Московский Кремль. Несохранившиеся памятники архитектуры. Часть III

Oct 11, 2011 05:50

Часть I Часть II

Колымажные (Гербовые) ворота



Графическое изображение Гербовых ворот.
Рисунок начала ХIХ в.

При строительстве в конце ХV в. каменного великокняжеского дворца Ивана III архитектор Алевиз Фрязин одновременно с ним возвел стену из кирпича от дворца до Боровицкой стрельницы, дополнительно защитившую княжеский двор с набережной стороны. Аналогичная ограда с воротами отделила Передний государев двор с запада. На плане "Кремленаград" начала 1600-х годов в западной стене изображены два арочных проема: большой для проезда и малый для прохода. Предположительно в 1630-х годах, то есть одновременно со строительством Теремного дворца над этими воротами соорудили надвратную башню. Ворота назывались Колымажными по Колымажной палате, входившей в состав Конюшенного приказа, располагавшегося к северу от Боровицких ворот.



Фрагмент плана "Кремленаград" начала 1600-х годов.



Гербовая башня, фасад и разрез. Чертеж из издания Академии Художеств "Памятники древнерусского зодчества" 19.. г.(?)



Изображение Гербовой башни и здания Приказа Большого дворца. Акварель Ф.Я. Алексеева, конец ХVIII в.


Квадратное в плане трехъярусное сооружение завершалась шатром, увенчанным двуглавым орлом. Первый ярус башни прорезала арка ворот, второй со спаренными фигурными окнами был богато декорирован белокаменными резными деталями и разноцветными изразцами. Третий ярус прорезали два ряда бойниц, нижние из которых имели форму машикулей. Над бойницами по периметру башни проходила открытая галерея с глухим ограждением, украшенным аркатурным поясом. Шатер, крытый черепицей, имел в двух уровнях слуховые окна со сложным декоративным обрамлением. В некоторых изразцах были изображены областные гербы государства, отчего в конце ХVIII в. ворота стали называть Гербовыми.

С 1801 года по инициативе начальника Дворцового Ведомства П.С. Валуева начались мероприятия по благоустройству территории Кремля, предполагавшие, в том числе, разборку древних, утративших функциональную необходимость, ветхих построек. В ходе этой акции в 1807 году оригинальный памятник русского зодчества ХVII в. был разобран.

Константина и Елены церковь



Церковь Константина и Елены, вид с северо-запада. Фото 1883 г.


Храм Константина и Елены в Кремле был посвящен римскому императору и его матери, канонизированным церковью за христианизацию в IV веке Римского государства. Впервые храм упоминается летописцами в 1470 году в связи с пожаром в Москве, возникшим на Подоле вблизи церкви. Вероятно, в тот период она была деревянной и стояла в юго-восточном углу города неподалеку от Тимофеевских ворот, названных так по имени окольничего Дмитрия Донского боярина Тимофея Воронцова-Вельяминова, чья усадьба находилась по соседству с воротами. После пожара церковь была восстановлена, так как с 1490 года эти ворота именуют уже по храму Константино-Еленинскими. В ХVI в. храм возобновлялся Еленой Глинской - матерью Ивана Грозного.
Предполагается, что до середины ХVII в. церковь оставалась деревянной. По некоторым сведениям в 1651 году царский тесть боярин Илья Данилович Милославский намеревался выстроить каменный храм, но было ли это исполнено - неизвестно. Под 1692 годом документально подтверждается восстановление церкви на средства царицы Натальи Нарышкиной - матери Петра I. Того же года, 4 декабря она была освящена. Этот храм существовал до первой четверти ХХ века.



Вид с Плаца на Подол с церковью Константина и Елены. Цветная гравюра из "Издания Дациаро" ХIХ в.



