СВОБОДА И ДИСЦИПЛИНА

Apr 16, 2016 12:10



Свобода и дисциплина - это два слова, которые обычно не используются вместе, по крайней мере в отношении детей. Это кажется нелогичным: как можно, дав детям свободу, поддерживать дисциплину, как можно быть дисциплинированным и свободным одновременно? Принято считать, что дети могут «вести себя хорошо» только в условиях строгой дисциплины, то есть когда у них забирают свободу поведения, - такова позиция традиционной школы. Но Мария Монтессори обнаружила, что два этих понятия - свобода и дисциплина - действительно идут рука об руку.

В традиционных школах дисциплину поддерживает учитель с помощью ограничений, которые он налагает на поведение ребёнка. Чувства ребёнка и мотивы его поведения здесь не учитываются. Он должен делать то, что сказал учитель, он должен подчиняться беспрекословно. Однако, дисциплина - это внутреннее состояние, это то, что должно приходить изнутри. Чтобы достичь такой «внутренней» дисциплины, конечно, нужно гораздо большее, чем просто сказать ребёнку: «Сядь и замолчи». «Внутренняя» дисциплина - это то, что не требует постоянного поддержания извне, она - более долгоиграющий эффект и потому более выгодна окружающим. И этот уровень дисциплины не может быть достигнут с помощью команд и угроз, а требует свободного проживания её необходимости.

В маленьком ребёнке идет сложная работа по обретению контроля над самим собой, своим телом, своими движениями. Бесполезно призывать ребёнка к порядку, невозможно требовать, чтобы он сидел на месте, потому что у него нет такой степени самоконтроля и такой самокоординации, которые бы позволили ему подчиниться такой команде. В этот период ребёнок больше всего нуждается в нашей помощи и заботе, а не в попреках по поводу его «недисциплинированного» поведении («Веди себя хорошо!»). Ребёнок должен испытать свободу передвижения и возможность выбора деятельности по своему усмотрению. Двигаясь свободно, работая так или иначе на своё усмотрение (будь то в классе Монтессори или помогая по хозяйству у себя дома, в своих собственных играх), он развивает себя физически: учится контролировать свои мышцы и координировать свои движения. Он также развивает себя умственно и эмоционально. В своей деятельности он учится ставить и разрешать проблемы, он сам планирует своё время и придумывает, как его провести; он проверяет, как реагируют окружающие на тот или иной его поступок; для него важны и положительные, и отрицательные социальные сигналы.

Конечно, такая свобода требует некоторых ограничений, но эти пределы устанавливаются буквально несколькими простыми правилами поведения, которые просто обозначат границу, когда поведение ребёнка становится неприемлемым для окружающих и опасным для него. И конечно же, нам нужно объяснить ребёнку эти правила таким образом, чтобы их смысл был понятен ребёнку. Любому из нас легче следовать правилам, если будут понятны причины ограничений, ими вводимые. Это справедливо и для детей, и для взрослых. Эти правила испытаны естественным путем, они помогают ребёнку отследить причинно-следственные поведенческие связи. Благодаря им он имеет возможность продумывать своё поведение и прогнозировать его последствия, и это позволит поступать ему продуманно и мудро.

Итак, сначала мы, родители и педагоги, устанавливаем эти вполне щадящие и разумные поведенческие рамки. Но со временем мы должны прийти к тому, что сможем передать ответственность за своё поведение, а также право свободы выбора поведенческой модели непосредственно ребёнку. Единственный способ научиться принимать ответственные решения - через практику: это тот навык, которому нельзя научиться из учебника. Он приобретается только путем проб и ошибок. И вот право свободного следования этому пути мы должны предоставить ребёнку. Только через эту свободу ребёнок может научиться дисциплинировать себя, управлять собой, своими эмоциями, своим телом, своими движениями. Только через этот путь он научится уважать себя и других, уважать свои решения. Он разовьёт свой собственный внутренний компас, благодаря которому сможет сам определять, как ему стоит себя вести в той или иной ситуации, что правильно или неправильно для него. И этот компас будет работать очень точно, очень верно, не нуждаясь ни в угрозах, ни в поощрении, ни в наказании.

Источник: Монтессори-школа «Золотая бусина»

Как правильно говорить ребёнку нельзя, читайте на нашем сайте: http://mchildren.ru/say-no/
Previous post Next post
Up