Один из византийских философов, Никифор Хумн (1250-1327), написавший специальный трактат «О материи и об идеях», дает подробное объяснение того, каким образом существуют универсалии (идеи, виды, общие понятия). Издатель трактата Л. Бенакис считает этот текст наиболее характерным для иллюстрации воззрений византийцев (
на универсалии )
Так что более правильно сказать, что реально существует только ипостась, которая есть сущность со свойствами, отличающими эту ипостась от других ипостасей того же рода. И вот, когда мы рассматриваем всех людей, мы выделяем их общие качества, т.е. те, которыми все люди сходятся между собой (разумность, телесность, смертность и т.п.) и случайные, т.е. те, которыми люди отличаются друг от друга (цвет кожи, форма головы, рост, вес и т.п.): первые мы называем сущностными качествами, а вторые -- акциденциями. Сущностные качества выявляют сущность человека, которую философы и называют общей сущностью.
Чтобы подчеркнуть связь с источником этой концепции, я и упомянул (вслед за Бенакисом) о "первой" и "второй" сущностях Аристотеля.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment