Доброй ночи. После выпуска очередного клона древней ЭР1 (ЭП2Д) состоялись жаркие, но необходимые дискуссии с оппонентами на тему электричек. Что лучше, помойка подешевле на базе милого латвийского ведерка 57 года, которое было с трудом доосвоено в 90-х или хай тек подороже? Мой коллега написал очень красивый комментарий, я бы сказал, практически официальным языком.
«Я не страна. И у страны бюджета тоже нет. Есть бюджет федеральный, есть региональный, есть местный, есть бюджет АО «РЖД», есть бюджет АО «Центральная ППК». Составы покупает «Центральная ППК» за счёто того, что не платит НДС (за счёт федерального бюджета), мало платит за инфраструктуру (за счёт бюджета РЖД) и получает деньги за организацию перевозок от регионов (за счёт региональных бюджетов). О чём я с самого начала и сказал: вы оперируете каким-то мифическим миром, где есть какая-то мифическая страна, у которй есть какой-то мифический бездонный кошелёк, из которого какой-то один мифический владелец тратит деньги то на одно, то на другое. Реальная жизнь совсем иная. Нет никакого дяди с бездонным кошельком. Есть бюджеты разных уровней, есть задача последовательной и наиболее эффективной замены подвижного состава, при том, что менять надо много, а бюджет крайне ограничен.»
Согласитесь, что звучит красиво, не так ли? Примерно аналогичный ответ я слышу везде. На собраниях УК, в ответах управленцев различных официальных уровней. И вне зависимости от бюджета я вижу разбазаривание таких средств, на которые можно было отгрохать несколько «Швейцарий». Начиная с лифтов, в то время когда курс был еще старым за «отечественные» лифты ломили цены как на Шиндлер. Если чего, обслуживание и тех и других было на идентичном уровне, только Шиндлер поменьше электричества кушает. Статью писал на эту тему. Что ставили? Перекраска заборов каждый год «отечественной» краской, которая сползает после первого месяца, за который неимоверно воняет. Сколько денег на труды рабочих? Куча барахла, которая в доме мне не требуется вообще, но почему-то вместо замены задвижек в текущем подвале мне тыкают мусорные ведра, значки-таблички, 2 табло под рекламу и перекраску стен всё той же краской, когда на них даже надписей нет. Это называется неэффективность.
И что же мы имеем на текущий момент «правильной» деградационной стратегии? Где же Ваши хваленые отечественные КБ и НИИ? Где чудо лифты, чудо краска и всё остальное? А может быть им до лампочки, ведь в кормушку подкинут снова дровишек и можно штанами сальные кресла продолжать протирать, раздувая щеки на обочине мира технологий?
Пойдем дальше. Закупили крутую уборочную технику. Поддерживаю на 100%. Но. Объясните мне, почему она вся ездит с поднятыми щетками, а в лучшем случае изредка с опущенными, но с выключенной системой пылеподавления? Не хочу думать, что банально водичку не возят, чтобы поменьше горючки расходовалось, в том числе за счёт облегчения машины и выброса пыли наружу, а щетки поднимают, чтобы не снашивались. В итоге такие машинки катаются весь день впустую либо травят людей так, что те бегут с тротуаров. Вывод напрашивается? Денег нет? Смотрите, уже набегает немножко на всю Москву. Дать Вам инструкцию по эксплуатации Ситикэт, изучите, подсчитаете бюджетные траты? Укладка асфальта и плитки без ливневки и стоков разрушает покрытие. Каждый знак или элемент инфраструктуры вешают на отдельном столбе. Стоит фонарь, рядом светофор, рядом знак, рядом столб с рекламой. Подсчитаем количество труб на весь город? Фотографии делать? Ваш ответ, я помню:
«Реальная жизнь совсем иная. Нет никакого дяди с бездонным кошельком.»
Далее. Я не спрашиваю, на какие деньги покупают управленцы автомобили высшей категории. Могу только сказать, что на некоторые модели просто помыть радиатор стоит порядка 100 тыр. Ибо в отличии от Штадлеров, Свисстроллей там нет задачи сделать модульную систему для облегчения ремонта и повысить надежность. Часто ломаются движки, запчасти и ремонт, просто астрономические цифры. А пробеги у служебных авто вам и не снились. Откуда деньги я не спрашиваю. Тут можно было пройтись катком, но у меня другая задача. Покупайте, на здоровье, только и мне, пожалуйста, Флирт, чтобы я ездил каждый день как человек, ибо я аналогично тратить время в помойке не желаю. Вот и спрашиваю, а почему не Флирт или Кисс для всех? Ответ:
«Реальная жизнь совсем иная. Нет никакого дяди с бездонным кошельком.»
Развязка на Соколе. 2 млрд зеленых? Хмммм….. Откуда деньги? Кому это надо было в итоге? Я бы на эти деньги весь ТП поменял бы на Swisstrolley 4 с контактной сетью и новым заводом. Как минимум. Но:
«Реальная жизнь совсем иная. Нет никакого дяди с бездонным кошельком.»
