"Два охранителя-леопарда по бокам вестибюля, по версии сайта гостиницы, обнаружены архитектором в музейных запасниках, а по версии нашего гида - трофейные, из Германии" - в принципе одно другому не мешает: вывезли в качестве трофея, поместили в запасники музея и уже оттуда в "Ленинградскую".
Таки версии расходятся: в "музейной" речь идет о гипотетическом подарке англичан русским царям, а в "трофейной" - о том, что архитектор специально ходил отсматривать эшелоны в поисках нужного для гостиницы.
А, ну таких подробностей я не знал. Подарок по идее должен был быть как-то задокументирован. Кроме того, при таком сценарии леопарды так или иначе засветились бы в советских музеях ещё до войны - в документах, фондах, на фотографиях и т. д. С другой стороны, и в том случае, если леопарды были трофейные, у них тоже должен быть какой-то документальный след (но это неточно).
Ну и про "ходил отсматривать эшелоны": гостиницу начали строить в 1949-м, спустя 4 года после окончания войны. Проект начали готовить вряд ли раньше января 1947-го (выход постановления Минстроя "О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий"). Т. е. в то время, когда основная (если не вся) масса трофеев была уже привезена в СССР и легализована как содержимое запасников различных музеев (не считая того, что осело в частных коллекциях). Тогда же, кстати, в целях это самой легализации могла быть создана легенда о подарке одной монаршей семьи другой: мол, это не "честно награбленное", оно тут ещё с царских времён лежало, просто не афишировали. Поэтому версия с трофеями
( ... )
Пожалуй, я уберу это указание, потому что "со слуха" могла что-то спутать. Хотя в Википедии указано, что накануне гибели Фурцева парилась в бане с Зыкиной и они вполне могли заглянуть "на посошок" в любимый зал. Или Фурцева одна: сколько помню, в тот вечер много перемещалась. Но лучше уберу во избежание, спасибо.
Фантастическая работа архитекторов и дизайнеров, конечно. И при это я я не могу отделаться от мысли, что все это воплощалось в те годы, когда вся страна жила по карточкам и с невероятным трудом восстанавливала после войны хотя бы самый базовый уровень жизни. Как-то это в моей голове плохо сочетается одно с другим.
Собственно, это и стало основной идеей того самого хрущевского постановления "О борьбе с украшательствами", которое лишило авторов этого проекта уже практически одобренной государственной премии. Моя матушка в те годы как раз училась в старших классах школы, и помнила личное восприятие всей этой картины. С одной стороны карточки и бараки для вернувшихся из эвакуации в Москву, аскетичный послевоенный быт. С другой - радость от того, что война закончилась, наступил мир, и жизнь понемногу возвращается в мирное русло. Трудности и аскетизм не воспринимались как "то чего не должно быть", а как то, что "понятно почему после войны трудно живется", и одновременно, радовали и регулярные объявления о снижения цен на продукты, и открытие новых общественных строительных объектов, таких как послевоенные станции метро, как эти высотки - причем именно то, что строилось не "дешево и на времянку", как будущие пятиэтажки, а "красиво, добротно, на века". Это тоже воспринималось как очевидное возвращение к нормальной хорошей жизни. А карточки были
( ... )
Спасибо за такой развернутый комментарий. Конечно, хрущобы, что бы о них не говорили сейчас, были огромным благом для тех, кто туда переезжал.
С другой стороны, не вполне понимаю, как Ленинградская могла стать витриной новой жизни, если строилась она для иностранцев и для советской элиты. В отличие от метро, к примеру. Обычные люди могли ее видеть, мне кажется, только на фото.
Про облегчение конструкций нам тоже говорили, правда без акцента на удешевление, а именно на облегчение из-за грунтов. Не стала об этом писать, чтобы ничего не напутать.
Простые люди видели высотки снаружи. И те локации, которые были обращены к городу (при том же ресторане всегда был магазин кулинарии и кондитерская, с внешним выходом. Мы туда ездили за фирменными тортами). То есть частично интерьеры были видны, "что они есть". Сам факт их недоступности по тем временам казался совершенно естественным порядком вещей, а гордость за то, какой видят нашу страну иностранные приезжающие была реально всеобщей "показать достижения страны с наилучшей стороны". Ибо другое они и сами увидят, и могут объявлять, что ничего кроме разрухи не заметили. :)
Comments 53
Reply
Таки версии расходятся: в "музейной" речь идет о гипотетическом подарке англичан русским царям, а в "трофейной" - о том, что архитектор специально ходил отсматривать эшелоны в поисках нужного для гостиницы.
