Всем доброго. В Щербинке открылся пятый юбилейный международный железнодорожный салон техники и технологий EXPO 1520. Со 2 по 5 сентября прошел целый ряд мероприятий и подписаний договоров. Специальные павильоны вместили участников различных предприятий и организация с разных уголков мира. Принимали участие фабрики из развитых стран, в том числе Конфедерация.
Не мог не посетить данный салон, так как была представлена совершенно невероятная экспозиция Швейцарии. Отправился исключительно за хай-теком и самыми современными технологиями, чтобы затем передать вам в этой статье своё мнение и ощущения.
Тяжмаш Конфедерации был представлен в виде уникального поезда, который в скором времени будет курсировать между вокзалами и аэропортами нашей столицы. Двухэтажная электричка ЭШ2 была создана в Швейцарии специально для России. Аналогичного гиганта в мире просто не существует. Размеры его таковы, что по словам исполнительного вице-президента по маркетингу и продажам Stadler Rail, знаменитые огромнейшие швейцарские двухэтажные поезда Stadler Kiss можно легко запихнуть внутрь данной махины. Размеры и вместительность при высочайшем комфорте действительно внушают.
Но сам поезд был далеко не единственным экспонатом экспозиции Конфедерации. На выставке были представлена часть швейцарских компонентов данного поезда. Одна из самых знаменитых компаний была ABB. В представлении концерн не нуждается. Оборот составляет порядка 40 млрд долларов в год. Количество сотрудников по всему миру порядка 140 тысяч. Был представлен целый павильон швейцарских компаний. Пожалуй, просто оставлю тут перечень интернет адресов:
http://new.abb.com/ru,
http://www.stadlerrail.com,
http://chen.prang.ch,
http://www.amberg.ch,
http://www.gimota.ch,
http://www.hubersuhner.com/en/,
http://www.lantal.com,
http://www.molinari-rail.com,
По какой-то причине было представлено швейцарское отделение немецкого концерна
http://www.wagner-rail.com Но самое интересное это большое количество специалистов в области ЖД техники и компонентов, различных организаций. Были конструктора Штадлера с которыми удалось плотно пообщаться на различные темы. Времени было очень мало, поэтому не только не удалось посетить другие страны, но и часть предприятий Швейцарии. Нужно было успеть на официальные мероприятия, запланированные швейцарской стороной, успеть как следует поснимать поезд. Кроме того, необходимо было проехаться в нем, чтобы сравнить с теми поездами, которые поставляются на внутренний рынок Конфедерации.
Разумеется, были многочисленные каверзные вопросы к представителям Штадлера и его КБ.
Но самое важное это подписание соглашения о техническом сотрудничестве до 2020 года. Уместить всё в одной статье не получится. Поэтому разобьем на части. Сегодня кратко обо всём. Поехали.
Необходимо отметить участие швейцарской индустриальной ассоциации Swissrail. Она
объединяет более 100 различных фирм и предприятий сферы железных дорог и электротранспорта. Данная ассоциация, на мой взгляд, является наиболее доступным ключом к швейцарским технологиям и сотрудничеству.
Предприятия поделены на сектора. Каждому сектору присвоено одно из животных, которые населяют Швейцарию. Хотите крутой завод, который не будет клянчить дотации и субсидии из бюджета страны? Или действительно современную инфраструктуру для транспортных систем? Думаю, что стоит попробовать обратиться к Swissrail.
1. Павильон Конфедерации в Щербинке.
2. Были представлены различные швейцарские наукоемкие узлы и детали двухэтажного космолета ЭШ2. Результат работы лучших конструкторов доведенный до совершенства второго десятка 21 века. Без них он был бы простым куском дорогого алюминия.
3. Peter Jenelten Исполнительный вице-президент по маркетингу и продажам Stadler Rail. Петер выступил с речью в которой затронул проблемы выполнения контракта на поставку электричек для Ароэкспресса, кратко рассказал о подавляющих преимуществах данной модели, очень низких расходах на электроэнергию, а также ответил на вопросы журналистов. Именно в этот день можно было впервые потрогать этот поезд, посидеть в нем и совершить поездку.
Пока что всё идет по плану. Необходимо закончить испытания и провести сертификацию. Но, в связи с экономическими проблемами в России, стороны вынуждены пересмотреть условия контракта, закончить его на новых условиях. В ближайшие дни или недели будет принято решение. Стороны уже очень близки к нему.
4. Выпив бокал вина, Петер ответил на вопросы журналистов.
5. Компоненты поезда были адаптированы к российским условиям. ЭШ2 тестировали на юге и здесь в Щербинке. Вообще вот, что хочу сказать. По моим ощущениям, швейцарцы больше нас переживают за падение цены на нефть и, разумеется, связанный с ним обвал рубля. Так как мы отдаляемся друг от друга, а, следовательно, сложнее строить и выполнять различные контракты, налаживать научно-техническое сотрудничество, проводить обучение и подготовку кадров.
Их это расстраивает и несмотря на весьма хорошую речь Петера, это чувствовалось. Проблема даже не в том, что для них заказов будет меньше. Штадлер имеет внушительный портфель заказов по всему миру. В кулуарах штадлеровцы сообщили мне, что их цеха не будут простаивать. В том числе минский, который строился с прицелом на продвижение хай-тек на постоветском пространстве, в первую очередь в России. Стране, которая на тот момент была лидером в экономики, стабильности и движению к новым стандартам и технологиям в регионе. Завод просто будет выпускать продукцию для других стран.
Часть поездов для аэроэкспресса зависли. Но они не затоварятся. Слишком хороши для склада. Один из составов уже перекрашен и отправлен в Азербайджан. В этом преимущество действительно серьезной работы конструкторов и руководства заводов, которые могут наладить выпуск востребованных на внешних рынках наукоёмких современных образцах продукции. Без банковских кредитов и подачек со стороны государства, а следовательно всех граждан. Не граждане должны кормить предприятие, а предприятие граждан.
С другой стороны, необходимо разгрузить сообщение с аэропортами столицы. Дороги забиты. Перед Домодедово настоящая помойка и бардак в духе банановых республик. Хаос из автомобилей дополненный прогнившей вишней - непонятными "таксистами", которым отдали на растерзание пассажиров аэропорта. Пересаживаться из комфортабельных автомобилей (простите, но даже новый Форд фокус весьма хорош) в послевоенные технологии электричек никто не захочет.
Да и увеличение вместительности за счет дополнительных вагонов сулит проблему с длиной перрона. Штадлер Кисс (ЭШ2) в этом плане является идеальным вариантом. Швейцарцы уже давно столкнулись с подобными проблемами в своих метрополиях, где требовалось организовать массированные перевозки при сохранении комфорта и минимальных вложениях.
Строить свои поезда можно лишь отработав на гипотетических заводах Штадлера в России лет эдак 20-30. И то при условии, если решатся проблемы неэффективности нашей экономики. Иначе получится всё тот же ёмобиль, шоуменкар и очередной клон ЭР1.
Одному из конструкторов я задал вопрос, что требуется для локализации поездов Штадлера в России? Ответ был предсказуемый. Квалифицированные кадры и финансы. При решении данного вопроса локализовать хай-тек можно где угодно. Конечно, предпосылки появления специалистов (реальных с мировым опытом, а не бумажных, да?) и финансов можно развить.
Думаю, что всё это у нас понимают. Не все, лишь малая часть людей. Слишком малая. Но остаётся надежда, что если мы будем поднимать данные вопросы, создавать спрос в обществе путём его просвещения, то сможем добиться результатов.
Собственно, они уже есть и на EXPO 1520 среди нескольких мероприятий был действительно важный момент. А именно подписание "дорожной карты" научно-технического сотрудничества Швейцарии и России!!!
6. Слева направо. В центре кадра Гапанович Валентин Александрович. Старший вице-президент и по совместительству главный инженер ОАО «РЖД» президент НП «ОПЖТ», председатель Наблюдательного совета. Пьер Хельг. Посол Швейцарии в России. Лысенко Николай Николаевич. Вице-президент, исполнительный директор.
Валентин Александрович не простой человек. Не знаю его лично, но могу сказать одно, что если какие-либо положительные изменения и произошли в РЖД, то благодаря ему. В том числе сотрудничество с Сименсом. Я думаю, что все вы знаете его бывшего шефа.
Вот что он пишет о нем.
Хочу сказать, что Валентин Александрович при подписании договора просто "зажёг". Это было потрясающе.
Рассказываю по памяти, так что имею право ошибиться. Но смысл был примерно такой. Для начала он отметил, что мы знаем Швейцарию не только как финансовый центр, но как страну где зарождалась научно-техническая мысль Европы. Меня это удивило, так как в России до сих пор находятся люди, которые задают вопросы, а что собственно Швейцария вообще придумала и производит? Здорово, что как минимум те, кто занимается техникой и технологиями по роду службы мыслят иначе.
Но самое важное он произнес дальше, от чего я почувствовал просто небывалый подъем и эмоции. Надеюсь, что я понял всё правильно:
7. Если мы объединим русские и швейцарские научные, инженерные школы, железно-дорожные системы, промышленные предприятия, то мы получим настоящую взрывоопасную смесь! Это было просто потрясающе!!!
Именно этого я жду. Настоящего вдохновения и подъёма для всё страны. Чистого и неподдельного. Для гражданского созидания, успеха и процветания. Ради этого я пишу эти статьи. Я хочу видеть работу, настоящую работу, технологии, стандарты, профшколы и заводы высочайшего уровня. Прямо здесь и сейчас. Без грабель, пустых обещаний и попыток изобрести велосипед. То, что есть там, я хочу видеть здесь. Не меньше, а возможно еще больше. И это моя принципиальная позиция.
