Московский Кремль. Несохранившиеся памятники архитектуры. Часть IV

Oct 11, 2011 14:45

Часть I Часть II Часть III

Посольский приказ

В ХVI веке расширение внешних связей России потребовало создания специального Посольского приказа. До 1564 года он, наряду с остальными приказными службами, размещался в деревянном строении.

Приказные избы строились к востоку от Архангельского собора, на участке, некогда принадлежавшем младшему сыну Ивана Калиты и во второй половине ХV века перешедшему в государево владение.



Посольский Приказ (справа). Рисунок из альбома Э. Пальмквиста, 1674 г.


В 1565 году для Посольского приказа, как наиболее представительного государственного учреждения, было построено особое каменное сооружение. В летописи по этому поводу записано: «Того ж лета зделана бысть полата посольская, что против Ивана Святого под колоколы». Она стояла с северо-восточной стороны Архангельского собора напротив колокольни Ивана Великого.
В 1591 году при Борисе Годунове началось строительство в камне и других Приказов. До недавнего времени большинство исследователей сходилось во мнении, что Посольская палата в период постройки этих каменных приказов была полностью перестроена и стала называться Посольский приказ. На планах Кремля конца ХVI - начала ХVII веков здание Посольского приказа замыкает с запада северное крыло «П»-образного двухэтажного корпуса Приказов, стоящего вдоль южной кромки Боровицкого холма и внутренним двором обращенного к восточному фасаду Архангельского собора. Считалось, что здесь показано уже новое здание Посольского приказа. Однако никаких летописных сведений о его перестройке в указанном году не имеется, а сохранившиеся графические изображения этого сооружения по последнему выводу современных исследователей свидетельствуют, что это постройка 1565 года, так как ее архитектурные формы более характерны для строительной эпохи середины ХVI века.



Фрагмент плана "Кремленаград" с Посольским Приказом ХVI в. Чертеж начала 1600-х гг.



Фрагмент плана Москвы с Посольским Приказом ХVI в. в Кремле. Гравюра М. Мериана. 1638 г.



Посольский Приказ (справа).
Рисунок из альбома Э. Пальмквиста, 1674 г.

Архитектура здания на двух, дошедших до нас рисунках одного автора одинакова и, судя по изображению на них других построек, весьма реалистична. Композиция фасада напоминает итальянские дворцы ХVI века. Нижний этаж опоясывает открытая галерея-лоджия, окруженная аркадой. Столбы оформлены профилированными филенками, арки имеют замковый камень, в простенках расположены декоративные круглые ниши. Межярусный пояс и нижняя часть мощного антаблемента также украшены филенками. Полукруглые окна второго этажа обрамлены карнизом на витых колонках. В верхней части фриза между фигурными консолями расположены цветочные розетки, соединенные лентой-гирляндой. Карниз завершается балюстрадой. Эти декоративные формы присущи архитектуре итальянского «Ренессанса», однако их неклассическая трактовка говорит о самобытном развитии итальянизирующей архитектуры в Московском государстве в первой половине и середине ХVI века. Образцами для нее служили более ранние постройки итальянских мастеров в Кремле. Посольский Приказ был едва ли не одним из самых пышных кремлевских сооружений этого времени.

К концу 60-х годов ХVII века здание Посольского приказа наряду с остальными приказными палатами сильно обветшало, так что многие службы из-за аварийности сооружений пришлось переселить в другие места.

В 1675 году царь Алексей Михайлович повелел строить новое здание для Приказов по чертежу, присланному из Посольского Приказа. Причем было указано, что последний должен быть сооружен в числе первоочередных.



Проект реконструкции здания Посольского приказа, план и фасад.
Чертеж архитектора Г. Устинова. 1702 г.


