Один из византийских философов, Никифор Хумн (1250-1327), написавший специальный трактат «О материи и об идеях», дает подробное объяснение того, каким образом существуют универсалии (идеи, виды, общие понятия). Издатель трактата Л. Бенакис считает этот текст наиболее характерным для иллюстрации воззрений византийцев (
на универсалии )
Reply
Reply
Reply
Reply
Увы, у меня в обозримом будущем не предвидится такого количества свободного времени, чтобы ходить на курсы.
+++поэтому вид в данном случае -- соименное понятие.+++
Вообще-то, соименными называются предметы, а не понятия.
+++Это старая концепция, впервые введенная стоиками, о соответствии вида-парадигмы частным видам -- чтобы показать это, они использовали образ печати. Печать одна и та же в самой себе и в своих отпечатках в материи.+++
Так это Вы индивидуальные облики что ли назвали частными видами?
+++Дети ведь иногда наследуют и особенности родителей.+++
Полагаю, дети все-таки наследуют вторые акциденции (если так можно выразиться), а не первые. Типа, карие глаза - от мамы, курносый нос - от папы и т. д. Но кареглазость ребенка (1-ая акциденция) все-таки будет чем-то отличаться от кареглазости матери (1-ая акциденция), хотя и первая, и вторая будут кареглазостью (2-ая акциденция).
Reply
Reply
Насколько я сумел понять Хумна и тех, на кого он по-видимому опирается (а это скорее всего Дамаскин, т.е. александрийский неоплатонизм), эти авторы отождествляли вид (εἴδος), сущность (οὐσία) и образ (μορφή).
Вот у Дамаскина прямо об этом говорится: Οὐσία καὶ φύσις καὶ μορφὴ κατὰ τοὺς ἁγίους πατέρας ταὐτόν ἐστιν (сущность, природа и образ,форма, согласно святым отцам, -- одно и то же). Inst. el. 1.
Reply
ФГ, 42:
Форма есть субстанция, как бы сформированная и видообразованная сущностными различиями; она и есть самый низший вид.
Μορφή ἐστιν ὑπὸ τῶν οὐσιωδῶν διαφορῶν οἱονεὶ μορφωθεῖσα καὶ εἰδοποιηθεῖσα οὐσία, ἥτις σημαίνει τὸ εἰδικώτατον εἶδος.
Reply
Reply
Ну, так это же просто очередной омоним, коих у Дамаскина навалом.
+++Наверное, для Дамаскина внешний вид равнялся субстанции, сформированной и видообразованной сущностными различиями.+++
Сильно в этом сомневаюсь. Во-первых, не всякая субстанция, сформированная и видообразованная сущностными различиями, обладает внешним видом. Во-вторых, субстанция, обладающая внешним видом, никоим образом им не исчерпывается.
Reply
Leave a comment