год: 2006
страна: Россия, Беларусь
режиссер: Михаил Сегал
сценарий: Алесь Адамович, Михаил Сегал, Владимир Степаненко
оператор: Максим Трапо
композитор: Анджей Петрас
монтаж: Ринат Халилуллин, Михаил Сегал
жанр: драма, военный
время: 119 мин. / 01:59
В главных ролях:
Адриан Тополь
Светлана Иванова
Уве Йеллинек
Тамара Миронова
Валентин Мацапура
Андрей Мерзликин
Франц + Полина = любовь эсэсовца
На этот фильм я наткнулся случайно на рутрекере. И очень удивился аннотации.
1943 год. В одной из белорусских деревень останавливается подразделение СС. Вместо того, чтобы уничтожить жителей, эсэсовцы становятся их добрыми и милыми постояльцами. Но успеет ли самый юный из солдат Франц объясниться с Полиной, дочерью своей хозяйки, до того, как поступит новый приказ?..
Нет, даже не аннотации, а куче хвалебных отзывов. Таких было абсолютное большинство.
Фильм супер! Очень впечатлил! События разворачиваются во время войны в жесточайших условиях! Но какая любовь!!! Там нет никакого гламура,нет материальных ценностей,и даже нет слов!
* * *
Фильм завораживает с первых секунд. С первой сцены, вовлекает и втягивает в контраст… Создает совершенно фееричные образы… Восприятие соскальзывает с отвесных стен «привычного» и полностью увлекается семантикой фильморяда… Редкий фильм способен на это…
* * *
Этот фильм Михаила Сегала способен произвести впечатление на тех, кто лишён штампованного восприятия Великой Отечественной войны, привитого, между прочим, и советскими фильмами, где все немцы показывались закоренелыми фашистами, врагами рода человеческого, а все партизаны и советские солдаты - милыми и хорошими ребятами.
* * *
Теперь, после просмотра смело могу сказать: прекрасный фильм, смотреть стоит! Действительно впечатляет. Только не советую смотреть ярым националистам и прочим недалёким персонам, которые не способны отделять шелуху от зёрен.
И так далее. Основной упор - "они просто хотели любить друг друга".
Сначала хотеть плюнуть и уйти, но потом поискал инфу и подумал: все-таки, куча благожелательных отзывов, награды, Адамович в соавторах... Да и что такого плохого в любви эсэсовца и белоруски? Может, он там дезертирует из армии и идет в партизаны, защищать тех, кого его послали убивать? Может, это качественная любовная мелодрама? И вот что я узрел...
Первая сцена фильма является и самой лучшей. Перед нами - деревенская пастораль. Голые мальчишки бросаются с песчаного берега в речку и радостно бултыхаются. На суше за ними снисходительно наблюдают мужики, которые тоже присоединяются к ним - помогают ловить рыбу и купаются. Все это под красивую оптимистическую музыку.
Искупавшись, мужики одеваются. Надевают свои сапоги, пилотки, жетоны... майки с орлами...
Да. Вы не ошиблись. Мужики - это НЕМЦЫ.
А точнее, эсэсовцы. Да уж, у них с детьми не просто хорошие отношения, а прям идиллические.
Итак, эсэсовцы с оружием идут в маленькую деревеньку на краю реки. Титры: "Белоруссия 1943". Первая четверть фильма скучная, поскольку ни фига не происходит.
Подъезжает мотоцикл с двумя эсэсовцами, который привез в здание бывшей школы портрет Гитлера и пишущую машинку. Немецкий офицер, которого я буду называть Комендант, говорит: "Гут", принимает имущество и дает расписаться двум каким-то бабам, которые мыли в здании полы. Очевидно, в школе располагается штаб.
Одна баба выходит на улицу и кличет Полину, но та не отзывается. Кадр перемещается, и мы видим, что в хате бабы живет немецкий офицер эсэсовцев, которого я буду называть Гауптман. Он носит свитер, подтяжки и пожилое умное лицо. В доме он чинит себе пол, забивая в доски гвозди.
С речки приходит молодой эсэсман - главный герой до конца нашего фильма, Франц, с двумя ведрами воды. Поставив воду у стенки, он поправляет автомат, идет дальше, и тут замечает местную девушку Полину, за которой ненавязчиво устремляется. Полина ненавязчиво делает вид, что не замечает. Включается красивая оптимистическая музыка.
"Ла-а-а, ла-а-а, ла-а-а... Ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла.... Ла-ла, ла-ла-а-а..."
В следующем кадре вне всякой связи с уже показанным Франц залезает на яблоню и трясет ветки, а Полина молча их подбирает. В фильме они не перекинулись ни словом. Увидев, что глупый мальчишка распорол себе рукав, Полина ухмыляется и уходит.
Оберст гладит местную собачонку разговаривает с ней. А потом садится на завалинку. Ни дать ни взять - турист.
Немецкие эсэсовцы бреются у колодца и, увидев подходящих Франца и Полину, беззлобно шутят над товарищем. Франц смущенно улыбается, но молчит.
Смена кадра. Немецкий Гауптман молча ест простоквашу прямо в экран.
А потом говорит Францу:
- Послушай, Франц... Ты уже не ребенок, ты не в школе, ты - в СС. Ты присягал фюреру. Фюрер выдал тебе новое оружие. А ты им играешься, как игрушкой. Того и гляди - своих подстрелишь! И не молчи. Ты, что, немой?
Слова эти я привел дословно по двум причинам. Во-первых, фильм НЕ ПЕРЕВЕДЕН!!! Все говорят либо по-немецки, либо по-украински, без перевода!!! Почему по-украински, если деревня белорусская? А потому что... (длинная пулеметная очередь). Вот почему.
А во-вторых, это был первый объемный монолог за 10 минут. Да, по меркам этого фильма монолог был большой.
Итак, Франц не слушает нравоучений, корчит рожицу за спиной командира и идет за Гауптманом в дом. Вечереет. Мирное село собирает скот и идет по домам.
Гауптман ходит по дому и в поисках, чем бы заняться, снимает со стены ходики и чинит их.
А тем временем с работы возвращаются мирные советские полицаи. Которые дают старухе мешок картошки, кормить защитников, и уезжают мимо немецких солдат, починяющих вместе с местными жителями забор.
Кажется, я начинаю понимать, как выглядит фашистская идиллия...
Какой-то старик подходит к бабке и что-то говорит. Что - неизвестно, озвучка здесь так же профессиональна, как режиссура. Баба входит в избу к Гауптману, который говорит ей по-немецки, что будильнику "капут". Тогда бабка достает из сундука инструменты, Гауптман улыбается, говорит "Данке" и чинит часы.
А молодой балбес-призывник продолжает пинать балду. Включается красивая оптимистическая музыка (да, единственная красивая музыка на весь фильм).
Полина отдает починенный мундир Франца и начинает рассматривать окрестности, а Франц начинает думать - как бы подкатить... Тем временем жители о чем-то говорят, то ли о лесе, то ли о партизанах - понять без знания украинского невозможно.
Заметив заигрывания с девкой, Гауптман по-отечески намекает Францу, чтобы он не влюблялся в кого попало. Ты молод и глуп, юный падаван, а тебя ждут великие дела! На его счастье, Полина тоже не так уж рада ухажеру и отнекивается от намеков бабули.
Гауптман с Францем возвращаются в избу и ужинают яичницей, которую им сделала баба с Полиной. Все мирно и культурно. Франц, выжрав тарелку, видит, что Полина идет на реку полоскать белье и, поблагодарив, "незаметно" идет на реку, где начинает хитро клеиться к девахе.
Хотите узнать, как надо охмурять телочек? Франц дает вам урок общения с девушками! Вот точная стенограмма его монолога с деревенской Дульсинеей.
- Ты очень красивая. Понимаешь меня? Ты очень красивая... когда спишь. Не притворяйся, что не понимаешь... У вас Польша рядом, там все знают немецкий. Давай, скажи что-нибудь.
- У тебя красивые ноги и грудь.
- ...Ноль реакции.
- Ладно, давай будем молчать.
- Помочь?
- Думаешь, я не понял, почему ты, на ночь глядя, к озеру пошла?
- Ну, что мне сделать? Поговорить с тобой о погоде? Кажется, похолодало. Ты так легко одета. Надо как-то согреваться!