В 1675-1680-х гг. вместо обветшавших зданий выстроены новые Присутственные места, в их числе и Посольский приказ, располагавшийся у юго-восточного угла Архангельского собора. Перестроенный в 1698 году каменных дел подмастерьем О. Старцевым, он отличался наиболее нарядной обработкой фасада. В 1702 г. Посольский приказ пострадал от пожара и был восстановлен по чертежам архитектора Г.Устинова. Судя по сохранившемуся авторскому чертежу, его фасады завершались балюстрадой, за которой возвышался бельведер, увенчанный декоративной надстройкой с украшением в виде двуглавого орла, глобуса над ним и макетов двух пушек, установленных по бокам. Наружное крыльцо с широкой лестницей перекрывалось фигурной восьмигранной кровлей, карниз поддерживался витыми колонками коринфского ордера. Указанный чертеж представляет интерес и как один из наиболее ранних архитектурных чертежей, выполненных в масштабе.



Южная панорама Кремля после сноса здания Приказов для постройки дворца по проекту В. Баженова. Рисунок архитектора М. Казакова. 1722 г.

В 1772 г. Посольский Приказ вместе с остальными был разобран для строительства нового дворца по проекту В.И. Баженова.

Приказы
В ХVI веке управление государством усложнилось. Разросшийся административный аппарат потребовал специальных зданий для его размещения. При Иване Грозном на боярских дворах стали ставить «дьячи избы». Постепенно сформировались приказы: Посольский, Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Разбойный, Ямской и прочие.
Для строительства Приказов было отведен участок к востоку от Архангельского собора, некогда принадлежавший младшему сыну Ивана Калиты и во второй половине ХV века перешедший в государево владение. До 1564-1565 годов все здания приказов оставались деревянными.

При Б. Годунове в 1590-1591 годах вместо отдельных деревянных служебно-административных построек с южной стороны Ивановской площади было выстроено большое П-образное каменное двухэтажное сооружение под общей крышей. Летописец об этом строительстве записал: «…зачали делати избы дьячие каменыя у Архангела на площади…».


Фрагмент плана "Кремленаград" со зданием Приказов. Чертеж начала 1600-х гг.



Фрагмент плана Москвы со зданием Приказов ХVI в. в Кремле. Гравюра М. Мериана. 1638 г.



Фрагмент плана Москвы со зданием Приказов ХVI в. в Кремле. "Петров чертеж", около 1597-1599 гг.

Новое здание Приказов наглядно изображено на планах Кремля конца ХVI-начала ХVII веков. Оно занимало почти квадратную площадку со стороной около 30 саженей, ширина здания составляла 6 саженей.



План Приказов конца ХVI века. Чертеж середины ХVII века.

Северное крыло, идущее вдоль Спасской улицы, примкнуло к восточному фасаду ранее построенного Посольского Приказа. Южное крыло располагалось вдоль бровки Боровицкого холма. Внутренний двор раскрывался в сторону алтарей Архангельского собора. Поперечный корпус Приказов отделялся переулком от двора боярина Ф.И. Мстиславского. Из него во внутренний двор вели ворота. От середины ХVII века сохранился схематический чертеж с расположением всех разместившихся в здании Приказов (ил. 4). Приказные службы находились в обоих этажах, в каждый приказ снаружи вел свой вход.



Здания Приказов. Рисунок из альбома Э.Пальмквиста, 1674 г.

На рисунках из альбома шведского инженера Э. Пальмквиста, приезжавшего в Москву в 1674 году, изображены фрагменты зданий этих Приказов. Архитектура их значительно проще архитектурных форм Посольского Приказа, однако итальянизирующие мотивы в их последующей интерпретации русскими строителями присутствуют и здесь, особенно в здании, расположенном рядом с Посольским Приказом. Очевидно, зарисовки были выполнены автором уже в период сноса годуновской постройки, так как часть ее уже отсутствует.
К концу 60-х годов ХVII века старые Приказы перестали отвечать возросшим потребностям государственных административных служб, к тому же здания весьма сильно обветшали. Вследствие этого часть Приказов была размещена в других постройках Кремля и за его пределами.

В 1675 году царь Алексей Михайлович повелел строить вместо устаревших новые Приказы с южной стороны Ивановской площади вдоль бровки кремлевского холма. Начатое им строительство было продолжено уже при царе Федоре Алексеевиче, указавшем в 1677 году надстроить здание вторым этажом.



Панорама Москвы из Замоскворечья. Гравюра П. Пикарта, около 1707 г.


Законченное только в 1680 году каменное двухэтажное строение протянулось от Скорняшной палаты, стоявшей с южной стороны Архангельского собора, в сторону Спасских ворот на 62 сажени. Ширина его составляла 13 саженей. Судя по сохранившемуся изображению этого сооружения на панораме Кремля начала ХVIII века оно состояло из отдельных разновеликих зданий, каждое из которых имело обособленную крышу. В их ряд в 1681-1683 годах были встроены две церкви: Александра Невского и Черниговских Чудотворцев. Оба престола перенесли из разобранных одноименных храмов, находившихся ранее на Ивановской площади.


Здания Приказов на Ивановской площади в конце ХVII века; планы, фасады. Чертеж, современная реконструкция.

Входы в Приказы располагались со стороны Ивановской площади. К верхним этажам зданий поднимались далеко выступающие открытые наружные лестницы с крыльцами. К 1680 году было выстроено 7 зданий с 28-ю палатами. Впоследствии с восточной стороны под углом дополнительно был пристроен еще один корпус.
Архитектура зданий Присутственных мест, в соответствии с деловым назначением постройки, характеризовалась сравнительной простотой и скромностью. Оконные и дверные проемы были обрамлены типичными для второй половины ХVII века наличниками. Цепочка разновеликих палат объединялась междуэтажным фигурным поясом, местами переходящим в ограждение открытых крылец и террас, расположенное в том же уровне. Центральная лестница имела рундуки, перекрытые невысокими шатрами.

В середине ХVIIIв. Приказы частично перестраивались по проекту Д. Ухтомского.



План верхнего этажа здания бывшей Вотчинной коллегии, перестроенного для размещения Сената. Чертеж архитектора Д. Ухтомского, 1752 г.




Южная панорама Кремля после сноса здания Приказов для постройки дворца по проекту В. Баженова. Рисунок архитектора М.Ф. Казакова. 1722 г.

В 1771 году в связи с предполагаемым строительством нового Кремлевского дворца по проекту В. Баженова весь комплекс зданий Приказов был уничтожен, работами по разборке старого строения руководил архитектор М. Ф. Казаков.
Рождества Иоанна Предтечи церковь



Вид церкви Рождества Иоанна Предтечи с запада незадолго до ее разборки. Литография середины ХIХ в.

По преданию церковь Рождества Иоанна Предтечи на Бору являлась первым христианским храмом Москвы. Построенная из дерева, как предполагается, в ХII веке, она, вероятно, была сооружена на месте древнего языческого капища, как это и практиковалось во времена первого крещения русских племен. Косвенным подтверждением этой мысли служат обнаруженные при разборке церкви в середине ХIХ века кости разных животных, находившиеся под полом каменного жертвенника, которые могли быть останками языческих жертвоприношений. Посвящение храма Иоанну Предтече указывает также на связь его с языческим персонажем Купалой, празднование которого совершалось накануне дня христианского святого.
Прибавление к названию церкви термина «на Бору» можно на основании записи летописца объяснить расположением ее среди леса, покрывавшего в то время Боровицкий холм.

Как указывают летописи, деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи в начале ХIV века при митрополите Петре стала соборной и стояла на митрополичьем дворе, располагавшемся в то время на вершине кремлевского холма недалеко от Боровицкой башни.

В 1461 году при Василии II Темном на месте деревянной была возведена одноименная каменная церковь на подклете. В это время территория у Боровицких ворот принадлежала уже великокняжескому двору и храм Предтечи оказался на его хозяйственной половине.

После большого пожара 1493 года церковь обрушилась и при Василии III в 1508 году была перестроена в кирпиче итальянским мастером Алевизом Новым.

С 1584 года при церкви упоминается придел св. Уара, посвященный памяти царевича Дмитрия, названного при рождении Уаром.



Изображение церкви Рождества Иоанна Предтечи на фрагменте плана "Кремленаград". Чертеж начала 1600-х гг.