Южная панорама Кремля с церковью Константина и Елены. Открытка. Фото начала ХХ в.
Церковь Константина и Елены служила приходом для причта Успенского собора, дворы которого располагались поблизости. При церкви существовало кладбище, закрытое в 1657 году.
В 1738 году архитектор И. М. Мичурин ремонтировал храм после пожара 1737 года, а в 1756 году его обновлял Д.В. Ухтомский. Под его смотрением были выполнены новый иконостас и роспись стен в интерьере.

При подготовке к строительству Кремлевского дворца по проекту Василия Баженова в начале 1700-х годов дома священнослужителей снесли, после чего она осталась без прихода и в результате была приписана к Вознесенскому монастырю.

С 1778 года при церкви известен придел св. Николая Чудотворца, находившийся в трапезной с южной стороны.

Во время Отечественной войны 1812 года храм был совершенно разорен и по резолюции преосвященного Августина предназначался к сломке. Однако по решению императора Николая I в 1837 году он был возобновлен и вновь освящен.


Церковь Константина и Елены, вид с запада. Акварель мастерской Ф.Я. Алексеева. 1802 г.



Южный фасад церкви Константина и Елены. Обмерный чертеж П.Максимова. 1928 г.

Дошедшие до нас фотографии и рисунки памятника конца ХIХ - начала ХХ вв., а также обмерные чертежи, выполненные перед его разборкой, показывают сооружение, формы которого характерны для культовой архитектуры второй половины ХVII в., это позволяет утверждать, что в результате перестроек и ремонтов облик церкви практически не менялся. Небольшой, скромный по архитектуре храм имел камерный характер и по внешнему виду напоминал приходские церкви того времени в Москве и в других провинциальных городах России. Бесстолпный кубический объем церкви перекрывала четырехскатная кровля с одной луковичной главой на световом барабане. С востока к четверику примыкала пониженная апсида закругленной формы. С запада находилась трапезная с пристроенной к ней по продольной оси невысокой трехъярусной колокольней, завершавшейся маленькой главкой на барабане. Нижний этаж колокольни имел в плане квадрат, второй ярус и ярус звона были в форме восьмигранника. Все сооружение стояло на невысоком подклете. К южным вратам вела лестница с рундуком. Крыльцо перед северным входом, судя по архитектуре, было пристроено позднее. Оконные проемы украшались наличниками с килевидными фронтонами. Барабан церкви украшал аркатурный поясок с полуколонками. Под кровлей и между ярусами колокольни проходил фигурный карниз.



План церкви Константина и Елены. Обмерный чертеж П.Максимова. 1928 г.

Этот вид церковь сохраняла вплоть до 1928 года, когда по решению нового правительства она была разобрана по причине крайней ветхости. Следует сказать, что перед разборкой надземная часть храма была тщательно обмерена ведущим архитектором - реставратором П.Максимовым и по обмерам выполнены подробные чертежи.



Продольный разрез церкви Константина и Елены. Обмерный чертеж П.Максимова. 1928 г.



Западный фасад Константина и Елены. Обмерный чертеж П.Максимова. 1928 г.

В 1989 году на месте разобранной церкви было построено непримечательное здание Управления КГБ, занимающегося охраной Правительства. Тогда же без каких либо исследований были уничтожены подвалы и фундаменты Константино-Еленинской церкви.
Конюшенный приказ

На территории, примыкавшей к Кремлевской стене с северной стороны от Боровицкой башни, в последней четверти ХV века располагался двор Удельного Верейского князя Михаила Андреевича. По соседству с этим двором "за Лазарем Святым", то есть за нынешней церковью Рождества Богородицы, находились дворы итальянских архитекторов, приглашенных Иваном III для строительства в Кремле: Пьетро Антонио Солари, возводившего Кремлевские стены и башни и Грановитую палату, и Аристотеля Фиораванти - строителя Успенского собора. Последний находился в опале у великого князя за стремление уехать из России на свою родину.



Конюшенный двор (справа), Боровицкая башня и Церковь Иоанна Предтечи (слева). Акварель мастерской Ф.Я. Алексеева. 1800-1802 гг.

