Московский Кремль. Несохранившиеся памятники архитектуры. Часть V

Oct 11, 2011 16:37

Часть I Часть II Часть III Часть IV
Средняя Золотая палата



Вид Средней Золотой палаты во второй половине ХVII в. Миниатюра 1673 г. из "Книги об избрании на царство Михаила Федоровича…".

Средняя Золотая палата была возведена в 1499-1508 годах. Она входила в ансамбль нового каменного дворца, строительство которого затеял великий князь Иван III еще в 1492году. Однако, сооружение кирпичных стен вокруг Кремля, а также два опустошительных пожара, последовавших один за другим в 1493 году, не позволили продолжить начатую им постройку.
Только весной 1499 года возобновилось строительство каменных палат, для которого был приглашен зодчий из Ломбардии Алоизий ди Каркано (Алевиз), прибывший в Москву в 1493 году после смерти Антонио Солари.

Средняя Золотая палата наряду с Большой (Грановитой) и Малой (Набережной) палатами, построенными ранее, предназначалась для торжественных церемоний. Она располагалась на общем цокольном этаже нового дворцового комплекса между Благовещенским собором и Грановитой палатой к западу от них и главным фасадом была обращена к нынешней Соборной площади. Отсюда на уровень парадного Красного крыльца, находившегося перед Средней палатой, поднимались три лестницы: одна от северной паперти Благовещенского собора, вторая вдоль южного фасада Грановитой палаты и Средняя вела к сеням Средней (Золотой) палаты. К северу от средней лестницы были устроены проездные ворота во внутренний двор комплекса.

Второе название «Золотая» палата получила от росписи в интерьере, выполненной по образцу византийской на золотом фоне в 1514 году.

Золотая палата представляла собой квадратное в плане помещение размером 6х6 саженей со сводами и с традиционным, как в крестьянской избе, расположением окон. С восточной и южной сторон было по три окна, а в западной стене на месте третьего окна в углу стояла печь. С севера к палате примыкали сени размером 17х13 аршин, из которых в палату вели две двери. К западу от сеней находилась соединенная с ними проемом Столовая изба. О фасадах Средней Золотой палаты можно судить по единственно известному нам изображению ее на миниатюре ХVII века, где показано одноэтажное здание на высоком подклете, образующем вокруг палаты широкое гульбище. Вход в нее украшен богатым резным порталом с треугольным фронтоном. Стены завершаются высоким карнизом и перекрыты скатной кровлей с двухцветным ромбовидным узором. Простые оконные проемы без наличников имеют полуциркульный верх.



Общий план царского дворца в ХVII в., реконструкция. Чертеж А. Потапова, начало ХХ в.



Общий вид царского дворца в ХVII в., реконструкция. Чертеж А. Потапова, начало ХХ в.

В 1547 году в Москве разразился пожар, о котором в летописи сказано, что «…таков пожар не бывал на Москве, как и Москва стала именоватися, …». Во время него выгорели «…на царском дворе великого князя на полатах кровли, и избы древяные и полаты, украшенные златом,…».

После пожара царь Иван Грозный занялся восстановлением дворца. Заново украшались фасады палат. В окна были вставлены цветные стекольчатые окончины, позолочены кровли и установлены каменные скульптуры, наподобие греческих.

Для возобновления внутреннего убранства дворцовых помещений и храмов были вызваны живописцы из Новгорода, Пскова и других городов. В 1552 году была заново расписана «бытейским письмом» Средняя Золотая палата. В притчах и аллегориях, подкрепленных примерами из Ветхого и Нового Заветов, а также из деяний русских князей были символически воплощены высокие жизненные идеалы. Эта живопись отступала от принятых канонов византийского письма. Здесь наряду с христианскими персонажами фигурировали и языческие, что вызвало неоднозначное восприятие ее современниками, усмотревшими в ней присутствие ереси. Эта стенопись с некоторыми изменениями просуществовала до конца ХVII века.

В 1672 году живописец Симон Ушаков по повелению царя Алексея Михайловича сделал сохранившуюся до наших дней подробную опись всех сюжетов.

В 1610-1612 годах в период засилья в Москве польско-литовской интервенции Кремлевский царский дворец разграбили и опустошили. Палаты и хоромы стояли без кровель, дверей и окончин. Перед приездом Михаила Федоровича в Москву Средняя Золотая палата, наряду с Грановитой и Малой Золотой, была срочно приведена в порядок.