8. Michaela Stockli. Директор ассоциации индустрии железных дорог Швейцарии Swissrail. Левее на фото Peter Jenelten. А крайний справа посол Швейцарии в России Пьер Хельг.
9. Кстати, послу Швейцарии были адресованы глубокие слова благодарности за то, что он приложил максимум усилий и создал данный исторический фундамент. Мне почему-то вспомнились "трудности" переговоров с третьими странами, которые в одночасье стали знаменитыми. Помните их? Так с кем лучше работать и сотрудничать России, как думаете? Для меня ответ очевиден. Мы гораздо ближе друг к другу, но главное, что это не показуха, а реальная работа для ощутимого результата. Не так ли?
10. В этот день удалось "пощупать" сам поезд. Думаю, что это отдельная тема.
11.
12. Благодаря некоторым фотографиям мы теперь можем познакомиться с другими швейцарскими фабриками, которые являются поставщиками Штадлера. (На фото продукция Tigram AG)
13. Важно то, что удалось сделать фотографии такие, которые хотелось сделать.
14.
15. Любопытно было наблюдать за теми, кто впервые оказался в швейцарском хай-тек. Некоторые пытались не только открыть, но и закрыть двери кнопкой)))
16. Качество. Не могу вспомнить, используются ли в нашей технике болты торкс?
17. Детали от мала до велика прекрасны. Как и целостная картина, которая из них состоит.
18. Везде всё идеально. Швейцарский эконом не променяешь ни на какие ватные сидения в коже, кучу дерева и золото с коврами в поездах по технологиям ...тых годов.
19. Наши "таланты" обошлись бы крючком с ближайшего рынка. Секрет прост. Всегда уделяйте внимание мелочам. Ведь простая вещь на самом деле. Но для того, чтобы сделать подобное нужно быть асом в дизайне. Иногда сочетание простейших форм дает потрясающий результат. Но для этого должно быть чувство гармонии, геометрических форм и пропорций. Вот почему мне нравится советский конструктивизм в архитектуре и почему не переношу современные московские новостройки.
20. В одном из вагонов нашел то, что решает проблему о которой беспокоились читатели. Эта фотография специально была сделана по запросу. Инвалиды могут спокойно пользоваться данным поездом. Конструктор пояснил, что заказчик пожелал подобное устройство лишь в одном вагоне. Были еще вопросы багажа, но поезд слишком специфичен, персонала будет много, а камер просто фантастическое количество.
21. Из небольших придирок внутренние стенки. Их стоило сделать из нержавейки)))
22. Электричка много роскошнее тех, которые эксплуатируются в Европе и Швейцарии, в частности.
23. Это та фотография, которая показывает наглядное превосходство швейцарских заводов и КБ перед остальными фабриками мира.
24. Побывал в кабине, все просто чудесно. Отдельная история. Комфорт машиниста, эргономика и качество просто запредельные.
25. А этот поезд позволил ощутить динамику и комфорт во время езды.
26. Вид из кабины машиниста.
27. Гости смогли лично протестировать удобства электрички.
28. А заодно посмотреть на реальную альтернативу их мерседесам и лексусам. Поверьте, ни один мерседес или майбах не сравнится с тем комфортом, который представляет Штадлер. Ни одна машина не в состоянии предоставить столько свободного пространства вокруг вас, подобные кресла и окна. Кроме того, ни одна машина не генерирует кислород в жуткой пробке. Поезд в пробках время не тратит, токсичные вещества вокруг путей в таком количестве как на дорогах явно не присутствуют. Система шнельбанов класса хай-тек, включая сопутствующую инфраструктуру - это единственное решение безумных трат и проблем с автодорогами, пробками, загрязнениями, болезнями, феодализацией земель и развала экономики. Посмотрите как сегодня дерутся за клочки земли в Москве, как уничтожают памятники архитектуры, нашу историю. Просто потому, что за пределами Москвы нет инфраструктуры и современного транспорта. Земля никому не интересна.
29. Но самое главное то, что можно было обсудить вопросы со специалистами фабрики Штадлер прямо в поездке. Все по-швейцарски.
В качестве итога отмечу, что во время мероприятий, встреч со специалистами и участниками салона у меня сложилось искреннее ощущение того, что Россия может расчитывать на Швейцарию и её высокие технологии. Нашим коллегам сейчас это тоже интересно и необходимо, в этом нет сомнений. Я думаю, что у обоих сторон есть не только финансовая заинтересованность в совместных действиях, но и вопросы престижа, развития экономики, технологий и процветания. Вопрос лишь в воле и силе духа. Все это зависит исключительно от нас.
С уважением, Александр Мостовой. Для поддержки проекта жетоны ЖЖ