- Ты такая красивая. Ты здесь, у меня в сердце. Понимаешь?
Кстати, весь монолог был на немецком, и Полина ничего не поняла. Поэтому когда Франц попытался приложить руку к ее... сердцу, в следующую секунду он оказался в воде.
Пикап-мастер!
Полина и бабка лежат в постели и о чем-то говорят. Видимо, о "хлопци". Длинный, длинный кадр на ночную деревню.
Кстати, поскольку длинных кадров здесь много, я буду вставлять аббревиатуру - ДС БС/СС: "Длинная сцена без слов/со словами".
На следующее утро на процедуре бритья Гауптман замечает у Франца синяк на лбу и фингал и все понимает. Врубается красивая оптимистическая музыка (другой у авторов пока нету). Комендант одевает форму, фуражку и выходит во двор, где выстраиваются эсэсовцы. Музыка резко обрывается - в звукостудии режиссер опять забухал.
Комендант встает перед строем... и кадр резко меняется (волшебный российский монта-а-аж!). Строй уходит из деревни - впереди с Очень Серьезным Лицом - Франц. Полина, глядя в окно, ухмыляется, видя его боевые шрамы (полученные вчера на речке) и спрашивает у бабки, где гусиный жир. Как раз и Гауптман решил напоследок вернуться домой, так что Франц с Полиной получают возможность отойти. Полина с улыбкой мажет немчику щеку жиром и лопочет что-то на своем варварском наречии, а потом убегает. Франц возвращается в хату, где Гауптман ему кивает, а дождавшись, когда бабка выйдет, хватает его грудки и угрожает: я же сказал тебе, не мути с этой девахой! Не понял?
Ого. Ну, ты бы еще за горло его взял, как Федоров Тютю в "Сталинграде". И вообще, что нашел Франц в это бледной немочи?
Ладно, жизнь входит в свою колею. Из леса выходят какие-то жители с пожитками, идущие домой, а Гауптман и Франц садятся кушать. У Гауптмана мелодично играют часики, и он иногда на них посматривает. ДСБС. Не правда ли, за эти полчаса фильм мастерски затягивает? Мозги зрителя?
Но не расстраивайтесь, сейчас будет завязка. За деревней слышен рокот, и тут в село въезжают грузовики и мотоциклы. Первым делом мотоциклы помчались по склону ради очень важной цели - маленького мальчика в пилотке. Тот разворачивается с немым ужасом в глазах и кидает зигу. Зззззззигааа!
В ответ - автоматная очередь. "Мальчик в лесу фашиста нашел - больше назад он домой не пришел".
Услышав треск, Гауптман понимает - началось! Он хватает винтовку и стреляет в подвал, в бабку. Потом бросает Полину на лавку и требует от Франца быть мужиком и использовать свой ствол. Ну.... автомат, в смысле. Франц в шоке. Он колеблется. Симпатичная телка - старый Гауптман, симпатичная телка - старый Гауптман, симпатичная телка - старый Гауптман... Автоматная очередь. О боги! Интересно, что выбрал Франц?
Ну кто бы мог подумать! Франц убил своего командира и, судя по всему, друга семьи, заодно отрезав себе путь отступления на родину и в армию! И все это ради телки, которую знал пару дней. Он - герой. Или... или дебил?
Так как деревню уже наводняют эсэсовцы, Полина и Франц прячутся в единственное нормальное место - в подпол. Следует довольно унылое сожжение деревни под музыку колокольчиков из какой-нибудь детской сказки. ДСБС. ДСБС. ДСБС. Массовка из тридцати немцев уходит, забирая с собой старенький грузовой газик и Штурмгевер-44 в 1943 году.
Полине и Францу повезло - они выжили в подполе и вылезли после пожара. Вместе с бабкой, которой тоже оказалась жива! Оберст либо был мазилой, либо в подвале было слишком темно. Выбравшись, все ложатся спать. ДСБС.
Пока Франц дрыхнет, бабка ходит по руинам и что-то ищет. Но тут какой-то старушечий голос ей говорит: "Кучериха... Ты шо ходишь? Иди до дому" Кучериха еще без толку топчется на месте, поворачивается кругом и отрешенно идет обратно. ДССС. Это... это что была за отечественная версия Сайлент-Хилла?