В конце ХV века эта территория отошла к великокняжескому двору. С возведением нового каменного дворца здесь был устроен Конюшенный двор или Аргамачьи конюшни. В 1673 году на месте, которое занято сейчас Оружейной палатой, было выстроено новое каменное здание Конюшенного приказа, включившего Седельную, Санную, Каретную и Колымажную казенные палаты.



Изображение Конюшенного приказа на плане Кремля середины ХVIII в.

По дошедшим до нас живописным изображениям Конюшенного двора мы можем судить о его облике в начале ХIХ веке. Это было большое двухэтажное сооружение неправильной формы с замкнутым внутренним двором. Западный корпус, выходящий во двор, примыкал к крепостной стене. Восточный корпус, изогнутый в плане под тупым углом имел в длину почти 110 м. Главным фасадом здание было обращено к великокняжескому дворцу и к церкви Иоанна Предтечи. В центральной его части против въезда на Передний государев двор находились проездные ворота во внутренний двор, отмеченные башнеобразной надстройкой, завершавшейся многогранным шатром. Рядом располагалось крытое крыльцо с двумя рундуками, перекрытыми шатриками, и лестницей, ведшей на второй этаж здания, где размещалась Седельная палата. История сохранила имена строителей этой части сооружения, работавших под руководством каменных дел подмастерья Якушки Шарыгина.



Фрагмент панорамы Кремля от Москвы-реки. Гравюра Э. Финдена по рисунку И. Лаврова. 1823 г.



Конюшенный приказ (слева), здание Большой казны и Колымажные (Гербовые) ворота (справа). Акварель Ф.Я. Алексеева. 1802 г.

Арочные оконные проемы в прямоугольных нишах были равномерно распределены в два ряда по всему фасаду. По верху стены и между этажами проходил карниз. Сдержанные архитектурные формы Конюшенного приказа характерны для построек хозяйственного назначения второй половины ХVII века. Живописность зданию придавали шатровая проездная башня и входное крыльцо.

В 1840 году при строительстве по проекту архитектора К. Тона Большого Кремлевского дворца здание Конюшенного приказа было разобрано и на его месте в 1844-1851 годах сооружена Оружейная палата, являющаяся частью нового дворца. Здание Оружейной палаты до некоторой степени повторило в плане очертание древней постройки.

Малая (Набережная) палата

С объединением к концу ХV в. русских земель в единое государство, ростом его могущества и развитием международных связей возрастали роль и престиж государственной столицы - города Москвы. Это побудило великого московского князя Ивана III начать строительство более представительной княжеской резиденции в Кремле.

Княжеские хоромы традиционно располагались вдоль кромки Кремлевского холма и с западной стороны Соборной площади. Здесь ранее находились хоромы Ивана Калиты. На реку выходили Набережные сени со Златоверхим Теремом Дмитрия Донского, а на месте ныне существующей Грановитой палаты стояла деревянная «Гридня с теремом».

Создание нового каменного дворца началось с возведения палат для парадных приемов. В 1487 году итальянский мастер Марко Руффо (Фрязин) заложил вдоль реки к западу от Благовещенского собора Малую палату, именовавшуюся впоследствии Набережной, а к северу от него Большую, или Грановитую палату. До постройки последней Малая палата служила парадной приемной.



План дворцового комплекса на уровне подклета. Обмерные чертежи команды Д.В. Ухтомского, копия середины ХVIII в.



План дворцового комплекса на уровне второго яруса. Обмерные чертежи команды Д.В. Ухтомского, копия середины ХVIII в.



Столовая (Набережная) палата, южный фасад. Обмерный чертеж Д.Ухтомского, 1751 г.

