Leave a comment

lady_tiana June 13 2024, 22:31:01 UTC

Фантастическая работа архитекторов и дизайнеров, конечно. И при это я я не могу отделаться от мысли, что все это воплощалось в те годы, когда вся страна жила по карточкам и с невероятным трудом восстанавливала после войны хотя бы самый базовый уровень жизни. Как-то это в моей голове плохо сочетается одно с другим.

Reply

_mjawa June 14 2024, 04:08:29 UTC

Собственно, это и стало основной идеей того самого хрущевского постановления "О борьбе с украшательствами", которое лишило авторов этого проекта уже практически одобренной государственной премии. Моя матушка в те годы как раз училась в старших классах школы, и помнила личное восприятие всей этой картины. С одной стороны карточки и бараки для вернувшихся из эвакуации в Москву, аскетичный послевоенный быт. С другой - радость от того, что война закончилась, наступил мир, и жизнь понемногу возвращается в мирное русло. Трудности и аскетизм не воспринимались как "то чего не должно быть", а как то, что "понятно почему после войны трудно живется", и одновременно, радовали и регулярные объявления о снижения цен на продукты, и открытие новых общественных строительных объектов, таких как послевоенные станции метро, как эти высотки - причем именно то, что строилось не "дешево и на времянку", как будущие пятиэтажки, а "красиво, добротно, на века". Это тоже воспринималось как очевидное возвращение к нормальной хорошей жизни. А карточки были ( ... )

Reply

moscow_i_ya June 14 2024, 06:03:53 UTC

Спасибо за такой развернутый комментарий. Конечно, хрущобы, что бы о них не говорили сейчас, были огромным благом для тех, кто туда переезжал.

С другой стороны, не вполне понимаю, как Ленинградская могла стать витриной новой жизни, если строилась она для иностранцев и для советской элиты. В отличие от метро, к примеру. Обычные люди могли ее видеть, мне кажется, только на фото.

Про облегчение конструкций нам тоже говорили, правда без акцента на удешевление, а именно на облегчение из-за грунтов. Не стала об этом писать, чтобы ничего не напутать.

Reply

_mjawa June 14 2024, 06:45:08 UTC

Простые люди видели высотки снаружи. И те локации, которые были обращены к городу (при том же ресторане всегда был магазин кулинарии и кондитерская, с внешним выходом. Мы туда ездили за фирменными тортами). То есть частично интерьеры были видны, "что они есть". Сам факт их недоступности по тем временам казался совершенно естественным порядком вещей, а гордость за то, какой видят нашу страну иностранные приезжающие была реально всеобщей "показать достижения страны с наилучшей стороны". Ибо другое они и сами увидят, и могут объявлять, что ничего кроме разрухи не заметили. :)

Reply

moscow_i_ya June 14 2024, 06:48:16 UTC

Согласна, что это было другое время, и люди думали по-другому, нам это сейчас понять непросто.

Но еще раз отмечу, что по сравнению с теми высотками, где я была (МГУ и Украина) в Ленинградской - другой уровень роскоши, который вряд ли можно оценить снаружи или из кулинарии.

Reply

_mjawa June 14 2024, 07:02:30 UTC

Роскошных барсов на лестнице, похожих на увеличенные серебряные сосуды из Оружейной палаты, я во время этих посещений видела и запомнила. Значит, что-то как-то было видно. Может быть вход был двойной - и с улицы и из гостиницы, с застекленными дверями? Вот этого нюанса уже не помню. ) А барсы и решетка еще тогда поразили своей знакомостью. )

Reply

moscow_i_ya June 14 2024, 07:08:10 UTC

Да, всё было сложнее, чем кажется сейчас. К примеру, в ГЗ МГУ можно было пройти по студенческому билету, причем по факту необязательно МГУ-шному (я проводила подружку из другого города). Сейчас, кажется, даже студенты МГУ имеют какие-то дополнительные сложности.

Reply

_mjawa June 15 2024, 05:36:38 UTC

Именно так. Эти мелкие подробности "различия принятого в разное время" часто ускользают от восприятия из дня сегодняшнего. Тот же особняк Стахеева и был и остался Центральным Домом Детей Железнодорожников. Но если раньше любой родитель с ребенком мог свободно придти, посмотреть как работают кружки, привести свое чадо в библиотеку, отпустить его свободно смотреть весь ДК - сейчас охранник-рамки-не пустят дальше этого барьера даже с паспортом. Потому что "меры безопасности".

Reply

moscow_i_ya June 14 2024, 05:58:37 UTC

Не вдаваясь в оценки, скажу, что в те годы неравенство было выражено очень сильно, и роскошь жизни сильных мира сего на фоне повальной бедности была обыденностью.

Reply

lady_tiana June 14 2024, 12:01:54 UTC

И это очень грустно.

Reply

moscow_i_ya June 14 2024, 12:05:38 UTC

Конечно, особенно если учесть, что провозглашалось строго обратное.

Reply

lady_tiana June 14 2024, 12:09:40 UTC

Именно! Двоемыслие на всех уровнях это то, чего я с детства не переношу (насмотрелась очень много в близком кругу партноменклатуры химкинского разлива).

Reply

moscow_i_ya June 14 2024, 12:12:07 UTC

Кстати, сегодня все Химки стоят намертво, т.к. большие перекрытия, включая съезд с МКАДа (или на него?). Потому что кое-кто едет то ли в Дубну, то ли из Дубны.

Reply

lady_tiana June 14 2024, 12:24:15 UTC

Мрак какой. То есть, люди по-прежнему ничего не значат...

Reply

glukovarenik June 14 2024, 07:30:20 UTC
Это гостиница должна была стать "лицом" Москвы и СССР. Доказательством того, что мы победили и можем принимать иностранных граждан с такой роскошью.

Reply

moscow_i_ya June 14 2024, 07:46:46 UTC

Почему-то вспомнилось совсем из другой эпохи. На тему "можем принимать иностранных граждан"

СССР, студенческий обмен, мы едем в Будапешт, а потом принимаем венгров в Москве. Нас привезли в общежитие (по тогдашним МГУ-шным меркам весьма плохое, но у нас действительно тогда было лучше с жильем), где был приготовлен легкий завтрак, не дали времени переодеться с поезда и перевести дух, сразу повезли на экскурсию.

Красота невероятная - а мы обсуждаем, как будем принимать венгров )) Я потом сильно простудилась и заразила кого-то еще, т.к. было довольно холодно, а мы не переоделись.

Когда мы подготовила для венгров аналогичный сценарий, они спокойно сказали: нет, сначала мы примем душ. И мы их ждали. В первый же вечер они исчезли ближе к концу экскурсии, не предупредив сопровождающих, чтобы пойти в ресторан Пекин (в Венгрии тогда не было китайской кухни).

Reply


Leave a comment

Up