На пепелище Франц достает неизвестно откуда добытую одежду и переодевается в гражданское. ДСБС. Кстати, трупов остальных жителей нигде не видно. Аннигиляция?
Бабы хмуро смотрят на копающегося в угле немца и обсуждают, куда его теперь его девать - партизаны-то точно пристрелят.
Волшебный российский монта-а-а-аж - Франц в ужасе несется по лесу, за ним мчится в таком же шоке Полина. И нагоняет его на дороге, где немца прижали партизаны с ППШ.
Они хмуро смотрят на часы немца глазами гопников и интересуются, что забыла парочка в лесу? А потом популярно разъясняют немцу, что он должен сдать на благо народу мабилку свое имущество.
Родине нужны твои одежда и мотоцикл часы и сапоги, товарищ!
Осматривая часы, усатый партизан в пилотке интересуется, из какой деревни граждане. Из Петухово - хмуро отвечает Полина. Мужик удивляется: "Ее ж спалили". Долгий взгляд. ДСБС. Партизаны молча уходят. Часы, кстати, так и не отдали.
В Петухово продолжает бродить по пепелищу Кучериха. Наконец она присаживается, и тут к ней подъезжают партизаны на конях в числе трех экземплярах. Один из них - Мерзликин.
Он ходит по деревне, пытаясь изобразить шок от ситуации. Так как получается не очень, ему легче поворачиваться к камере спиной. Наконец он находит Кучериху. Это - папам! - его мать. С криком он обнимает ее и спрашивает, где Полина. Полина тем временем, прячась за стенкой, приказывает немцу сидеть и не высовываться, и только потом выскакивает и обнимает Мерзляева-Павлика, а потом вешает лапшу, что фрица Франца увели партизаны в лес. Павлик отвечает на это только: "А шо с ним робить, с фрицем" и предлагает пойти с ним, в лес, не оставаться же на пепелище. После чего... уезжает с товарищами обратно. Ну а чо - лес рядом, сами дойдут. Больше мы его не увидим.
Полина поднимает с земли хнычущего как девочка Франца, и все втроем идут в лес. Вдруг на полпути Кучериха останавливается и решает выкопать могилку своей соседке Альбиночке. И идет. ДСБС. Но вместо того, чтобы копать могилу, она садится под дерево и ей начинают чудиться голоса ее бывших подружек. Этот галлюциноген продолжается еще пол-минуты. Потом Франц с Полина, утоптавшие могилку Альбиночке, возвращаются к Кучерихе, которая успела околеть под деревом и, помолчав (ДСБС!) идут через туман к лесу. Кстати, когда это теплое лето успело так резко смениться на туманную осень?
Поле. ДСБС. Лес. ДСБС. Тропа. ДСБС. Река. ДСБС. От такого количества ДСБСов подох от зависти бы даже Тарковский. Наткнувшись на реку (кто бы мог подумать, что тут есть река, да?), наши сталкеры поворачивают обратно и идут через болото. ДСБС. С помощью чудес волшебного монтажа они кое-как преодолевают преграду и уходят в лес, где едят выкопанную на пепелище картошку. ДСБС. Увидев, что немец просыпал соль, Полина дает ему в ухо и тащит мешок с припасами сама. Оба падают на землю и беззвучно плачут. ДСБС. Наконец Полина разрешает Францу лечь рядом с ним, чтобы не дрожал. Он ложится, все равно дрожит... и-и-и-и-и-и-и-и...
Пикап-мастер!!!
ДСБСДСБСДСБСДСБС. Почувствовав, что она не может, Полина все-таки отгоняет в шоке немца и тот, хныча, отходит. "Фашист" - шепчет пораженная Полина.
На следующее утро Франц просыпается один... Блин, да я фильм про войну смотрю или стандартную мелодраму про несчастную любовь? Проснись Франц у себя в квартире Нью-Йорка, все было бы еще неплохо, но без бабы и, главное, мешка с припасами, ситуация становится тревожной. Слава богу, оказалось, что Полина умывалась у ручья.
В какой-то момент они находят землянку, а в ней старую печку. Рубят дрова, ловят рыбу, варят суп, сидят у костра... В общем, робинзонада налаживается. Все эти пять минут ни фига не происходит. Наконец, на робинзонку Полину налетают дикие гориллы бродячие собаки! Франц набигает, с помощью угребищнейшего монтажа спасает Полину, запирается в землянке и держит оборону, размахивая топором и корча дикие рожи. Но толпы собак-убийц, сверкая своими зелеными глазами, с кровожадным лаем лезут в окна... Жаль, у Франца автомобильного ключа нет. Как мы помним по
"Чернобыльским дневникам", против собак-каннибалов нет средства надежнее.
Я не прикалываюсь. На хрена собакам лезть в землянку, когда рядом есть костер с супом?
В общем, ДССС. В этой обстановке Полина не выдерживает и понимая, что другого шанса не будет, целует Франца. Возбужденные ситуацией, они бросаются в объятия друг друга. Только стресс по-настоящему помогает потенции, товарищ! "Враг у ворот" гарантирует это!
А на следующее после горячей ночи утро приходят полицаи в немецкой форме и выкуривают нашу сладкую парочку. Дурак-Франц, улыбаясь, выходит из землянки, и тут же получает носом об землю. Их принимают за сталинских прислужников и гонят под дулами винтовок к командованию. Принимает их Комендант, который, к счастью, не узнает Франца. Комендант спрашивает через переводчика, какого хрена этот придурок все время улыбается. Ответ очевиден - он идиот парень немой и вообще не в себе, а сама парочка явные бандиты и беглые колхозники. Но тут Коменданту сообщают, что мимо проходят партизаны, и Комендант приказывает прикончить бесполезную парочку идиотов. Полицаи отводят наших голубков в сторонку и рассуждают о былых сражениях.
Полина пытается завязать разговор, мол, я ваша землячка, но тут один из них спохватывается: "Что-то долго мы их провожаем". И пара полицаев вскидывает винтовки... Тут Франц не выдерживает и говорит Полине: "Беги". Мордастый полицай меняет в лице: "Ах ты су..." К счастью, дебилы-полицаи поставили жертв как раз на краю обрыва, так что секундного замешательства беженцам хватило, чтобы спрыгнуть и дать деру в разные стороны. Пулей промчавшись по лесам да долам, Франц натыкается на группу застреленных беженцев и, изменившись в лице... возвращается назад. Ему одновременно повезло и одновременно нет. Хорошая новость - Полина далеко не убежала. Плохая - не убежала, потому что схватила пулю. Кое-как он кладет ее на тележку и везет неведомо куда, пока не натыкается на толпу идущих беженцев со скарбом. Толпа беженцев разоренных деревень бредет к горизонту, Франц плачет. В какой-то момент его вдруг хватает за рукав мальчик с мимикой Терминатора.
"Иди со мной, если хочешь жить..."
И тянет Франца починить его семейке ось. Он чинит, и за это семейка помогает ему тащить его пассию. Кое-как толпа добирается до привала. Францу даже приводят доктора, но тот разводит руками - без лекарств сделать ничего нельзя. И вот толпа добирается до блок-поста. ДСБС.
Какой-то дед, размахивая аусвайцем, пытается доказать, что он здесь живет, на что немцы просто всаживают ему очередь в грудь - и толпа отбегает. Делать нечего, ночуют в лесу. Франц в отчаянии надевает на Полину материнский медальон и шепчет слова утешения, что медальон-де, сохранит нас. ДССС. Наконец он решает быть мужиком и идет к блок-посту. Увидев его, немецкий часовой орет: "Хальт", но наш Франц!.. Как вы думаете, что он сделал? Взял его в заложники, угрожая бутафорской гранатой? Представился тайным разведчиком? Заявил, что сбежал из партизанского плена и, воспользовавшись моментом, всадил нож в спину?
А вот хрен вам. Франц сказал, что у него такой же медальон, как у часового, и у них обоих хорошие матери. Ради наших матерей, помоги мне! Мы с тобой одной крови!