И наконец, Олимпиада… Даже говорить ничего не буду, какую тотальную модернизацию и кучу сверхсовременных заводов и политехов можно было обеспечить. Если что, Штадлер для Белоруссии фактически ничего не стоил, но он пашет даже сегодня в кризис и пока что никого не уволили. Просто цитирую Вас еще разок: «Реальная жизнь совсем иная. Нет никакого дяди с бездонным кошельком.»
Можно продолжить, и Вы сами знаете, что деньги по сумме я бы нашел на многое, сложив части одной большой неэффективности. Но главное результат от текущей стратегии развития «мифического мира».
А результат печален. Люди покупали и покупают личный транспорт, порой весьма ярко посылая весь НОТ, сопутствующую инфраструктуру, метро и ЖД с подобными ведрами подальше непечатными буквами. Отзывы по платным парковкам в Москве слышали? Понравились?
Очень страшно то, что люди обеспеченные не могут и не хотят ездить на подобной рухляди 50-х годов. А, следовательно, существует лобби на строительство и расширение дорог. Сколько, сколько это стоит и во что обходится обслуживание и ремонт этих самых дорог? Ответ: "Реальная жизнь совсем иная. Нет никакого дяди с бездонным кошельком."
И я согласен, бездонного кошелька нет. И дяди тоже. Но в этом виноваты Вы, я и все мы. Так как не хотим двигаться вперед, развиваться, модернизировать страну. Вы сейчас фактически поддерживаете старую рухлядь с очередной новой физиономией, по сути, древнее гремящее ведро с болтами, жгущее ресурсы страны на постройку, существование и прожигание электричества.
Так у кого же из нас выходит «мифическая страна»? Сразу хочу спросить, Вам знакомо слово реформа?
«Причём, не по карману ни по закупке, ни по эксплуатации.»
Цифры по эксплуатации данных поездов? Плюс расходы на электричество. Включая расходы на ремонт рельс при повышенной на 10 тонн таре с каждого вагона, сопутствующую инфраструктуру и т.д. Так и быть, моральный вред гремящих и терроризирующих жителей ведер в деньги не будем.
«Пригородным пассажирским компаниям даже здесь производимая «Ласточка» не по карману, не то, что импортный, пусть и белорусский, Штадлер.»
Если честно, то мне до лампочки по карману этим компаниям Ласточка, ЭП2Д, ЭД4М или телеги с лошадьми. А знаете почему? Потому, что CFF SBB аналогично не по карману Flirt 1 или Flirt 3, Kiss и т.д. Просто потому, что, как и все нормальные транспортные компании, она убыточна. Просто убыточна. Да, эффективна, но глубоко убыточна. Как и НОТ Цюриха VBZ. Транспортная компания должна быть убыточна, иначе она не выполняет свою задачу и несет ущерб всему государству. Заставить быть прибыльной транспортную компанию всё равно, что заставить армию или школу быть прибыльной. Или пенсионный фонд. Это примерно как прикрутить доступ кислорода и различных веществ к сосудам спортсмена и заставлять его бегать. Вы можете заставить транспортную компанию быть эффективной. Но вы не можете сказать, что у нее нет денег, а поэтому вот вам помойка. Ваша экономика будет уничтожена и никогда не станет процветающей. Никто и никогда из решившихся на реформы стран через развитие транспортной инфраструктуры, при кризисах, никогда не говорил про то, что денег нет. Это никого не интересовало. В любой системе. От свободной до тоталитарной. И в той и в другой эффект всегда превосходил ожидания. Государство вкладывает в хай тек в области инфраструктуры и получает доходы в разы превышающие затраты, но уже косвенно.
«Здесь нет никакого выбора - брать или ЭП2Д или Флирт, потому что на Флирт просто тупо нет денег. Один полностью местный вагон ЭД4М в 2013 году обошёлся в 33,3 млн рублей. А один вагон Stadler KISS (который должен был быть для Аэроэкспресса) по сегодняшнему курсу - 252 млн. Stadler Flirt белорусам обошёлся дешевле, по сегодняшнему курсу - 117 млн руб. за вагон.»
Это проблемы не Штадлера, а проблемы России. Не Штадлеры, швейцарские и немецкие фабрики отказывался от смежников в России. Россия отказывалась от смежников все 00-е. Не Россия просила у немцев смежников, немецкие фабрики просили дать им возможность построить смежников. Не Россия просила у немцев подготовить кадры для возможности размещения и запусков смежников. Немцы просили построить политехи в России. Не в России ныла по поводу нужды преподавателей мирового уровня, для потенциальных политехов, в официальных СМИ. Немецкие фабриканты и концерны ныли в DW на русском, о том, что они даже готовы прислать своих специалистов в политехи. Не они отказали сами себе в 00-е, а Россия фактически игнорировала это, осуждая политику, цены на газ и всё прочее. Немцы и швейцарцы не добрые дяди, смежники им нужны для снижения издержек, снижения цены, захвате рынка (большие продажи = больший доход) и защиты от падения рубля.