Изображение церкви Рождества Иоанна Предтечи на фрагменте плана Москвы. "Петров чертеж", около 1597-1599 гг.
Изображения храма на первых планах Москвы и Кремля конца ХVI - начала ХVII веков противоречивы. Однако в большинстве случаев его стены завершаются тремя щипцами, над средним располагается повышенная центральная глава с барабаном на шатре или без него. Боковые членения также увенчаны небольшими шатрами или главками.
Во время пожара 1737 года здание пострадало, после чего было возобновлено архитектором Иваном Мичуриным.


Вид в Кремле на Боровицкие ворота, Конюшенный двор и церковь Иоанна Предтечи (слева). Акварель Ф.Я. Алексеева. 1800-е гг.

На акварели начала 1800-х годов церковь показана с кровлей на восемь скатов, каждый фасад завершается одним щипцом. Над крышей поднимается центральный барабан, перекрытый куполом с маленькой главкой. Апсиды храма крыты под одну кровлю. Фасады расчленены пилястрами на три прясла, а по горизонтали двумя карнизами. С запада к церкви примыкает трапезная с небольшой двухъярусной звонницей на кровле.



Вид с запада на императорский дворец и церковь Рождества Иоанна Предтечи. А. Дюран, графика первой половины ХIХ в.



Церковь Рождества Иоанна Предтечи, южный и западный фасады и план. Чертеж А. Пашкова, 1820-е гг.

Чертежи и рисунки первой половины ХIХ века изображают церковь уже без трапезной и звонницы. К западному входу пристроено крыльцо. Объем церкви поставлен на высокий цоколь, окруженный гульбищем с лестницей в юго-западном углу. С южной стороны к храму примыкает пониженный придел с полукруглой апсидой и главкой на барабане.



Церковь Рождества Иоанна Предтечи, план, разрез, крест. Чертеж первой четверти ХIХ в.(Бусева-Давыдова).

Изучая иконографию постройки, существовавшей до середины ХIХ века, ученые пришли к выводу, что в основе своей она сохранила храм Алевиза Нового начала ХVI века. В плане церковь представляла квадрат 10×10 м с тремя выступающими апсидами; четыре внутренних пилона имели крестообразную форму, характерную для памятников начала ХVI века. Декорация интерьера с элементами ордерной системы аналогична одновременному ему Архангельскому собору того же автора.
Упрощенная ордерная система присутствовала и на фасадах здания. Профилированный карниз делил фасады на два яруса. Каждый фасад первоначально завершался тремя закомарами, также отделенными от плоскости стен карнизом. Покрытие храма, вероятно, изначально было позакомарным.

Сохранившиеся изображения церкви говорят о неоднократных перестройках ее, последняя очевидно была после 1812 года.

В 1847 году, после постройки нового Кремлевского дворца, повелением императора Николая I храм, именовавшийся в то время церковью св. Уара, был разобран, как нарушающий «…красоту вида на вновь выстроенный дворец из Замоскворечья». Любители старины старались спасти древнюю святыню от разрушения. Приверженцы сохранения храма считали, что панорама Кремля стала беднее после его разборки.



Панорама Большого Кремлевского дворца с церковью Иоанна Предтечи (слева).
После сноса храма престол во имя св. Иоанна Предтечи был перенесен в Боровицкую башню, а придел св. Уара устроили при Архангельском соборе.

Романову С.А. великому князю памятник



Фрагмент плана Кремля с памятником С.А. Романову. Выкопировка из чертежа плана Кремля С.П. Бартенева, 1910 г.

Памятник великому князю С.А. Романову - генерал-губернатору Москвы был сооружен на месте его гибели - с северной стороны Сенатской площади, недалеко от Никольской башни.
Четвертый сын Александра II великий князь Сергей Александрович родился в1857 году, участвовал в турецкой компании 1877-1878 годов, основал Палестинское общество, целью которого было исследование древней Палестины, принимал близкое участие в создании Музея изящных искусств в Москве. В 1891 году стал московским генерал-губернатором.

С.А. Романов был убит 4 февраля 1905 года при взрыве, организованном террористом И. Каляевым - членом боевой организации партии социалистов-революционеров.