Об архитектуре несохранившейся Набережной палаты можно судить по дошедшим до нас обмерным чертежам дворцовых сооружений, выполненным в середине ХVIII века архитектором Д. Ухтомским и его командой. Вытянутое вдоль бровки Боровицкого холма, двухэтажное каменное здание, перекрытое сводами, состояло из двух палат - Столовой и Ответной, при каждой свои сени. Столовая палата в плане была шире Ответной, но обе объединялись общей кровлей. Вход в них осуществлялся с северной стороны с гульбища, устроенного над подклетным этажом. Угловая Столовая палата с центральным столбом, несущим своды, имела трехстороннее освещение. Несмотря на последующие перестройки, архитектура фасада сохранила черты итальянского средневековья. Так здание завершалось высоким карнизом с характерным аркатурным пояском в верхней части.



Фрагмент миниатюры 1673 г. из книги "Избрание на царство…" с изображением Набережной палаты.

Полуциркульные окна второго этажа, обрамленные архивольтом, отличались по размеру в зависимости от освещаемого ими помещения. Столовая палата имела более широкие и высокие окна. Этажи разделялись карнизом, напоминающим «поребрик». Прямоугольные окна первого этажа с треугольными фронтонами, очевидно, были устроены в ХVII в. при закладке первоначальной аркады. Часть северного фасада Набережной палаты хорошо видна на миниатюре 1673 года из «Книги об избрании на царство…». Здесь показана двухцветная кровля в шашку, высокий карниз, арочные окна и широкий дверной проем с полуциркульным завершением, ведущий в сени Столовой палаты. Проем оформлен прямоугольным порталом с резным фигурным навершием.



Общий план царского дворца в Кремле в ХVII в. Реконструкция А. Потапова начала ХХ в.


Схематический рисунок общего вида царского дворца в конце ХVII в. Реконструкция ХХ в.

Пожар 1493 года, причинивший большой урон государству, надолго задержал дальнейшее строительство нового дворца. Работы были возобновлены лишь в 1499 году. Итальянский архитектор Алевиз Новый, продолживший создание дворцового комплекса, включил в него построенную ранее Набережную палату. Составлявшие ее две палаты стали именоваться Панихидная и Посольская. Вновь построенная Средняя (Золотая) палата, выходившая на Красное крыльцо, обращенное к Соборной площади, также предназначалась для торжественных приемов.



Южный фасад Зимнего дворца Растрелли. Рисунок М.И. Махаева, 1763 г.

В 1752 г. обе палаты, как и Средняя (Золотая) из-за ветхости были разобраны и на их подклетном этаже, после его укрепления, в 1753 г. возвели новый Зимний дворец по проекту В.В. Растрелли.

Михаила Малеина церковь в Вознесенском монастыре



Вид сверху на Вознесенский монастырь с церковью Михаила Малеина. Фото конца ХIХ века.

Храм во имя преподобного Михаила Малеина, тезоименитого первому русскому царю из династии Романовых, первоначально существовал в монастыре как придел у собора Вознесения. Прозвание «Малеин» святой получил от горы на Афоне, где он проводил подвижническую жизнь. Придел, впервые упоминаемый в 1617 году, вероятно, был устроен матерью молодого царя Михаила Федоровича инокиней Марфой, поселившейся в монастыре в 1613 году. Под 1618 годом в письменных источниках говорится о деревянной церкви Михаила Малеина. Возможно, при ней великая старица устроила придел св. Федора «иже в Пергии» в честь ангела своего мужа Федора Романова, с 1619 года - патриарха Филарета. О существовании этого придела сообщается в 1626 году.



План Вознесенского монастыря с церковью Михаила Малеина. Чертеж 1894 г.



Церковь Михаила Малеина с колокольней, западный фасад. Чертеж 1894 г.



Церковь Михаила Малеина с колокольней, южный фасад. Чертеж 1894 г.



Вид колокольни церкви Михаила Малеина с северо-западной стороны. Графика конца ХIХ в.

В 1634 году - через три года после кончины инокини Марфы, царь Михаил, вместо деревянной, в течение одного лета выстроил каменную церковь Михаила Малеина. Она стояла к северу от Спасских ворот, алтарной частью примыкая к крепостной стене. Строителями нового храма были подмастерья каменных дел Бажен Огурцов и Семейка Белой. Постройка колокольни, вероятно, относится к 1694 году, когда церковь обновлялась. Тогда же при храме был освящен придел Федора Пергийского.
В двухъярусном сооружении внизу находились кухня с погребами, вверху церковь, колокольня и общая трапезная. Высокий четверик храма завершался четырехскатной кровлей с небольшой главкой на глухом барабане. Три пониженные апсиды располагались вплотную к крепостной стене. С запада к церкви примыкала трапезная. Декор памятника типичен для архитектуры московского барокко ХVII в. Повышенный объем церкви выделялся спаренными трехчетвертными колоннами. Под кровлей храма проходил ряд профилированных кокошников, опирающихся на импосты, прорезанные сложным карнизом. Оконные проемы второго яруса обрамляли колончатые наличники с разорванными треугольными фронтонами. Нарядная, богато декорированная колокольня восьмигранной формы стояла над трапезной у северо-западного угла храма. Использованные в ее декоре колонны, аналогичные храмовым, подчеркивали углы граней. Над открытым арочным ярусом звона располагался восьмерик меньшего размера с небольшими арочными оконцами в прямоугольных нишах. Восьмерик завершался треугольными щипцами, над которыми возвышалась главка на граненом барабане. Закрытое крыльцо с лестницей, ведшей на второй ярус, было пристроено к северо-западному углу сооружения. С южной стороны под церковью находился проезд на хозяйственный двор, располагавшийся вдоль крепостной стены. Проезд закрывался деревянными воротами.

Этот храм пользовался особым покровительством первых царей из дома Романовых и имел много драгоценных вкладов.

В московском пожаре 1737 г. церковь Михаила Малеина с приделом сильно обгорели, но были восстановлены.



Вид с юга Воскресенского монастыря с церквями: вмч Екатерины (слева), Георгия (в центре) и Михаила Малеина с колокольней (справа). Акварель Ф.Я. Алексеева, 1800-е годы.

В 1808 году в церкви в качестве киотной иконы разместили древнюю белокаменную скульптуру Георгия Победоносца, выполненную в ХV веке для украшения Спасских ворот. После снятия ее с башни она сначала хранилась в церкви св. Георгия, построенной в 1527 году Василием III к югу от Вознесенского монастыря и перешедшей впоследствии в его ведение. В 1808 году обветшавший храм св. Георгия был разобран в связи со строительством новой церкви вмч. Екатерины и конную статую св. Георгия перенесли в церковь Михаила Малеина.



Фрагмент скульптуры св. Георгия из экспозиции Третьяковской галереи.
Николы Гостунского церковь



Вид с запада на юго-восточную часть Кремля с церковью Николы Гостунского (в центре). Графика конца ХVIII - начала ХIХ века, фрагмент.

Поводом для строительства в Кремле каменного храма, посвященного высоко чтимому на Руси святителю Николаю, послужила доставленная в Москву чудотворная икона святого, найденная близ города Белева на реке Гостуни, от которой и произошло его название. На южной стороне Ивановской площади стоял древний деревянный храм Николы Льняного, в котором прежде освящали холсты и лен. Всего за девять недель вместо него по велению Василия III для обретенной иконы была сооружена кирпичная церковь. Автором постройки выступил приехавший в Москву в 1504 году итальянский архитектор Алевиз Новый. Освятили ее 1 октября 1506 года. Вероятно, уже при освящении церковь была учреждена собором.
При Иване Грозном икона явила очередное чудо исцеления, и царь, возвратившись из Казанского похода, повелел подписать и украсить храм. В 1560 году с северной его стороны в виде отдельной небольшой церкви был пристроен придел во имя Введения Пресвятой Богородицы, служивший домовым храмом на новом дворе брата царя. Время появления другого придела во имя Зачатия св. Анны с южной стороны собора неизвестно.



Фрагмент плана "Кремленаград" с церковью Николы Гостунского. Чертеж начала 1600-х гг.

Первое изображение храма дано на плане «Кремленаград» начала 1600-х годов, где он показан с востока. Три пониженные апсиды занимают среднюю часть фасада. Стена четверика завершается тремя закомарами, перекрытыми криволинейной кровлей, увенчанной одной главой на барабане. Закомары отрезаны от стены развитым карнизом. В средней закомаре, большей по размеру расположено круглое окно, аналогичное существующему окну на западном фасаде Архангельского собора и изображенному на упомянутом плане на восточном фасаде Вознесенского собора. С северной стороны к церкви пристроен одноглавый придел, также имеющий позакомарное покрытие и пониженные апсиды. С юга к зданию примыкает одноэтажная пристройка.

Храм неоднократно страдал от многочисленных пожаров, после которых пребывал в запустении, но со временем обновлялся, и был весьма почитаем, как при царском дворе, так и у прихожан. В 1714 году в храм была вложена частица мощей Николая Чудотворца. Цари неоднократно посещали его в праздники. Здесь совершалась присяга Петру III и Екатерине II при вступлении их на престол.



Церковь Николы Гостунского (справа), вид с северо-запада. Акварель мастерской Ф.Я. Алексеева, 1800-1802 гг.

В один из очередных ремонтов в 1754 году сложное позакомарное покрытие церкви и придела были заменены простыми четырехскатными, а вместо обветшавшей трапезы пристроена новая.

После нашествия французов интерьер храма был опустошен, но здание сохранялось. В 1816 году священник храма доносил митрополиту о необходимости преобразования этого древнего собора, так как вид его «не соответствует красоте занимаемого им места». Храм уже начали перестраивать в модном тогда готическом стиле, но против этого возразил начальник Кремлевской Экспедиции князь Юсупов, считавший необходимым сохранить старые формы древнего памятника. Работы были остановлены до решения императора Александра I.



Панорама Ивановской площади с церковью Николы Гостунского (на переднем плане, в центре), вид с юга. Акварель мастерской Ф.Я. Алексеева, 1800-1802 гг.

В 1817 году ожидался приезд в Москву прусского короля Фридриха Вильгельма III, партнера Александра I по Священному союзу и большого любителя военных парадов. По этому поводу на Ивановской площади решено было устроить плац, а для расширения его последовало Высочайшее соизволение разобрать обветшавший Николо-Гостунский собор.

Учитывая популярность храма среди народа и большое количество высокопоставленных его почитателей, Синод по представлению митрополита утвердил перенос престола и всех святынь уничтожаемого храма во вновь устроенную церковь в Успенской звоннице. Новый престол Николы Гостунского был торжественно освящен в июне 1817 года.



Вид на плац и панорама Ивановской площади после сноса церкви Николы Гостунского. Графика первой половины ХIХ века.

Старый храм, во избежание проявления общественного недовольства, решено было сломать ночью, что и выполнил 7 августа 1817 года полк солдат под руководством инженера А. Бетанкура - одного из строителей здания Манежа.

Примечательно, что в ХVII в. в Николо-Гостунском соборе служил дьяконом первопечатник Московский Иван Федоров, напечатавший в 1564 году первую в России книгу «Апостол».

Оружейная палата


Вид на старое здание Оружейной палаты. П. А. Герасимов. Середина XIX в.

Первое специальное здание для хранения государственных ценностей было выстроено в Кремле при Иване III в 1485 году и называлось Казенная палата. В ХVI-ХVII веках при царском дворе создается целый комплекс художественных мастерских и хранилищ, где изготавливались и содержались драгоценные предметы царского обихода. В него входила и Оружейная палата, ведающая оружием и воинскими доспехами. В мастерских работали ремесленники и художники высочайшего уровня: оружейники, ювелиры, резчики, иконописцы. В начале ХVIII века все мастерские и казны были объединены в одно хранилище под названием «Мастерская и Оружейная палата». По указу Петра I от 1718 года наиболее значимые драгоценности и царские регалии были выставлены в специальных шкафах за стеклами, что явилось предтечей создания музея.
До начала ХIХ века Оружейная палата не имела собственного здания. Построенная в 1756-1764 годах архитектором Д. В. Ухтомским Галерея Оружейной палаты, предназначенная для хранения и экспонирования государственных ценностей, просуществовала очень недолго, и коллекции в ней так и не были размещены. В 1770-1772 годах здание Галереи было разобрано для предполагаемого строительства нового императорского дворца, а ценности продолжали храниться в старых дворцовых зданиях.