Reply
А, ну таких подробностей я не знал. Подарок по идее должен был быть как-то задокументирован. Кроме того, при таком сценарии леопарды так или иначе засветились бы в советских музеях ещё до войны - в документах, фондах, на фотографиях и т. д. С другой стороны, и в том случае, если леопарды были трофейные, у них тоже должен быть какой-то документальный след (но это неточно).
Ну и про "ходил отсматривать эшелоны": гостиницу начали строить в 1949-м, спустя 4 года после окончания войны. Проект начали готовить вряд ли раньше января 1947-го (выход постановления Минстроя "О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий"). Т. е. в то время, когда основная (если не вся) масса трофеев была уже привезена в СССР и легализована как содержимое запасников различных музеев (не считая того, что осело в частных коллекциях). Тогда же, кстати, в целях это самой легализации могла быть создана легенда о подарке одной монаршей семьи другой: мол, это не "честно награбленное", оно тут ещё с царских времён лежало, просто не афишировали. Поэтому версия с трофеями ( ... )
Reply
Как раз невнятное указание на подарок царю на весьма почтенном сайте отеля, мне кажется, указывает, то что-то тут не так.
Reply
>к небольшому залу, который облюбовала ... министр культуры Фурцева ... Здесь она провела последний вечер своей жизни
Каков источник этой версии? По воспоминаниям многих людей свой последний вечер она провела на отмечании юбилея Малого театра.
Reply
Пожалуй, я уберу это указание, потому что "со слуха" могла что-то спутать. Хотя в Википедии указано, что накануне гибели Фурцева парилась в бане с Зыкиной и они вполне могли заглянуть "на посошок" в любимый зал. Или Фурцева одна: сколько помню, в тот вечер много перемещалась. Но лучше уберу во избежание, спасибо.
Reply
Фантастическая работа архитекторов и дизайнеров, конечно. И при это я я не могу отделаться от мысли, что все это воплощалось в те годы, когда вся страна жила по карточкам и с невероятным трудом восстанавливала после войны хотя бы самый базовый уровень жизни. Как-то это в моей голове плохо сочетается одно с другим.
Reply
Собственно, это и стало основной идеей того самого хрущевского постановления "О борьбе с украшательствами", которое лишило авторов этого проекта уже практически одобренной государственной премии. Моя матушка в те годы как раз училась в старших классах школы, и помнила личное восприятие всей этой картины. С одной стороны карточки и бараки для вернувшихся из эвакуации в Москву, аскетичный послевоенный быт. С другой - радость от того, что война закончилась, наступил мир, и жизнь понемногу возвращается в мирное русло. Трудности и аскетизм не воспринимались как "то чего не должно быть", а как то, что "понятно почему после войны трудно живется", и одновременно, радовали и регулярные объявления о снижения цен на продукты, и открытие новых общественных строительных объектов, таких как послевоенные станции метро, как эти высотки - причем именно то, что строилось не "дешево и на времянку", как будущие пятиэтажки, а "красиво, добротно, на века". Это тоже воспринималось как очевидное возвращение к нормальной хорошей жизни. А карточки были ( ... )
Reply
Спасибо за такой развернутый комментарий. Конечно, хрущобы, что бы о них не говорили сейчас, были огромным благом для тех, кто туда переезжал.
С другой стороны, не вполне понимаю, как Ленинградская могла стать витриной новой жизни, если строилась она для иностранцев и для советской элиты. В отличие от метро, к примеру. Обычные люди могли ее видеть, мне кажется, только на фото.
Про облегчение конструкций нам тоже говорили, правда без акцента на удешевление, а именно на облегчение из-за грунтов. Не стала об этом писать, чтобы ничего не напутать.
Reply
Простые люди видели высотки снаружи. И те локации, которые были обращены к городу (при том же ресторане всегда был магазин кулинарии и кондитерская, с внешним выходом. Мы туда ездили за фирменными тортами). То есть частично интерьеры были видны, "что они есть". Сам факт их недоступности по тем временам казался совершенно естественным порядком вещей, а гордость за то, какой видят нашу страну иностранные приезжающие была реально всеобщей "показать достижения страны с наилучшей стороны". Ибо другое они и сами увидят, и могут объявлять, что ничего кроме разрухи не заметили. :)
Reply
Reply
Красотища! Жаль, что сейчас не ставят зеркальные стёкла, посмотреть бы на это переливающееся богачество)
Reply
Согласна. Но и без этого красоты достаточно.
Reply
Leave a comment