Полный идиотизм, но сработало. Уж не знаю, то ли Франц все-таки обманом замочил часового, то ли тот и в самом деле послушался, но Франц в итоге получил его форму и мотоцикл оружие, чтобы сходить в город и купить лекарства. Назад он вернулся с бинтами и медикаментами. И Франц бы стал героем... если бы тут же не свалился в припадке тифа и не начал шептать что-то по-немецки. Лица беженцев при этом, думаю, сами представляете.
Толпа бредет дальше по зимним пейзажам, Франца уже Полина везет на повозке. Мальчик Казик (ну тот, с лицом Терминатора) после всей этой истории логично решил, не разбираясь, убить немца, когда тот встанет на ноги и втайне от матери ухитрился купить за отцовские часы посреди толпы беженцев обрез. А-а-а-а... Сталкер, блин, покоритель Зоны, не иначе.
Наконец Франц выздоровел, стал жевать с Полиной хлебушек, и маленький киллер Казик с выражением лица Ганнибала Лектора, достает свой обрез и идет вершить Месть! За убитого отца - его фамильным патроном!
Тем временем какой-то дедушка спрашивает у Франца, "стречались Гитлер со Сталиным или не стречались?" и что-то несет по то, что "колхозы не мед". От причепился як банный лист, гадюка... Ой, шо це такэ со мною?
Мальчик Казик бежит по снегу с обрезом, но падает и плачет. ДСБС. Потом заряжает ружье и опять плачет. ДСБС. Мама Казика жалуется Полине на нерадивого сына, который ей не сын - всю его семью расстреляли немцы, он только случайно выжил. ДССС. Надо рвать когти - понимает парочка. И уходят по белому лесу, не зная, что настойчивый киллер Казик несется по их следам. Длинная сцена охоты малолетнего убивца... и... Полина и Франц натыкаются на... группу идущих им навстречу эсэсовцев. Спереди - немцы, сзади - маленький убийца... Маленький мальчик достал свой обрез, маленький мальчик на дерево влез, выстрел - и немец поганый упал; мальчика папа Маратом назвал!
"Винтовка - это первое оружие, которым нужно научиться пользоваться. Потому что оно держит тебя на почтительном расстоянии от клиента. Чем ты будешь более профессионален, тем ближе ты сможешь подобраться к клиенту".
Ладно, спокойно. На самом деле нет. Осечка. Но пока Матильда Казик перезаряжал обрез, подоспели немцы и устроили беженцам ад и холокост. Бедный Франц бьется на земле и кричит, что он виноват и он больше никогда не будет убивать! Поляну накрывает прямо как сценаристов белый туманЪ.
Но он рассеивается и... В кадре неожиданно возникают партизаны, которые, судя по всему, не то отбили наступление немцев, не то прикрыли убегающих беженцев... в любом случае, партизаны стоят рядом с беженцами, дико бесятся и орут комиссару, что из-за него зря потеряли людей. Ситуация неприятная, но тут комиссар очень хитро переводит стрелки, задавая простой вопрос: "Где диски?" Оказывается, что пулеметные диски в горячке отступления побросали, а вот трофейную обувь, знамо дело, не бросили. Провинившегося партизана Фуксона тащат в сторонку, а Франца комиссар зачем-то тоже хватает - "помочь". И действительно - Франц с другими должен держать березу, потому что Фуксона сейчас будут вешать на собственном ремне. Следует довольно омерзительная сцена, лежащего Фуксона с диким матом бьют по морде, вопят, ругаются и наконец вешают за ноги к двум березам. Явный еврей Фуксон орет и кричит: "Фашисты!", но его тут же пристреливают.
Да, вот таким вот было партизанское движение в войну, представляете? Нет, оно действительно было таким, серьезно. Иногда. А бывало и совершенно иным. Гораздо чаще. Только вот после этой сцены непонятно - какая, собственно, разница-то между немцами и партизанами? И те и те вроде евреев убивают.
Ахуевший от этих русских варваров Франц стоит возле импровизированного распятия, а беженцы, помолчав, уходят. Партизаны вообще бесследно исчезают. Аннигиляция-2?
Франц возвращается обратно, но тут оказывается, что Полина без сознания, его посылают за водой, он идет к реке, набирает воды, поворачивается... Выстрел раздался, огласив зимний лес - мальчик не даром неслышно подлез!
