Из сочинения св. Марка «Силлогистические главы против акиндинистов», по изд. В. Гасса (1899) [кстати, издание плохое: есть ошибки в чтении рукописи, неправильная разбивка на главы - было бы неплохо переиздать текст]. Из всего сочинения (которое интересно во многих отношениях) привожу перевод трех параграфов о фаворском свете. (
перевод фрагмента )
Comments 60
Т.е. силлогизм, доказывающий возможность видеть Фаворский Свет на основании общих соображений о нематериальности формы и цвета вообще, как бы принижает невещественность Бога и уравнивает ее с невещественностью ангелов, цвета, формы и т.п.
нет, я неправ?
Reply
Reply
"с помощью силы Божией" это общее место с свт.Григорием Паламой, который говорил, что Фаворский Свет не однажды воссиял, а все время пребывает, но благодатью было совершено некоторое изменение в самих апостолах, которое [изменение] дало им возможность созерцать Свет.
----------
Здесь есть еще одно соображение, которое было бы интересно проверить (особенно, если текст который находится в вашем распоряжении, издан на греческом). Мне кажется, у св.отцов мне встречалось мнение, что ум (который есть око души) или зрение при восприятии неких объектов (мыслей, ангелов или видимых объектов) как бы "принимает их форму", и на этом собственно и строится "механизм" восприятия.
Как вы думаете, в данном случае фраза "зрение способно воспринимать формы и т.п." у св.Марка означает именно этот смысл, что ум (или зрение, как сила ума) именно принимает форму/образ созерцаемого?
Другими словами, вопрос в том, является ли воспринимаемый образ и ум разными объектами или одним и тем же?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А Вам-то что?
+++С каких это пор epimyw означает "возроптать"?+++
да, я спутал ἐπιμύω с ἐπιμύζω (в каковом случае было бы, конечно, ἐπιμυξαντων, а не ἐπιμυσάντων). А зачем там добавлять слово "духовные", отсутствующие в тексте, я не понимаю.
+++лучше порекомендуйте издать его трактаты Eis ta prwtera, Eis ta deutera, они гораздо важнее трактата, изданного Гассом.+++
Во-первых, не εἰς, а πρὸς, и не πρώτερα, а πρῶτα. А во-вторых, они уже изданы. И Πρὸς τὰ πρῶτα я уже даже прочитал. Тут уж Вы в лужу сели. А второй трактат, я надеюсь, мне скоро пришлет издатель.
С Вашими оценками богословия, излагаемыми с шизофренической самоуверенностью и вызывающими лишь улыбку, я, как Вы понимаете, не согласен. И что это за "паламитские апории" такие? По типу "апорий" Зенона, что ли?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment