"Ленинградская" - самая маленькая и самая роскошная высотка

Jun 13, 2024 23:00



Завершая знакомство с элитными московскими гостиницами, я отправилась на экскурсию для гидов в гостиницу "Ленинградская" (ныне Hilton Moscow Leningradskaya). На этот раз мы совершенно не касались "отельной" части и наружного облика здания. Интереснейшая двухчасовая экскурсия была посвящена истории создания гостиницы, ее оформлению и интерьерам первого и второго этажа.
Гостиница строилась в 1949-1954г., открылась в 1953-м. Проектировалась она в Сталинскую эпоху с невиданной роскошью и отсылками к древнерусскому искусству, а также к церковной символике. Неудивительно, что она стала красной тряпкой для Хрущева и его соратницы, тогдашнего партийного лидера Москвы Екатерины Фурцевой. Крайним при этом сделали архитектора Леонида Полякова: его осудили, заклеймили и лишили Сталинской премии. Это конечно, несправедливо: он блестяще справился с данным ему заданием и построил высотку, причем на очень слабом грунте - пришлось строить на сваях. Стоит также назвать автора фантастического художественного оформления, Марию Энгельке. Интересно, что параллельно она оформляла станцию метро "Арбатская", с которой можно найти немало пересечений.

Эту историю нам подробно рассказал наш гид Дмитрий Терновский, и прежде, чем перейти к фотообзору, я должна немного сказать о нем.
2.


Дмитрий, полагаю, примерно одного со мной возраста  и имеет стаж работы гидом с 1981 года.
Не секрет, что есть некоторые... скажем так, различия в представлениях о работе между гидами "старой", советской и "новой" формации. Так вот, Дмитрий, полагаю, может стать образцом и для тех, и для других. Он потрясающе увлеченный человек, обращенный к слушателям, он не вещает, а радостно делится. Он сам сделал массу фотографий для экскурсии в разных концах страны (т.к. в "Ленинградской" есть отсылки к самым разным местам и эпохам), он добывал в Карелии камни, которые использовались при оформлении гостиницы, и показывал их нам. Два часа на ногах, в довольно душном помещении (увы) - на едином дыхании, без микрофона (чтобы не беспокоить постояльцев), без малейших следов усталости.
И еще одно. Не могу ручаться на 100%, но мне кажется, именно Дмитрий был в комиссии, где я проходила аттестацию. Он задавал с улыбкой вопросы - и мне было радостно на них отвечать. И вы бы видели, как он расцветал улыбкой, когда я говорила то, что хотя бы немного выходило за рамки общеизвестного.
В общем, у меня появился образец для подражания.
Очень надеюсь, что я ни чего не перепутала из экскурсии, иначе мне будет ужасно стыдно ((.

А теперь переходим к фотообзору. Большинство показанного аутентично, то есть, выполнено при строительстве гостиницы в 50-е годы, частично отреставрировано.

3.У входа. Мраморный пол. На заднем плане ресепшен


4.Потолок над входным вестибюлем. Узоры на световом плафоне  - творчески переработанный потолок в особняке Стахеевых, где он не сохранился


5.


6.Между водным вестибюлем и вторым, парадным вестибюлем - ворота, чей узор повторяет ворота Верхоспасского собора в Кремле, и он же повторяется на станции метро Арбатская


7.Парадный вестибюль имеет аналог алтаря, в котором расположены... лифты. По легенде, церковный антураж посреди советской гостиницы особенно возмутил Хрущева. Красный камень - шокшинский кварцит из Карелии. Из этого камня выполнен саркофаг Наполеона


8.Потолок парадного вестибюля


9.Два охранителя-леопарда по бокам вестибюля, по версии сайта гостиницы, обнаружены архитектором  в музейных запасниках, а по версии нашего гида - трофейные, из Германии


10.Стеклянные орнаменты в главном вестибюле выполнены по той же технологии, что в метро Новослободская. И те и другие выполнены мастерами из Риги


11.Люстра главного вестибюля напоминает по форме паникадила, используемые в церкви


12.Отправляемся изучать другие помещения. Узоный потолок = не только для красоты, но и чтобы спрятать балки несущих конструкций


13.Потолок в холле выполнен мастерами из Мстеры


14.А какие светильники...


15.Зал ресторана (современного)


16.Два парных холла оформлены медальонами с барельефами русских военачальников. В первом - Дмитрий Донской...


17.


18.


19.Во втором - Александр Невский


20.А здесь на картине сэкономили.


21.Эта люстра попала в книгу рекордов Гиннеса как самая длинная люстра на то время: 7 этажей, 15 метров. А стекла на лестнице изначально были зеркальными. Представляете, как это всё переливалось


22.


23.Еще один из залов


24.И наконец, бывший зал ресторана, сейчас танцевальный зал.


25.


25.Роспись на потолке. Интересно, что здание МГУ на момент росписи еще недостроено


26.Радостных труд советских пейзан


27.


28.Вазы считались китайскими, пока на них не обнаружили клеймо Ленинградского фарфорового завода.


29.Отдельный вход вел к небольшому залу, который облюбовала в последние годы министр культуры Фурцева (которая когда-то гнобила создателей отеля). Здесь она часто проводила время со своей подругой Людмилой Зыкиной.


30.Потолок в "фурцевском" зале


Завершу цитатой:
«Черты буржуазной помпезности и необузданного украшательства находим мы в интерьерах гостиницы „Ленинградская“»
При всем гигантском уважении к работе создателей гостиницы, мне кажется, что эта оценка более справедлива, чем хотелось бы.

#московскиеистории, Комсомольская, #летниедни, полезное, интересный дом

Previous post Next post
Up