В начале ХIХ века для организации показа сокровищ Оружейной палаты предполагалось перестроить древнее сооружение Сытного двора, однако идея создания престижного музея требовала специального здания.

В 1806 году по инициативе начальника Дворцового Ведомства П.С. Валуева и по Высочайшему повелению сносится древнее Троицкое подворье с прилегающими к нему старинными постройками. На этом месте по проекту И.В. Еготова, который после отставки М.Ф. Казакова был назначен главным архитектором по застройке Кремля, началось строительство новой Оружейной палаты. В начале 1809 года здание было возведено, но отделка его завершилась только к лету 1812 года. Война помешала открытию первого музея русской истории, кремлевские ценности были эвакуированы из Москвы. Лишь после возвращения их в 1814 году они были размещены в залах нового здания.



Фрагмент плана Московского Кремля со зданием старой Оружейной палаты. Карта Кремля, 1826 г.



Фрагмент плана Московского Кремля с Сенатской площадью. Проект реконструкции архитектора М.Ф. Казакова.


Вид сверху на застройку Сенатской площади. Графика первой половины ХIХ в.



Вид Кремля от Никольских ворот, в центре Оружейная палата 1809 г. Гравюра начала ХIХ в.

Расположение Оружейной палаты на плане Кремля в целом отвечало замыслу М.Ф. Казакова по реконструкции этой территории. Выстроенное в стиле высокого классицизма, оно удачно завершило ансамбль Сенатской площади, ограничив ее с южной стороны, и сформировало пространство у Троицких ворот.
Протяженное крупномасштабное здание имело рустованный цокольный этаж, над которым возвышался величественный основной ярус, освещаемый высокими окнами с полуциркульным завершением. Центр главного фасада выделялся выступающим коринфским портиком, над которым располагался аттик, увенчанный невысоким куполом. Угловые части были отмечены плоскими ризалитами с двумя парами пилястр того же коринфского ордера. Над окнами второго этажа тянулась полоса лепных барельефов на темы из русской истории. Аттик также богато украшался скульптурой и барельефами, автором которых был скульптор Г.Т. Замараев.

В 1830 г. перед фасадом Оружейной палаты разместилась коллекция старинных русских орудий, для которых были специально изготовлены лафеты.

Однако из-за деревянных перекрытий здание представляло высокую пожарную опасность, поэтому его не отапливали, что приводило к сырости, пагубно влиявшей на экспонаты.



Вид с северо-запада на здание Казарм. Фото конца 1950-х гг.
В 1851 году для Оружейной палаты по проекту архитектора К.А. Тона было построено новое здание, вошедшее в ансамбль Большого Кремлевского дворца, а еготовское сооружение тот же автор перестроил в Казармы. После реконструкции ставшее трехэтажным, здание с сухими, однообразными, невыразительными фасадами утратило свою красоту и индивидуальность.



Вид с северо-востока на здание Оружейной палаты после перестройки его в Казармы. Фото конца 1950-х гг.



Государственный Кремлевский дворец (бывший Дворец съездов). Фото конца ХХ в.

В 1959 г. бывшая Оружейная палата, наряду с несколькими другими зданиями, построенными в ХVIII-ХIХ веках, была снесена для строительства Кремлевского Дворца съездов по проекту, созданному под руководством архитектора М.В. Посохина.
(c)

утраты

Previous post Next post
Up