид обратно. Перегон Кутузово (бывш.) - Пресня



Сентябрь 2013 г.
Перегон Кутузово (бывш.) - Пресня. Вид на Мелькомбинат №4.
Два небоскрёба в левой части кадра отмечают высокий правый берег у Дорогомиловского моста, где располагалась северная горловина станции Кутузово



Апрель 2007 г.
Вид обратно. Перегон Кутузово (бывш.) - Пресня



Апрель 2007 г.
Перегон Кутузово (бывш.) - Пресня. Впереди мост МОЖД над старым Камушковским проездом, использовавшимся вместо современного Шмитовского проезда для пересечения Окружной - ещё до постройки Мелькомбината №4 в 1960 году



Март 2015 г.
Мост МОЖД над бывшим Камушковским проездом (сверху эстакада многоуровневой развязки Звенигородского шоссе с ТТК)



Апрель 2007 г.
Перегон Кутузово (бывш.) - Пресня



Апрель 2007 г.
Вид обратно. Перегон Кутузово (бывш.) - Пресня



Апрель 2007 г.
Перегон Кутузово (бывш.) - Пресня. Впереди мост МОЖД над Шмитовским проездом



Апрель 2007 г.
Вид на Шмитовский проезд и мост Брянской ветки



Май 2015 г.
Вид на этот же мост Брянской ветви с насыпи ветви № 27

Без преувеличения можно сказать, что раньше железнодорожные пути были нужны в любом хозяйстве. Только так можно объяснить их аномальное количество в районе Шмитовского проезда, который конечно является рекордсменом по количеству железнодорожных мостов на единицу уличной длины. Сейчас мы рассмотрим остальные мосты за исключением трёх, о назначении которых я так расскажу. Это двухпутный мост Смоленского хода и два снесённых при строительстве ТТК: мост соединительной ветви №25, проходившей позади (восточнее) платформы Тестовская, и мост примыкавшего к этой ветви подъездного пути Даниловского сахаро-рафинадного завода (1859 года основания). Путь этот разветвлялся и помимо сахаро-рафинадного завода питал куст путей с заводом ЖБИ-8 (1936 года) в районе-запретке Камушки, а конечным назначением имел Трёхгорную мануфактуру. Ещё часть путей уходила сразу южнее, вдоль Смоленского хода, и быстро попадала в ту же промзону Камушки к каким-то складам. Последние следы этих подъездных путей исчезли также из-за строительства ТТК.

А далее на запад по Шмитовскому проезду так: между Окружной и Смоленским направлением проходит по мосту уже упомянутая Брянская ветвь, затем собственно двухпутный мост МОЖД, двухпутный - 26-й ветки и трёхпутный - подъездного пути Мелькомбината №4. Таким образом из 7 мостов 5 пока стоят на месте.



Апрель 2007 г.
Вид на Шмитовский проезд в другую сторону, к реке. Мосты: соединительной ветви №26 к станции Фили и подъездных путей Мелькомбината №4



Сентябрь 2013 г.
Вид обратно. Мост подъездных путей Мелькомбината №4



Сентябрь 2013 г.
Вид обратно. Остатки соединительной ветви №26 - от станции Пресня к станции Фили

Примыкание её к Смоленскому ходу существовало до середины 80-х годов у моста Смоленского направления через реку Москву. Там располагался Телеграфный пост №7 (который с 50-х годов стал именоваться Пост 6 км).

Цитирую из журнала «Локотранс», №3/2003:

"Сам пост был расположен у левобережного (восточного) устоя моста Брестской ж.д. через Москву-реку. Он распоряжался стрелкой примыкания и стрелками разъездного пути 26-й ветви (про разъездной см. ниже. - прим. моё). По титулу магистрали эта ветвь получила название «воинской», поскольку предусматривала передачу воинских эшелонов и военных грузов с Пресни на стратегически важное западное направление (Брестскую дорогу)."



Октябрь 2005 г.
Телепортируемся для общего обзора на станцию Фили

Как и в случае с другими "узкими" местами у мостов - соединительная ветвь №26 не дошла до станции Фили, а примкнула к Смоленской магистрали на левом берегу.



Сентябрь 2013 г.
Мост ветки №26 через Шмитовский проезд. Здесь хорошо заметно, что мост построен в расчёте на пропуск двух путей

Цитирую из журнала «Локотранс», №4/2003:

"Осенью 1941 г. Москва стала прифронтовым городом. Первый рубеж обороны проходил вдоль Окружной, у ст. Кутузово. Укрепления были сооружены по всему Можайскому шоссе, на Б. Дорогомиловской и Новодорогомиловской улицах. Сама насыпь Окружной рассматривалась, как оборонительный вал. Тогда же соединительная ветвь №26 вновь реализовала себя, как воинская, обеспечивая передачи эшелонов с живой силой и техникой с Пресни на фронт. Было принято решение об увеличении её пропускной способности за счёт превращения в двухпутную. Разъездной путь был проложен до южной горловины Пресни, и пост №7 стал обеспечивать движение в двух направлениях."

"К середине 80-х пост был демонтирован, на его месте планировалось строительство базы ОРСа. По каким-то причинам к строительству так и не приступили, и теперь здесь лишь пустырь. Впрочем, геометрия ветви вполне читаема: её былое место определяет кривая, которую описывают в этом месте старые кирпичные гаражи."



Сентябрь 2013 г.
Вид обратно. Мост МОЖД над Шмитовским проездом



Апрель 2007 г.
Входные светофоры станции Пресня



Апрель 2007 г.
Вид обратно, на перегон Кутузово (бывш.) - Пресня. Справа на насыпи можно заметить ряд оставшихся бетонных опор телеграфных столбов - эту старину я уже не застал



Апрель 2007 г.
Вид обратно, на перегон Кутузово (бывш.) - Пресня



Апрель 2007 г.
Станция Пресня. Сверху исторический мост 2-й Магистральной улицы (построен в начале XX в. в комплексе сооружений МОЖД, снесён в 2013 г.)



Май 2006 г.
Вид с моста 2-й Магистральной улицы обратно, на перегон Кутузово (бывш.) - Пресня. Влево уходит соединительная ветвь №27 к Москве Товарной Смоленской



Апрель 2007 г.
Вид обратно. Начало соединительной ветви №27 у Окружной (сейчас здесь вместо насыпи эстакада)



Май 2015 г.
Соединительная ветвь №27. То же место. Новая эстакада над продлённой 3-й Магистральной улицей, вид к Окружной



Май 2015 г.
Соединительная ветвь №27, идущая вдоль Смоленского хода. Вид в сторону Окружной



Май 2015 г.
Сходящиеся Брянская (слева) и №27 (справа) ветки. Так называемый Брянский пост. Вид к станции Москва Товарная Смоленская. ЧМЭЗ тащит с неё хопперы на Мелькомбинат №3



Сентябрь 2013 г.
Мост Брянской/№27 ветки над пассажирскими путями Смоленского направления. Впереди Москва Товарная Смоленская



Май 2006 г.
Возвращаемся на Окружную. Вид обратно. По мосту 2-й Магистральной улицы мы сместились вправо.
МОЖД осталась слева за кадром. В кадре слева, рядом с тупиком, перспектива двух путей ветви №26.
Самый правый путь - подъездной путь Мелькомбината №4, слева от него тупик



Сентябрь 2013 г.
Подъездной путь Мелькомбината №4



Май 2006 г.
Станция Пресня. На заднем плане Звенигородская эстакада. Она пересекла станцию в ноябре 2005 года



Апрель 2007 г.
Станция Пресня. Не очень характерный для Окружной дороги локомотив - ТЭМ18Г

-------------------------------------------------------

1 часть. Лихоборы - Владыкино - Ростокино
2 часть. Ростокино - Белокаменная - Черкизово
3 часть. Черкизово - Лефортово
4 часть. Лефортово - Андроновка
5 часть. Андроновка - Угрешская - Кожухово
6 часть. Кожухово - Канатчиково - Воробьёвы горы
7 часть. Воробьёвы горы - Кутузово - Пресня
8 часть. Пресня - Серебряный бор
9 часть. Серебряный бор - Братцево
10 часть. Братцево - Лихоборы
11 часть, дополнительная. Депо Лихоборы

мосты и путепроводы, Потылиха, Пресня

Previous post Next post
Up