Открытие памятника великому князю С.А. Романову в Кремле. Фото 1908 г.
Памятник, выполненный по рисунку художника В. Васнецова, был сооружен на добровольные пожертвования пятого Киевского гренадерского полка, шефом которого являлся С.А. Романов. Он представлял собой высокий бронзовый крест с Распятием, воздвигнутым на ступенчатом постаменте из темно-зеленого лабрадора. Крест украшали эмалевые вставки. Над крестом под плавно изогнутой кровлей располагалась склоненная фигура Скорбящей Божьей Матери. Евангельская надпись на кресте гласила: «Отче, отпусти им, - не ведают бо, что творят». Открытие памятника состоялось 2 апреля 1908 года.
Останки великого князя были захоронены в храме-усыпальнице, устроенном в подклете церкви Алексея митрополита Чудова монастыря. В создании усыпальницы принимали участие архитекторы В.П. Загорский, П.В. Жуковский и Р.И.Клейн. Иконы в темперной технике выполнил академик живописи К. Степанов. Склеп находился точно под ракой митрополита Алексея. Он был освящен в 1906 году как придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Вдова великого князя Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы Александры Федоровны, после смерти мужа посвятила себя благотворительности, основав Марфо-Мариинскую общину сестер милосердия. Многие годы работала в ней, ухаживая за больными. После захвата власти большевиками отказалась покинуть Россию. В 1918 году вместе с родственниками императора Николая II была увезена на Урал в город Алапаевск, где все они погибли от рук большевистских палачей.

1 мая 1918 г. по указанию и при непосредственном участии В.И. Ленина памятник великому князю С.А. Романову в Кремле был варварски разрушен.

После сноса памятника церковными чинами предпринималась попытка спасти хотя бы васнецовский крест. Член Всероссийского поместного собора Н.Д. Кузнецов 5 мая 1918 года представил просьбу в Совет Народных Комиссаров выдать крест с памятника управлению Чудова монастыря или Успенского собора, поскольку крест является предметом религиозного почитания. Но никакого отклика от властей на это обращение не последовало.

В 1985 году при рытье траншеи на Ивановской площади был обнаружен склеп с захоронением С.А. Романова, который после вскрытия и снятия с гроба серебряных деталей снова засыпали землей.
Сергия Радонежского церковь на Троицком подворье



Церковь Сергия Радонежского на Троицком подворье. Фрагмент миниатюры 1673 г. из "Книги об избрании на царство Михаила Федоровича…".

Церковь во имя св. Сергия была выстроена на подворье Троице-Сергиева монастыря, основанном, как сообщает монастырская вкладная книга за 1673 год, еще при жизни преподобного Сергия на территории, пожалованной ему Дмитрием Донским. Троицкое подворье располагалось к северу от великокняжеского двора, напротив кремлевских ворот, названных также Троицкими.
Существует предположение, что первый храм, посвященный Сергию Радонежскому, был сооружен на подворье вскоре после причисления его к лику святых, то есть около 1452 года. Каменная шатровая церковь, изображения которой дошли до нас, была создана в конце 1550-х - начале 1560-х годов, то есть почти одновременно с Покровским собором на Рву, о чем говорят и некоторые общие черты в их архитектурном решении. Возможно, каменный храм до некоторой степени повторил формы предшествующего деревянного строения. Это единственное известное нам культовое шатровое сооружение в Кремле.

Мемориальный характер Покровского собора позволяет сделать предположение, что и церковь во имя преподобного Сергия призвана была увековечить память о святом подвижнике русского государства. В ХVI веке строительство шатровых храмов - памятников получило на Руси широкое распространение.



Изображение церкви Сергия Радонежского на плане "Кремленаград". Фрагмент чертежа начала 1600-х гг.



Изображение церкви Сергия Радонежского на "Сигизмундовом" плане Москвы. Фрагмент чертежа 1610 г.