А теперь расскажите мне еще раз по поводу цен на «импорт».
«ЦППК покупает в этом году 20 составов ЭД4М и ЭП2Д. (
220 вагонов, прим. А.М.) А могла бы на эти деньги купить аж целых три Киса или шесть Флиртов. Ну круто, особенно, когда в очереди на замену стоит ещё 384 морально устаревших состава.»
Ага. И, сколько, следовательно, потратим на автодороги после такого подхода? По ценам 2013 года на ЭД4М приведенным уважаемым оппонентом 220 х 33,3 млн = 7,3 млрд руб. Внушительная модернизация... Если перекинуть 220 вагонов на Флирт, по приведенным цифрам, то получится 25,7 млрд. Думаю, что конечно, на ряде тяжелейших маршутов стоило купить и Кисc, чтобы не было вот так. Конечно, тут надо разобраться, возможно мероприятие.. Но вы понимаете, что есть нужда и в поездах типа Кисс.
Click to view
Разумеется, цены были озвучены оппонентом на 2013 год, без учёта обвала рубля, и цен на новый ЭП2Д, так что наверное "модернизация" ведерками обойдется дороже. А цены на Штадлер озвучил после обвала рубля. Хотя заложив в свое время завод или хотя бы подтянув сегодня смежников на пару с Минском... Но даже 25,7 млрд. просто теряются на фоне вот этого... 2014, 2015, 2016 гг. Вот он. И богатый дядя и кошелек, перемалывающий сотни миллиардов с пустотой на выходе.
А теперь смотрим сюда по одной Москве:
И что мы имеем в итоге за крохи шикарного пирога?
Новые ведерки по технологиям 50-х прошлого века, разбитую инфраструктуру. И разумеется, общую яркую и преданную любовь автомобилистов, которых хотят засунуть вот сюда:
Новая ЭП2Д на базе всё того же политехнического экспоната выглядит конечно лучше. Спереди. По традиции. Но по факту, мои дорогие, ездить мы будем всё-таки внутри. А тут нас ждет модернизация. Я бы сказал революция!
ЭП2Д. Ради этого стоит оставить в гараже своих немок и японок модельного ряда 2016!!! Так и предвкушаю как обеспеченные граждане и средний класс ринутся сдавать в металлолом своих коней. Вот она, своя база НИОКР. Четверть века после развала СССР. Сытые сырьевые годы. Любопытно, что наладили всё это в голодные 90-е. Ничего не хочу сказать, могу поругать и их так, что мало не покажется. Но стоит задуматься. Панорамные окна что-ли повырезали бы для разнообразия...
Для сторонников традиционных ценностей в стиле "мы делаем самые эффективные электрички" есть вариант такого салона:
Лучший репортаж о ЭП2Д можно посмотреть у
автора этих замечательных фотографий. Там же можете передком полюбоваться.
Чтобы на душе не было так грустно, подниму Вам настроение настоящим швейцарским хай тек, который, как ни крути несчастные копейки в бездонной бочке расходов на транспортную систему Москвы. Штадлер Флирт 2 (Stadler Flirt 2).
«>либо получаем завод по производству новейших электричек.
В лучшем случае получаем чужой завод про производству новейших электричек и одновременно теряем собственный завод и собственную базу НИОКР. В худшем - просто теряем собственный завод и базу, а получаем только импортные вагоны. В СССР купеные вагоны закупали в ГДР. Как только перестали, ТВЗ освоил сначала выпуск их копий, потом занялся их улучшением и сейчас их вагоны ничем не отличаются от аналогичных современных зарубежных. И двухэтажные без проблем освоили. За несколько лет. Всего лишь был спрос. А на премиум-электрички спрос пока минимальный. Вот это реальность.»
По «чужому» заводу и «импортным» вагонам ответил выше. К самому себе вопросы. Правда о изготовлении высокоточных вагонов из алюминия у себя даже при таком раскладе можно было поговорить. Или на экспорт лучше?
А вот что касается собственной базы НИОКР тут я вообще в восторге. Это какая такая собственная база НИОКР? Я понимаю, если бы хоть ума и «базы» хватило бы швейцарский хай тек скопировать. Но скопировали рижские помойки 50-х годов. И за все эти годы палец о палец не ударили, чтобы сменить, наконец, эту ущербную платформу с тележками, материалом и прочими радостями. Насколько облегчили вагоны по сравнению с первыми ЭР1? Расскажите мне про чудо аналоги тяговых преобразователей, конвертеров, двигателей и всего прочего уровня ABB. А можно ничего не рассказывать. Как с экспортом электричек, узлов и агрегатов дела обстоят? Так сказать, что "теряем"?
Нет, господа... Наш путь совсем другой. Технологии и прогресс. Строительство принципиально иных заводов, смежников. Разумеется, принципиально иные политехи.
Раз
Два
Три
Четыре
С уважением, Александр Мостовой