Один из друзей опубликовал разбор полётов. Не могу не прокомментировать популярное заблуждение относительно бывшего главы РЖД.
"Не очень патриотично получилось, и не очень правильно с рациональной точки зрения. Своих конструкторов надо выращивать, а не импортных"
Дело не в патриотизме, а в эффективности. Во-первых изобретать велосипед глупо, а во-вторых исполнять самоцель создания "исконно своего поезда" опасно в виде отрицательного результата по всем фронтам.
Если бы подобный подход был бы использован до войны в авиации, автомобилестроении, танкостроении и тд, то сегодня независимой страны просто не было бы на карте земли. Это ГАЗ, Т34 (на базе локализованный американской машины), мотоциклы-копии и т.д.
Вопрос не в шильдике. Вопрос в принципиальном подходе. Благодаря тем самым западным конструкторам мы в свое время совершили технологическую революцию заменяя одни материалы на другие. Вопрос надо ставить ширше. Можем ли мы сегодня перейти на алюминий в ЖД строении? Можем ли мы сегодня изготавливать подобные узлы и агрегаты?
Печаль о своем поезде - это лишь печаль, которая к делу никак не относится. Для того, чтобы даже локализовать иностранный продукт высшей категории необходимо произвести революцию по всем секторам. Можем ли мы это сегодня осуществить? Локализация - это лакмусовая бумажка готовы ли Вы к созданию своего поезда или нет. Именно поезда, а не музейного экспоната.
Для того, чтобы создать свой хай-тек с нуля нам необходимо понять и пройти этот этап. А с текущим состоянием промышленности мы это сделать не в состоянии. В свою очередь вопрос в финансах и кадрах, которых у нас нет. О каком поезде в таком случае может идти речь?
Далее вопрос о своих конструкторах. На самом деле он вызывает улыбку и вот почему. На фабриках мирового масштаба, которые легко делают поезда экспортного качества, в КБ не сидят люди с местным паспортом по 50 лет на одном и том же месте.
Многие, кто чего-то добиваются перекупаются другими компаниями. Люди не сидят на месте, это как футбол или хоккей.
За лучшими в мире кадрами объявляется настоящая охота ценой высоких зарплат, условий и интересом амбициозных проектов. Вчера он работал в Сименсе, сегодня его купил Штадлер. Это реальные истории. О каких своих кадрах может идти речь, если про учителей Вы молчите?
Меня задевает, например, спорт. Не понимаю, почему наши спортсмены не в состоянии быстрее всех бегать, прыгать и гонять мяч по полю? Но в свою очередь конструктора должны сидеть в полной изоляции от внешнего мира и создавать свой исконный поезд? А где эта грань "своего"?
Был бы у нас сегодня Ту95 и остальная авиация, если бы не сотни конструкторов вывезенных с семьями после войны из Германии? Вместе с разработками, чертежами, оборудованием, готовыми двигателями и тд? Рекомендую книгу немецкого профессора конструктора Бранднера "Жизнь между фронтами" о том как создавался двигатель для Ту95.
Далее. Вы сами себе противоречите. С одной стороны восторгаетесь тем, что Якунин создал "прибыльное предприятие" по американскому образцу (чего нельзя допускать вообще), а с другой ругаете за то, что результатом является тупиковый путь для России (что так и есть).
Как раз заслуга Якунина в том, что он открыл (или позволил открыть) путь в Россию действительно современным технологиям. В том, что в РФ появились просто немыслимые для нас современные немецкие поезда, завод. И в неплохом количестве.
Возможно это позволит воспитать новое поколение людей, которые понимают хай-тек, умеют его производить, обслуживать, знакомы с новыми материалами и культурой производства. В этом его заслуга, а не в том, что не дал вбухать десятки миллиардов в Сокол, который в результате остался бы пшиком, ибо мы даже локализовать ничего не в состоянии.
Неужели у кого-то отсутствуют сомнения в том, что он добрался бы до линий, а его стоимость была бы адекватной его уровню и кондиции? На мой взгляд мы бы получили очередной Т28 и Т35. Бесполезный и ущербный по сравнению с новаторским Т34. Только в одном случае без Т34 мы рисковали бы проиграть войну, а с подобными поездами экономику. Нам мало сегодня дотационных предприятий? Или кто-то сомневается, что данный поезд разбирали бы на мировом рынке как Штадлеры, Сименсы и Бомбардье?
Посмотрите на Китай, который собрал лучших в мире производителей, конструкторов и КБ. Ведь он фактически локализовал лучшие поезда и теперь имеет эффективную транспортную систему.
Только в отличие от Китая я верю в то, что в России могут изобретать и творить свое на мировом уровне. Китайцы не могут, а мы можем.
Но мы заперты. Есть много препятствий, которые не позволяют это сделать. Которые мешают.
Но для этого нужны профшколы, локализация, технологическая и производственная революция. Без этапа строительства заводов Сименса, Штадлера и смежников обойтись невозможно.
Собирать хай-тек из того, что есть это утопия и развал экономики. Так как качество и развитость транспорта влияет на экономику уже совершенно в других цифрах. Влияет на те деньги, которые бюджет может получать от нового экономического чуда. Оно не мыслимо без хай-тек.
Новому поколению нужно пространство для знаний, науки и работы. Без этого оно задыхается. Для наших конструкторов нужен открытый мир, языки, "свежая кровь" в виде других кадров, за плечами которых лучшие проекты в мировых КБ, политехи Цюриха, Штадлеры, Сименсы и тд.
Нужно участие в симпозиумах, на выставках. Конструктор не должен протирать штаны в затхлой комнате, от него всегда должно веять свежим воздухом и только что приземлившимся самолетом из Швейцарии, Германии или Франции.
Владельцы предприятий не должны воспринимать свое хозяйство как мишень для вытряхивания последней копейки, а госбюджет как бесконечно дойную корову. Они должны обеспечить создание хай-тека, выход на экспорт и прибыльный уровень.
Общество в свою очередь должно наконец осознать, что нужно перевернуть свои представления с головы на ноги. Не из транспортных компаний и инфраструктуры нужно делать прибыльные предприятия, а из своей промышленности.
В свою очередь не промышленность в лице тяжмаша (да и других сфер) должна быть дотационной, а именно транспортные компании и инфраструктура при высокой эффективности вкладываемых средств.
С уважением, Александр Мостовой. Для поддержки проекта жетоны ЖЖ
PS из того, что не сделал Якунин хотелось бы выделить жд переезды. Из-за них в пробках каждый день прожигаются астрономические потери для экономики. В том числе за счёт ущерба общественному транспорту, который блокируется им.