В начале ХVIII века, когда Петр I покинул Москву, Кремль опустел. После пожара 1701 года дворец не возобновлялся, все помещения его начали ветшать, а пожары 1737 и 1748 годов еще более усугубили его состояние. Лишь к коронационным церемониям наскоро поновлялись палаты для торжественных приемов.

В 1749 году императрица Елизавета Петровна, пожелав иметь в Кремле постоянную резиденцию, поручила архитектору В.В. Растрелли построить каменный дворец на месте обветшавших парадных палат старого дворца: Средней Золотой, Столовой и Набережной. После обмеров дворцового комплекса, выполненных командой архитектора Д.В. Ухтомского, эти палаты в 1752 году были разобраны, а на их подклете в 1753 году возвели одноэтажный Зимний дворец.



План 2-го яруса дворцового комплекса в середине ХVIII в. до постройки Зимнего дворца. Обмерный чертеж команды Д.В. Ухтомского, 1752 г.



Вид Зимнего дворца от Соборной площади. Рисунок М.И. Махаева, 1763 г.

Сретенский собор
Сретенский собор был сооружен в 1561г. в качестве домового храма при новых деревянных хоромах, построенных Иваном Грозным для своих сыновей - царевичей Ивана и Федора. Деревянный жилой дворец был поставлен на "взрубе" - специальной конструкции, состоящей из засыпанных землей срубов, укрепляющих склон холма. Каменный храм располагался с восточной стороны новых хором, примыкая с запада к Набережной палате. Эта постройка была спешно предпринята Грозным сразу после кончины царицы Анастасии Романовой в августе 1560 года. Через полгода все строительство было завершено, и освященный в феврале 1561 года храм был причтен к соборным. При соборе во имя Сретения Господня для детей царя был устроен теплый придел Никиты Столпника чудотворца Переяславского, почитаемого в царской семье.



Вид Сретенского собора на плане "Кремленаград". Фрагмент чертежа начала 1600-х гг.

Об архитектуре собора можно судить только по дошедшим до нас графическим изображениям. Самое древнее дано на карте Кремля начала ХVII века. Здесь показан одноглавый храм, стоящий на двухъярусной арочной галерее, окружающей его в виде паперти. К восточной стене примыкает пониженный трехчастный алтарь, над которым возвышаются три главки, вероятно над располагавшимися в нем приделами. На миниатюре 1673 года над алтарными выступами показано две придельных главки с двумя рядами небольших щипцов в основании барабанов, а каждая стена собора завершается одним острым щипцом. Аналогичное покрытие храма изображено на гравюре начала ХVIII века.



Вид Сретенского собора во второй половине ХVII в.
Миниатюра 1673 г. из "Книги об избрании на царство Михаила Федоровича…".



Сретенский собор в начале ХVIII века. Фрагмент гравюры П. Пикарта, около 1707 г.

На обмерных чертежах дворцового комплекса, выполненных в середине ХVIII века архитектурной командой Д.В. Ухтомского, одноглавый собор имеет уже четырехскатную кровлю, а с западной стороны в плане и на фасаде показан еще один придел с маленькой главкой. Филенчатая обработка фасадов Сретенского храма напоминает отделку верхних приделов Благовещенского собора, выстроенных несколькими годами позже. На плане подклета под собором показана проездная арка, соединявшая Передний государев двор с внутренним двором Запасного дворца, выстроенного при Борисе Годунове на месте деревянных хором царевичей.



План 1-го яруса дворцового комплекса в середине ХVIII в. Обмерный чертеж команды Д.В. Ухтомского, 1752 г.



План 2-го яруса дворцового комплекса в середине ХVIII в. Обмерный чертеж команды Д.В. Ухтомского, 1752 г.



Сретенский собор, южный фасад. Обмерный чертеж Д.Ухтомского, 1751 г.

По описям дворцовых зданий ХVIII века Сретенская церковь с алтарем занимала в длину 7 саженей, в ширину 4 сажени. В ней было 19 окон со слюдяными оконницами. Здесь же перечислены пять глав также со слюдяными рамами, дубовые косящатые полы и три железные створчатые двери. Около церкви указана крытая паперть шириною в полторы сажени с перилами, а с южной стороны придел Николая чудотворца с трапезной.
После постройки царем Алексеем Михайловичем в 1663 году соборной церкви Спаса Нерукотворного при Теремном дворце Сретенский собор, наряду со Спасо-Преображенским и Благовещенским, утратил значение дворцового соборного храма.

Многочисленные пожары в первой половине ХVIII века, особенно 1701 и 1737 годов, нанесли серьезный ущерб всем дворцовым постройкам. После них дворец так и не был полностью восстановлен и к началу ХIХ века некоторые его сооружения, в том числе и Сретенский собор, находились в крайне запущенном и обветшавшем состоянии.

Во время очистки территории Кремля от ветхих древних строений, затеянной начальником Дворцового ведомства П.С. Валуевым, в 1801 году Сретенский собор, который по его словам угрожал "…скорым и неминуемым своим падением", наряду с другими старыми постройками, был разобран.

Троицкое подворье


Вид Троицкого подворья на плане "Кремленаград". Фрагмент чертежа начала 1600-х гг.

Точное время основания в Кремле подворья Троице-Сергиева монастыря неизвестно. Есть предпосылка считать, что оно возникло еще при жизни Дмитрия Донского и преподобного Сергия. Во вкладной книге монастыря 1673 года говорится, что Дмитрий Иванович пожаловал в Москве место под церковь и кельи близ своего государева двора. Учитывая духовную близость великого князя к святому старцу, это свидетельство представляется правдоподобным. Первое летописное свидетельство о Троицком подворье относится к 1460 году в связи с постройкой на его территории Сергиевскими старцами каменной церкви Богоявления. Оно располагалось к северу от великокняжеского двора напротив кремлевских Троицких ворот, названных так по имени подворья.
Предполагается, что в ХV веке на подворье существовала также и вторая церковь во имя св. Сергия, выстроенная вероятно после обретения мощей преподобного и причисления его к лику святых, то есть вскоре после 1452 года.

Во второй половине ХV века Троицкое подворье именовалось Богоявленским монастырем по имени главной Богоявленской церкви, которая в 1482 году была заново отстроена из кирпича.



Вид Троицкого подворья во второй половине ХVII в. Миниатюра 1673 г. из "Книги об избрании на царство Михаила Федоровича…".

Храмы Троицкого подворья в дни церковных праздников, которым они были посвящены, посещались государями, для чего от дворца были устроены специальные внутренние переходы. На подворье останавливались именитые старцы. В 1473 году в Богоявленском монастыре скончался митрополит Филипп - строитель первого большого Успенского собора. Здесь неоднократно проживал отставленный при самозванце патриарх Иов, который был призван в 1607 году царем Василием Шуйским для свершения всенародного покаяния в грехах, содеянных во времена Смуты. Митрополит Филарет, отец царя Михаила, жил на подворье перед посвящением его в сан патриарха в 1619 году. К его приезду были поставлены новые каменные кельи. В 1667 году архимандрит Троицкого монастыря Иоасаф перед избранием его в патриархи также пребывал на своем подворье в Кремле. У стен подворья постоянно обитали нищие, вероятно, поэтому оно именовалось еще Троицким приютом.

При царе Алексее Михайловиче в 1661 году на подворье была выстроена придельная церковь во имя Федора Стратилата, тезоименитого царевичу Федору Алексеевичу. Во время пожара в 1737 году подворье выгорело, но было возобновлено. К коронации Екатерины II в 1762 году обветшавшие снаружи здания были поновлены.

Помимо трех церквей по описи 1763 года на огороженном каменной оградой подворье размещались каменные Настоятельские и Братские кельи и две конюшни каменная и деревянная.



План территории бывшего Троицкого подворья после его упразднения. План Кремля, чертеж второй половины 1760-х гг.

В 1764 году при секуляризации церковных земель, проводимой Екатериной II, Троицкое подворье было упразднено, и вся его территория присоединена к Кремлевскому дворцу. Вскоре здания подворья поступили в Сенатское ведомство и были заняты Судным приказом. В 1778 году часть подворья от Троицких ворот была отдана в распоряжение обер-коменданта, а Богоявленская церковь значилась при Комендантском доме.



Вид от Никольских ворот до постройки Оружейной палаты. Акварель Ф.Я. Алексеева начала 1800-х гг.



Вид от Никольских ворот после постройки Оружейной палаты 1809 г. Гравюра начала ХIХ в.



Фрагмент плана Московского Кремля со зданием Оружейной палаты, построенной на месте Троицкого подворья. Карта Кремля, 1826 г.

С начала ХIХ века по инициативе начальника Дворцового ведомства П.С. Валуева началась реконструкция Московского Кремля, предполагавшая упорядочение территории со сносом древних ветхих строений. Это коснулось и участка бывшего Троицкого подворья, на месте которого намечалось строительство новой Оружейной палаты. В 1807-1808 годах все постройки подворья, включая храмы, были снесены, а коменданту отвели Потешный дворец.

Успенский собор

Московский князь Иван Калита, стремясь к объединению русских земель под крышей своего княжества, задумал сделать Москву общерусским политическим и религиозным центром. С этой целью он пригласил из Владимира на постоянное жительство в Москву митрополита Петра, и с 1326 года город сделался столицей русской митрополии. Возросшее благосостояние Москвы позволило развернуть в Кремле - резиденции князя строительство белокаменных храмов. Первой стала "церковь камена на Москве на площади" во имя Успенья Богородицы, заложенная в самой высокой точке Кремлевского холма в 1326 году, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Она была задумана митрополитом Петром и Иваном Калитой в качестве первопрестольного храма Московского государства и усыпальницы московских митрополитов. Заложенный собственноручно первосвятителем Московским, собор был освещен 14 августа 1327 года накануне праздника Успения Богородицы. Митрополит Петр скончался, не дождавшись завершения строительства, и был похоронен с северной стороны храма близ жертвенника.

В 1329 году над гробницей первого московского святителя был сооружен придельный храм в честь спадения вериг св. апостола Петра - покровителя митрополита. Он был построен в течение двух месяцев после мирного окончания распри с псковичами, вероятно по обету.

Как и все последующие культовые сооружения эпохи Калиты первый Успенский собор был построен "в одно лето" и, следовательно, отличался незначительными размерами. Строители его неизвестны. Возможно, это были владимирцы или тверичи, освоившие ранее москвичей опыт белокаменного зодчества. Немногочисленные летописные и иконографические материалы наряду с натурными данными, полученными в результате археологических исследований, проведенных музеем в 1970-х годов, позволяют гипотетически восстановить его конфигурацию. Это четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с тремя пониженными притворами и примыкавшим с севера приделом-усыпальницей над погребением митрополита Петра. Такая трактовка не противоречит изображению, хотя и весьма условному, этого сооружения в процессе строительства на иконе начала ХV века, когда храм еще существовал). Аналогичное решение имел Георгиевский собор 1234 года в Юрьеве-Польском.



План Успенского собора Ивана Калиты. По чертежу К.К. Романова, 1929 г.



Петр закладывает Успенский собор в Кремле. Клеймо иконы "Митрополит Петр с житием", мастерская Дионисия, вторая половина ХV в.




План Георгиевского собора в Юрьеве Польском. По чертежу К.К. Романова, первая половина ХХ в.

Еще меньше данных о внешнем архитектурном облике древнего Успенского собора.



Изображение Успенского собора в клейме "Чудо у гроба Петра". Икона "Митрополит Петр с житием", мастерская Дионисия, вторая половина ХV в.



Изображение Успенского собора в клейме "Молебен у гроба Петра". Икона "Митрополит Алексей с житием", мастерская Дионисия, 1480-е годы.

Он изображен в клейме иконы "Митрополит Петр с житием" последней четверти ХV века как одноглавый со сложным планом и закомарами в покрытии. Аналогично храм показан и на иконе "Митрополит Алексий с житием" того же автора. Зная также церковную традицию повторять в богослужебных предметах архитектурные формы зданий, для которых они предназначались, можно предположить, что сосуд "Сион Большой" из Оружейной палаты Кремля, который датируется 1486 годом, копирует древний Успенский собор - одноглавый, с позакомарным покрытием и трехлопастными кокошниками в основании главы. Археологические находки в районе существующего Успенского собора говорят о наличии резного декора на фасадах древнего храма.



Сосуд "Сион Большой". Из коллекции Оружейной палаты Кремля.


Западный фасад Успенского собора Ивана Калиты. Реконструкция Г.К. Вагнера, середина ХХ в.



Фрагмент резной белокаменной детали предположительно Успенского собора Ивана Калиты. Археологическая находка 1970-х гг.

При соборе изначально существовал придел св. Дмитрия Солунского, располагавшийся очевидно в южной апсиде. В 1344 году собор был расписан греческими мастерами, украшен иконами и драгоценной церковной утварью. В 1459 году при митрополите Ионе в соборе был устроен придел Похвалы Богоматери также с южной стороны.
Через полтора века существования ветхий и тесный храм уже не отвечал возросшему значению Московского княжества и к 1472 году он был разобран для строительства на его месте большого ныне существующего Успенского собора, соответствовавшего новому общественно-политическому значению Московского государства как центра Русской земли.

Черниговских чудотворцев собор


Изображение собора Черниговских чудотворцев на плане "Кремленаград". Фрагмент чертежа начала 1600-х гг.

На плане "Кремленаград" начала 1600-х годов с восточной стороны колокольни Ивана Великого и церкви Рождества Христова на Ивановской площади изображен небольшой храм с одной главой, возвышающейся над горкой кокошников, и с двумя приделами по бокам. Это собор Черниговских чудотворцев князя Михаила и его боярина Федора, замученных в орде за несоблюдение языческих обрядов. Точная дата его постройки неизвестна. Причиной создания храма в Кремле послужило перенесение по инициативе Ивана Грозного из Чернигова в Москву мощей великомучеников. Сохранилось послание царя к усопшим святым, в котором он обращается к ним, как к живым, с просьбой обрести их мощи, но не в качестве мощей, а как бы "… вы сами благоизвольно придите к нам и нас просветите и град сохраните, по Божьему изволению изволите с нами в царствующем граде Москве жити…". Исходя из сроков пребывания на Московской кафедре митрополита Антония, на которого Грозный ссылается в своем послании к святым, это событие, а следовательно, и постройка храма происходили в 1570-х годах.
Храм Черниговских чудотворцев, вероятно, изначально именовался собором. Приделы, примыкающие к северному и южному фасадам, были посвящены обновлению храма Воскресения Христова и Николаю Чудотворцу. Судя по изображению на чертеже "Кремленаград", фасады собора имели трехчастное членение и завершались разновеликими закомарами, над которыми располагался ряд кокошников, окружающих главу. С востока находились три пониженные апсиды. Над приделами под главами также изображены кокошники. В целом сооружение производит впечатление нарядности и уютности.

К концу 1670-х годов храм, очевидно, пришел в ветхость, так как в 1681 году мощи святых чудотворцев Черниговских пребывали в Архангельском соборе, где и отмечался их праздник.

При строительстве в 1675-1680-х годах новых Приказов на Ивановской площади, вместо предполагаемой ранее церкви Трех Исповедников, рядом с проезжими воротами, ведущими к Тайницкой башне, в 1681-1683 годах были выстроены две церкви под одной крышей. Сюда перенесли престолы Черниговских чудотворцев и св. князя Александра Невского. Последний находился ранее в храме, построенном при патриархе Филарете в 1630 г. с восточной стороны звонницы недалеко от церкви Черниговских чудотворцев. Старые постройки, очевидно пришедшие в ветхость, разобрали. Оба храма были освящены в 1683 году, и из Архангельского собора во вновь построенную церковь Чудотворцев перенесли мощи святых. На перенесении их присутствовал царь Петр I.



Вид из Замоскворечья на здание Приказов с храмами Черниговских чудотворцев и Александра Невского. Фрагмент гравюры П. Пикарта. Около 1707 г.



Фрагмент плана и фасада здания Приказов с храмами Черниговских чудотворцев и Александра Невского. Современный чертеж.
На гравюре начала ХVIII века, изображающей вид на Кремль из Замоскворечья показаны и эти храмы. Они располагались к западу от ворот, которые называли Верхними Тайницкими, а после постройки церквей стали именовать также Черниговскими. Одинаковые по архитектуре церкви стояли одна за другой в направлении север-юг над первым ярусом Приказных палат. Единая четырехскатная кровля была увенчана десятью главами. Здания окружало открытое гульбище, на которое со стороны Ивановской площади вела лестница.
В 1772 году при подготовке к строительству Кремлевского дворца по проекту В. Баженова обе церкви вместе со всем зданием Приказных палат были разобраны.

Чуда Архангела Михаила в Хонех собор в Чудовом монастыре


Клеймо иконы с изображением собора Чуда Архангела Михаила 1365 года. Икона "Митрополит Алексей с житием", мастерская Дионисия, 1480-е годы.

