Один из византийских философов, Никифор Хумн (1250-1327), написавший специальный трактат «О материи и об идеях», дает подробное объяснение того, каким образом существуют универсалии (идеи, виды, общие понятия). Издатель трактата Л. Бенакис считает этот текст наиболее характерным для иллюстрации воззрений византийцев (
на универсалии )
Comments 33
Reply
"Если человек никогда не учился отделять в уме тело от того, что вокруг этого тела, то как он может внять [учению] о природе самой по себе? Ибо природа не только неотделима от [своих] природных [свойств], существуя в них, но никогда не может быть и помимо них. Как может человек постигнуть универсалии, которые существуют как таковые в отдельных [вещах], но выделяются из них лишь умом и рассудком и мыслятся, по крайней мере в правильных рассуждениях, предшествующими многому, хотя они вообще не имеют существования отдельно от многого." [Свт. Григорий Палама. 150 глав, 81]
Reply
Если еще найдете нечто подобное, особенно у Паламы, пожалуйста присылайте!
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Когда говорится "не существует общей сущности (второй сущности Аристотеля) самой по себе ни до бытия отдельных индивидов, ни после" -- то всегда имеется в виду самостоятельное существование. Это терминология античных философов. Если пользоваться христианской терминологией, то можно пояснить эту мысль так, что общая сущность не существует как самоипостасное, но только как воипостасное ( ... )
Reply
Т.е.реально существует только первая сущность по Аристотелю, которая в уме становится абстрактной второй сущностью?
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment