Семья, безусловно, влияет сильнее, чем культурные и национальные обычаи. Есть несколько очень верных способов, я бы сказала, практически гарантированных (кроме памперсов, про памперсы мы не говорим), затормозить раннее развитие ребёнка. Я сейчас их назову, вы, естественно, их знаете.
1. Всё делать за ребёнка - верный способ затормозить его развитие
Первый способ - всё делать за ребёнка. В последние годы ко мне приходит всё больше пятилетних детей, которых кормят с ложки. Почему, зачем, как? Это более-менее интеллектуально сохранные ребята. Однако вы понимаете, если детей до пяти лет кормят с ложки, то какие-то нарушения уже, очевидно, будут.
2. Подавать ребёнку противоречивые команды
Я - бывший зоолог, поэтому заранее прошу прощения у аудитории, потому что я не могу никуда от этого деться, это моё прошлое, это моя молодость, поэтому я приведу пример оттуда. У моей подруги был пёс-подросток. И она мне говорит: «Собака редкостной тупизны, тупая, дальше просто ехать некуда». Я понаблюдала, я тогда ещё не была психологом, я тогда ещё была зоологом. Говорю: «А ты слышишь, что ты ему говоришь?» Она говорит: «Что я ему говорю? Что - всем, то и ему говорю». Говорит она приблизительно следующее: «Шурик, стоять! Стоять, Шурик! Стоять, я сказала! Ну, ладно, иди сюда, ну, что ты? Ну, подойди уже ко мне, в конце концов! Как ты мне надоел! Да, пошёл ты отсюда!»
Как вы понимаете, собака устроена гораздо проще, чем ребёнок, всё-таки собака более примитивна, хотя и говорят, что у взрослых собак интеллект двух-трёхлетнего ребёнка, у обезьяны - четырёхлетнего. Всё равно собака гораздо примитивнее, чем ребёнок, и у неё просто наставал «коротыш», то есть она переставала вообще что-либо делать. Естественно, и выглядел этот Шурик абсолютным идиотом.
Это было бы смешно, если бы ко мне регулярно не приводили таких детей. У детей это осуществляется по-другому, они не начинают выглядеть идиотами - у них это выглядит иначе: у них начинают лететь социальные навыки, то есть они боятся всего. Они боятся заговорить. Они не отвечают на вопрос «как тебя зовут?» не потому, что они не знают, как их зовут. Они не участвуют в детских праздниках, потому что они не знают, как социально взаимодействовать. Они не подходят к детям на детской площадке. У детей от противоречивых команд не наступает «коротыш», как у собаки, а летят социальные навыки, задержка социального развития у них налицо.
3. Всё запрещать, всё опасно
Это тоже известные варианты: не трогай, не бери, всё опасно. Ребёнок не трогает, не берёт, и, естественно, задержка его развития нам обеспечена.
4. Сократить период развития креативности
Сейчас я вам опишу, как это происходит. Развитие ребёнка - вещь, достаточно аппроксимированная линейно. Вот наш ребёнок родился. Первый год - это формирование базового доверия к жизни. Дальше у нас пошло установление границ: «докуда я могу вас сделать». Где-то в 1,5 года, в норме в 3, границы должны быть установлены, и дальше до 7 лет идёт сладкий период, когда происходит развитие креативности. Что такое развитие креативности? Возникает вопрос «почему», и ребёнок осуществляет поиск нестандартных решений стандартных задач. Например: «Что у нас будет лошадью?» - «Лошадью будет вот эта палочка». «Что у нас будет столом?» - «Эта коробка». «Что у нас будет космическим кораблём?» - «Стиральная машина». На мой взгляд, это самый красивый период из детства. Он настолько сладкий, что в здравом уме и твёрдой памяти что-то с ним сделать… Но тем не менее очень многие родители его сводят почти на нет.
Как они это делают? Очень просто. Они в период, когда устанавливаются границы, не устанавливают границы, а подают те самые противоречивые команды (бабушка разрешает, папа запрещает, тут же они начинают между собой ругаться). Пока не установлены границы, креативность не пошла - это последовательные вещи. В 7 лет отдаёте ребёнка в школу, и начинается его развитие. У нас образование левополушарное, т. е. в одной задаче возможен только один ответ, в предложении «Птичка полетела на юг» подлежащее «птичка», другого нет. «Дважды два - четыре», и тоже другого ответа нет.
Что делают родители? Они вместо того, чтобы подождать, в период, когда развивается креативность, отдают ребёнка в хорошую дорогую «обучалку-развивалку», где его учат читать, писать и брать интегралы, если повезёт. А когда наш ребёнок вырастет и станет каким-нибудь маркетинг-менеджером, его начальник будет говорить приблизительно следующее: «Работник он неплохой, но никакого креатива от него не дождёшься». Конечно, не дождёшься, потому что вместо большого периода для развития креативности у нас всего лишь маленький кусочек. Откуда взяться-то? Это то, что может сделать семья, и то, что она достаточно часто делает, чтобы затормозить развитие.