Сохранившаяся иконография не позволяет однозначно судить о конфигурации плана церкви. На первых графических изображениях Москвы и Кремля показано многогранное столпообразное сооружение, перекрытое высоким шатром, увенчанным главкой с крестом. К храму примыкают пристройки - звонница, трапезная и, возможно, алтарь. Наиболее наглядно облик храма представлен на миниатюре ХVII века, но она не дает четкого представления о форме основного объема сооружения. Его можно трактовать и как восьмерик, и как четверик, а также как крестообразный в плане. Однако богатые архитектурные формы декоративное убранство шатрового храма изображены весьма подробно. Профилированные филенки, пилястры, фигурные карнизы и пояса расчленяют объем самого храма, стены которого завершаются закомарами c горкой кокошников над ними. Высокий многогранный шатер, увенчанный скульптурной главкой на барабане и крестом, имеет фигурные ребра и цветные изразцовые вставки. С юга показана невысокая колокольня, а с запада пристроена двухэтажная трапезная на подклете. Возможно, и сам храм имел подклет.
Церковь Сергия Радонежского почиталась государями, и посещалась ими в дни праздников, для чего она была соединена с дворцом переходами.

При царе Алексее Михайловиче в 1661 году на подворье, предположительно при церкви Сергия, была выстроена придельная церковь во имя Федора Стратилата, тезоименитого царевичу Федору Алексеевичу. Строителями ее были каменщики Иван Апсин и Емелька Семенов с товарищами.

Есть сведение, хотя и недостаточно достоверное, что в 1722 году Сергиевская церковь «…каменная изрядного мастерства, с теплою трапезою, с папертьми и с колокольнею» была самовольно разобрана архимандритом Троицкого монастыря.


Вид на Богоявленскую церковь от Никольских ворот. Акварель начала XIX в. художника Ф.Я. Алексеева и его учеников.



Богоявленская церковь. Фрагмент акварели начала XIX в. художника Ф.Я. Алексеева и его учеников.

После пожара 1737 года выгоревшее Троицкое подворье было восстановлено и в марте 1738 года засвидетельствовано освящение церкви св. Сергия с приделом Федора Стратилата. Возможно, храм был выстроен заново, что подтверждается также изображением его на акварели начала 1800-х годов, где показана трехъярусная башнеобразная постройка, высокий четверик которой завершается восьмигранным или круглым вытянутым в высоту световым барабаном, расчлененным пилястрами или полуколоннами и перекрытым куполом. Над куполом надстроен второй барабан меньшего размера, увенчанный барочным вогнутым шатриком с шаром и крестом. Стены четверика с высоко расположенными окнами завершаются полукруглыми фронтонами с круглыми оконными проемами. С западной стороны к храму примыкает трапезная. Черты барокко, ярко выраженные в постройке, говорят о времени ее создания в первой половине ХVIII века.
В 1764 г. при секуляризации церковных земель, проводимой Екатериной II, Троицкое подворье было выселено, а вся территория присоединена к Кремлевскому дворцу. Вскоре здания подворья поступили в Сенатское ведомство и были заняты Судным приказом, а позднее частично комендантским домом.

С начала ХIХ века по инициативе начальника Дворцового ведомства П.С. Валуева началась реконструкция Московского Кремля, предполагавшая упорядочение территории со сносом древних ветхих строений. Эта акция коснулась и участка бывшего Троицкого подворья, на месте которого намечалось строительство новой Оружейной палаты. В 1807-1808 годах все постройки подворья, включая церковь Сергия Радонежского, были снесены.

Спаса на Бору собор



Спасо-Преображенский собор, северный фасад. Фото начала ХХ века.



Спасо-Преображенский собор, восточный фасад. Фото начала ХХ века.

Собор во имя Спаса Преображения - третий каменный храм, возведенный Иваном Калитой в Кремле. Собор был построен в 1329-1330-х годах возле великокняжеского двора, располагавшегося на высоком мысу Боровицкого холма в юго-западной части Кремля. Храм строился по благословению митрополита Феогноста, пребывавшего тогда в Киеве. Одновременно с собором Калита заложил здесь и монастырь со степенью архимандрии. Одноименная церковь, вероятно деревянная, и монастырь ранее уже существовали на этом месте. Иван Калита придал ему статус придворного монастыря с дворцовым храмом Спаса Преображения, ставшим местом княжеских захоронений. В 1331 году здесь была погребена жена Ивана Калиты.