Через восемь лет после основания Чудова монастыря, в 1365 году, вероятно на месте прежде построенной деревянной церкви, митрополит Алексей "…заложи церковь камену во имя святого архаггела Михаила…". Собор был построен и освещен "…единаго лета…", что свидетельствует о незначительных размерах этого сооружения. Белокаменный храм был расписан и весьма украшен иконами и другими церковными атрибутами. Возможно, изначально, или вскоре после возведения с южной стороны был пристроен придел Благовещения, так как по летописному сообщению князь Дмитрий велел похоронить митрополита, умершего в 1378 году, "в созданной ему церкви близ святого алтаря на десной стороне в храме Благовещения". Некоторое представление о соборе 1365 года дает изображение его на клейме иконы митрополита Алексея, где храм показан с тремя закомарами, видимо четырехстолпным, с одной массивной главой, без подклета, стоящим прямо на земле, и с приделом с южной стороны.
По свидетельству "Жития" Алексея, написанного в середине ХV века, в 1431 году свод храма "…от ветхости весьма обвалился", разрушенную церковь разобрали до основания и вскоре полностью перестроили. В том же "Житии" говорится, что вновь построенный собор по размерам уступал первоначальному митрополичьему храму, но был более высоким, так как стоял на двухъярусном подклете: "…высока и зело пространна и прекрасна и трикровна выспрь восходы имея". Здесь сообщается также о постройке митрополитом Алексеем каменной трапезной.

К концу ХV века церковь Чуда архангела Михаила, вероятно после пожара 1493 года, обветшала, так что в 1501 году великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ее и на том же месте построить новую. Постройка этого собора была завершена в 1504 году. Есть основание предполагать, что в новом сооружении сохранилась нижняя белокаменная часть храма 1431 года, так как вновь созданный кирпичный объем, аналогично постройке 1431 года, был поставлен на двухъярусный белокаменный подклет. Собор, просуществовавший до 1929 года, к сожалению, не был достаточно изучен, поэтому аргументировано доказать включение подклета древнего храма в новую постройку не представляется возможным.

Новый кирпичный собор имел размеры в плане 13,7х18 м. К почти квадратному четверику с востока примыкали три апсиды. Световой барабан единственной центральной главы опирался на подпружные арки, перекинутые между четырьмя квадратными пилонами. Собор имел три входа, украшенных перспективными белокаменными порталами, к которым вели высокие лестницы с крыльцами. Фасады расчленялись лопатками на три прясла и завершались полукруглыми закомарами.



План собора Чуда Архангела Михаила, проект реставрации. Чертеж архитектора Ф.Ф.Рихтера середины ХIХ века.



Разрез запад-восток собора Чуда Архангела Михаила с прорисями фресок. Чертеж архитектора Ф.Ф.Рихтера середины ХIХ века.


Собор Чуда Архангела Михаила, западный фасад. Фото конца ХIХ - начала ХХ веков.

Автор постройки неизвестен, однако декоративные приемы, используемые в памятнике, говорят о возможном участии в его создании итальянцев, работавших в Кремле в конце ХV - начале ХVI веков. Аркатурный фриз на колонках опоясывал собор почти под пятами закомар, аналогичный декор украшал и барабан. По карнизам проходили узорчатые терракотовые пояса, орнамент которых характерен для итальянского возрождения. Нижний подклет был темный, верхний освещался через окна. Несмотря на небольшие размеры, храм выглядел величественно и торжественно.



Вид собора Чуда Михаила Архангела в Хонех на плане "Кремленаград". Фрагмент чертежа начала 1600-х гг.

На карте "Кремленаграда" начала 1600-х годов собор изображен уже пятиглавым с папертью с южной стороны и высоким всходом с севера. Четыре угловые главы были надстроены на сводах позднее и не имели окон. Вероятно в ХVII веке собор с трех сторон был окружен закрытой папертью. По описи 1763 года храм соединялся с церковью Благовещения и архиерейскими покоями крытыми каменными переходами, у которых к западу от собора стояла колокольня. В 1778 году при митрополите Платоне собор ремонтировался. В середине ХIХ века и в 1893 - 1894 годах под наблюдением археологической комиссии была проведена реставрация собора, во время которой восстановили одноглавие,  отреставрировали пятиярусный иконостас с соблюдением "древнего стиля" и стенное писание XVI века.
В 1918 году монастырь был закрыт, но постройки его сохранялись до 1929 года, когда собор Чуда Михаила Архангела наряду с остальными монастырскими зданиями был разобран для строительства на этом месте Военной школы им. ВЦИК.

(c)

утраты

Previous post Next post
Up