Из сочинения св. Марка «Силлогистические главы против акиндинистов», по изд. В. Гасса (1899) [кстати, издание плохое: есть ошибки в чтении рукописи, неправильная разбивка на главы - было бы неплохо переиздать текст]. Из всего сочинения (которое интересно во многих отношениях) привожу перевод трех параграфов о фаворском свете. (
перевод фрагмента )
"с помощью силы Божией" это общее место с свт.Григорием Паламой, который говорил, что Фаворский Свет не однажды воссиял, а все время пребывает, но благодатью было совершено некоторое изменение в самих апостолах, которое [изменение] дало им возможность созерцать Свет.
----------
Здесь есть еще одно соображение, которое было бы интересно проверить (особенно, если текст который находится в вашем распоряжении, издан на греческом). Мне кажется, у св.отцов мне встречалось мнение, что ум (который есть око души) или зрение при восприятии неких объектов (мыслей, ангелов или видимых объектов) как бы "принимает их форму", и на этом собственно и строится "механизм" восприятия.
Как вы думаете, в данном случае фраза "зрение способно воспринимать формы и т.п." у св.Марка означает именно этот смысл, что ум (или зрение, как сила ума) именно принимает форму/образ созерцаемого?
Другими словами, вопрос в том, является ли воспринимаемый образ и ум разными объектами или одним и тем же?
Reply
Reply
Контрольный вопрос, если можно:
//Я думаю, что это напрямую соответствует понятию о различных способах бытия универсалий, которые в вещах существуют реально, а в нашем уме - на основе абстракции.///
Я это понял так, что есть образ существующий в самой вещи (in re), и образ в нашем уме (post rem).
Наш ум и образ вещи различаются именно в том смысле, что ум точно копирует форму вещи, при этом перво-форма сохраняется самобытной.
С другой стороны, вещь действительно как бы воспринимается (=вбирается) в ум, но только в той мере, насколько это вообще возможно (=только через свой образ).
Такова концепция о "различных способах бытия универсалий"?
Reply
Ой, простите, у меня здесь явно перепутались "образ вещи в уме" и "образ вещи в вещи". Надо тут еще много думать.
Если "вещь" и "образ вещи в вещи" это не одно и тоже, то нельзя говорить, что вещь вбирается.
А если "вещь" = "образ вещи в вещи" = "образ вещи в уме", то тогда вещь действительно вбирается.
Интересно, если сама вещь, есть нечто нематериальное, равносторонний треугольник например, как тут обстоит дело...
Reply
Reply
Да, Дамаскин, к сожалению, лишь мельком в "Философских главах" упомянул "форму", кстати назвав ее синонимом "природы", поэтому и я так и не понял специфики этого термина, и не употреблял его.
Как я понимаю из вашего комментария, "формой" можно назвать именно то, что мы формой называем и в бытовом смысле: силуэт, контуры, рельеф, габариты и вообще то, что описывает предмет, как занимающий определенные координаты в пространстве, и присутствует в предмете объективно (независимо от наличия наблюдателя).
Я не очень понимаю, почему часто говорят о "вбирании" вещи в ум. На самом деле ум ничего не "вбирает", потому что он во-первых, нематериален, а во-вторых, не имеет формы, но уподобляется познаваемой форме. Мне кажется, термин adaecuatio (т.е. дословно уравнивание) больше подходит.Думаю, идея "вбирания вещи в ум" приходит в качестве естественной первой попытки ( ... )
Reply
Reply
Да, даже посмотрел еще раз по "Философским главам" и обнаружил любопытную параллель между Главами 10 и 30.
Как синоним "вида" (греческое, наверное "ейдос"??) в Главе 30 Дамаскин употребляет термин "морфин" ("форма").
А вот в Главе 10 он вроде бы по тексту говорит о "σχῆμα" (у меня не приведен греч.оригинал), но так как при этом он называет "вид" омонимом получается, что и то значение, которое вы описали как σχῆμα, можно подразумевать под термином "вид". Но при этом термин "эйдос" приобретет значение "внешний вид, облик".
А вот сами эти места:
ФГ,Глава 10.
Вид принадлежит к числу омонимов и употребляется в двух смыслах. Видом называется форма, а также фигура каждой вещи, например: вид статуи. Сообразно с этим говорится: первый вид достойный царства.
ФГ, Глава 30.
святые отцы, отказавшись от бесполезных ( ... )
Reply
Reply
Спасибо за разъяснения. Это была очень познавательная и полезная для меня беседа.
Перехожу снова в режим наблюдения. :)
Reply
Reply
как бы "принимает их форму", и на этом собственно и строится "механизм" восприятия."
***
Вот первая часть есть у отцов (как бы "принимает их форму"), а насчет второй:
"и на этом собственно и строится "механизм" восприятия."
это откуда?
Reply
Reply
Reply
Да, Свет все время пребывает, но это не значит, мне кажется, что изменение было только в апостолах:
Бог являет Себя на горе, - как это объясняет некто, - частично Сам снисходя со Своей высоты, частично же нас возводя из состояния нашей долупреклонности
http://www.pagez.ru/lsn/palama/034.php
Reply
Почему тогда бы просто не понимать слова "снисходя со Своей высоты" как вочеловечение Христа.
Или, например, просто само благодатное действие, изменяющее апостолов, есть то самое "схождение с высоты". Ведь не сами же апостолы изменили себя, а воспринимали Свет благодатью. Об этом и св.Марк пишет: "с помощью Силы Божией".
Но "с помощью Силы Божией" не означает изменения в Боге.
Reply
Leave a comment