Leave a comment

Comments 85

horhe_new September 22 2009, 09:18:22 UTC
В свое время С. Говорун (ныне - о. Кирилл) готовил объемную статью с критикой персонал. подхода в патристике, весьма недурную ...
О послед. ее публик. мне ничего неизвестно - видимо, он ее так и не опубликовал.
Но у народа и она есть ...
Вы с ней знакомились?

Reply

mondios September 22 2009, 09:59:44 UTC
Странно это слышать, поскольку когда я его знал (когда мы в Греции учились, он - в Афинах, а я в Патрах), он был восторженным почитателем Яннараса. Даже переводил его Толкование на "Песнь Песней"... Хотя позже, получается, он все-таки сменил курс? ...
А вообще хотелось бы почитать эту статью. Поскольку у Вас связи, не могли бы достать? :))

Reply

alexandrg September 22 2009, 10:07:24 UTC
+++Странно это слышать, поскольку когда я его знал (когда мы в Греции учились, он - в Афинах, а я в Патрах), он был восторженным почитателем Яннараса+++

Был, да сплыл. :)

Reply

mondios September 22 2009, 13:05:39 UTC
Прочитал. Отличная статья. Общее направление исследовния очень созвучно тому подходу, который и я стремлюсь применять. Жаль только, что очень краткая.

Reply


romanr November 11 2009, 08:24:00 UTC
И все-таки Вы совсем отрицаете, что личностью можно называть ипостась, или есть какие-то условия, когда такое отождествление становится возможным?
Что Вы скажете об этой статье: http://www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=755&art_id=3989 ? На мой взгляд довольно разумный подход.

Reply

mondios November 11 2009, 14:00:34 UTC
Как показал в своей статье Шичалин, отождествление личности и ипостаси -- не совсем понятное дело. но допустимое в разговорном контексте (когда мы подразумеваем ипостась и только). Но в персонализме речь идет о совершенно специфическом понятии Я"личности", которое зависит от традиции западной философии (Спиноза - Кант - Бубер - Бергсон). Поэтому при богословском обсуждении следует определиться, какой смысл мы вкладываем. против "обычного" смысла как раз выступает персонализм как движение. Спасибо за ссылку на статью. Она мне показалась довольно путаной. С самого начал автор неверно определяет терминологические установки. Ошибка, например. в том, что на латыни substantia - это ипостась. Но на самом деле на латынь этим словом переводилось слово "сущность". ну и потом, автор путается в первом же параграфе с тем, что он обсуждает и что собирается рассмотреть. Например, он рассматривает свойства и сущность в контексте кантианского менталитеа (когда они отделены и сущность - это неизвестное Х). но во времена античности ничего подобного не ( ... )

Reply

romanr November 11 2009, 16:59:21 UTC
Всегда ли субстанция переводилась как ипостась или такой однозначный перевод был принят лишь после окончательного установления троичной терминологии на Востоке и Западе в 4-ом веке? Ведь известно, что ипостась и сущность до этого были почти синонимами. Так Х. Армстронг пишет, что "субстанция для Аристотеля - это всегда единичная вещь, а никоим образом не общая, как платоновсая Идея ( ... )

Reply

mondios November 11 2009, 17:10:05 UTC
1. Перевод словом субстанция слова сущность утвердился, насколько я помню, со времени Боэция. То есть вся магистральная линия западной философии, говоря субстанция, подразумевала сущность. Ипостась переводилось как субсистенция, и ли употреблялось слово персона. Поскольку автор с самого начала в этом путается, то как-то с недоверием относишься к его изложению.

2. Но автор как раз и говорит о временах античности. В самом начале он обсуждает, как там было с сущностью и ипостатью (первая сущность), пытаясь показать, что концепция ипостаси как свойства+сущность имела проблемы. Но это совсем не так.

3. Мне кажется, это не очень серьезная мысль. У геков например, когда говорят "атомон" (индивид) имеют в виду личность и т.д. Зачем отделять ипостаси разумные от ипостасей неразумных - не совсем понятно. Разве это как-либо способствует богословскому подходу к святоотеческой мысли. А ведь современное богословие не может игнорировать реалий той эпохи, когда эта святоотеческая мысль вырабатывалась...

Reply


Leave a comment

Up