Князь «церковь ту украси иконами и книгами, и сосуды и всякими узорочьи…». При жизни Калиты интерьер собора оставался нерасписанным. Лишь в 1345-1346 годах русские мастера - ученики греческих живописцев, приглашенные княгиней Анастасией - женой Симеона Гордого, покрыли его стены фресками.

В 1350 году к храму с запада был пристроен притвор - придел, судя по обнаруженным здесь в 1836 году захоронениям, предназначавшийся для усыпальницы.



Собор спаса на Бору, вид с юго-запада. Рисунок конца ХVIII - начала ХIХ века.



Вид на церковь Спаса на Бору. Акварель Ф.Я. Алексеева начала 1800-х гг.

Впоследствии Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался: в 1527 году Василием III, в 1554 году при Иване Грозном после московского пожара. Постепенно его объем обрастал пристройками с придельными церквями. К 1635 году при нем числилось одиннадцать приделов. После постройки в ХVII веке новых Теремных церквей храм стал использоваться в качестве прихода для дворцовой прислуги, а к концу ХVIII века пришедший в запустение и сильно обветшавший, был полностью разобран и заменен новым из большемерного кирпича. Как предполагают исследователи он копировал предшествующий храм первой трети ХVI века, в свою очередь возможно повторивший в общих чертах постройку Ивана Калиты.



Собор Спаса на Бору, вид с запада. Рисунок 1825 года.

Строительство нового храма велось под наблюдением архитектора М.Ф. Казакова. Графических документов по этому этапу строительства не найдено, но сохранились живописные изображения храма конца ХVIII - начала ХIХ века. В период строительства Большого Кремлевского дворца в 1830-1850-х годах собор был отреставрирован по проекту архитектора Ф.Ф. Рихтера. Выявив три строительных периода в истории храма, он убрал поздние пристройки, восстановил первоначальное завершение и древнюю форму оконных проемов.



Вид собора Спаса на Бору на плане "Кремленаград". Фрагмент чертежа начала 1600-х гг.

Самое древнее изображение церкви Спаса на Бору мы видим на плане Кремля начала 1600-х годов, где он показан с одной главой над центральным объемом, с тремя апсидами, с позакомарным покрытием и дополнительными рядами кокошников под главой. С северной и южной сторон к собору примыкают приделы. Четвертая глава, очевидно, принадлежит западному притвору - приделу.

Если принять версию, что дошедшее до нашего времени сооружение в основе своей повторило древнюю постройку Ивана Калиты, то собор 1329-1330-х годов был четырехстолпным трехапсидным одноглавым храмом с повышенными подпружными арками под барабаном, с крестообразными в плане столбами, лопатками на стенах и тремя перспективными порталами. Будучи дворцовым храмом, он, очевидно, имел хоры: в северной стене позднего западного притвора, вероятно повторившего древний, находилась внутристенная лестница.



План собора Спаса на Бору. Чертеж А. Мартынова середины ХIХ века.



Разрез по собору в направлении восток-запад. Чертеж А. Мартынова середины ХIХ века.

Однако аналогичное объемно-планировочное решение можно приписать и постройке первой трети ХVI века. Возможно храм, по аналогии с Успенским собором, изначально имел придел - «застенок» в виде отдельно стоящего объема у северо-восточного угла, где, в соответствии с письменными источниками, в 1396 году был погребен Стефан Пермский. Южная и западная галереи, восстановленные Ф.Ф. Рихтером, а также юго-восточный придел могли принадлежать собору 1527 года.



Фрагмент белокаменного фриза церкви Спаса на Бору 1330 г. Археологическая находка 1932 г.


В 1933 году, в связи с пристройкой к северному фасаду Большого Кремлевского дворца нового корпуса с обслуживающими помещениями, собор Спаса на Бору был уничтожен. При его разборке в кладке фундаментов обнаружили белокаменные блоки с резным орнаментом, по технике и рисунку близким орнаментальной резьбе Успенского собора в Ростове Великом начала ХIII века, а также декору более поздних храмов Звенигорода и Троице-Сергиевской лавры. Эти орнаментированные камни, вероятно принадлежавшие собору Ивана Калиты, были использованы вторично при его перестройке.

(c)

утраты

Previous post Next post
Up