Ну, или как-то так. Во всяком случае, наставив обрез на Франца, Казик возвращается с водой обратной и мрачно отходит к Полине. ДСБС. Испуганный крик Полины. Открытый финал
КонеSS.
Мда. Ну, что сказать... Прежде всего, кино слабое с художественной точки зрения. Оно очень затянуто, оно содержит кучу ненужных действий (точнее, отсутствие действия), непонятных и необъясненных моментов, наконец, оно просто скучное. Почему немцы так мило обходились с жителями, а потом убили? Почему Франц убил своего командира? Он что, не знал, что деревню сожгут? То есть, в СС именно такие дураки служили, которых предупреждали только в последний момент? И зачем нужны партизаны? Убивать и грабить своих же? Ах, оказывается, фильм про любовь, которую перечеркнула война? Но какая любовь может быть между двумя плохо нарисованными персонажами без проблеска характеров? И с чего это немец вообще вдруг так влюбился в первую попавшуюся девку? Это в фильме не имеет никакого объяснения. И нельзя объяснить отсутствие логики фильма "неоднозначностью войны". Да, война неоднозначна - но и фильм-то никакого смысла не имеет.
В общем, кино просто скучное и плохо сделанное. Убогий монтаж, четыре саундтрека на картину, паузы по 10 минут, невнятный сюжет и почти полное отсутствие действия - очередной режиссерский дебют, не вызывающий интереса. Вдобавок авторам не хватило мозгов даже перевести немецкую речь. Каким образом эта халтура получила кучу премий на фестивалях - не знаю. Видимо, потому что на Западе популярны такие картины, в которые немцы вроде как и агрессоры, а вроде как и жертвы, а интереснее всего не герои-борцы, а рефлексирующие интеллигенты, которых, бедненьких, переламывают сложные жизненные обстоятельства. "Пианист" или там "Наши матери, наши отцы" - тому пример. 6/10.
Что интересно, эта унылость снята по повести Алеся Адамовича "Немой" - как он уверял, о реальных людях. Там логики немного больше. Эсэсовцы ручкались с местными, чтобы не обострять отношения до поры до времени - а потом уже хладнокровно уничтожили. Франц же оказался 17-летним мобилизованным, сыном пастора, что его несколько отличало от остальных эсэсовцев. Но в остальном все как в фильме, за "маленьким исключением" - Франца никто не убил, он пережил войну, но с Полиной им потом пришлось хлебнуть лиха от кровавой гэбни. В тексте много НКВД, расстрелов и прочего "дотянулся проклятый Сталин".
Увидел Франца я впервые, всю его немалую семью на партизанской встрече в лесу близ деревни Зубаревичи. Это были уже хрущевские 60-е, такие встречи сделались разрешенными, регулярными, обычно 9 Мая. "Романтики сталинизма", а именно так хочется назвать многих партизан этого времени, приняли из рук разоблачителя их "главнокомандующего" то, к чему сам он, Сталин, близко их не подпускал, но "Никиту" тем не менее недолюбливали, а "генералиссимуса" по-прежнему почитали. Так и не узнали, а узнали бы, не поверили, что готовил и им кровавую баню, может быть, сразу же после евреев, и только смерть помешала ему отблагодарить их по-сталински.
Не удивляйтесь, повесть опубликована в 1992 году, в флагмане либеральных реформ, журнале "Знамя". Через год Адамович, окончательно изгадившись, пел славословия Ельцину и подписал знаменитое письмо 42-х с требованием "раздавить красно-коричневую гадину" в Белом доме. А спустя год умер, защищая имущественные права Союза писателей. Что показательно.
Другие славословия фильму с Кинопоиска, Кинотеатра и Рутрекера приводить не буду - противно. Дело даже не в том, что в СС такие благодушные дурачки-Францы были большой редкостью. И что их учили брать женщин-унтерменшей силой, а не принимать как равных - на это были всякие Голландии и Франции. Главное, что фильм с идеологической точки зрения двусмысленен, а с художественной - убог. И никакая болтология в его защиту это не изменит.
P.S. Спонсор данного выпуска - Общество защиты прав вымирающих эсэсовцев.
Click to view