Почему Зулейха никогда и никому не откроет глаза (исторический анализ).

Apr 22, 2020 21:27





Большинство сограждан, как это ни печально, узнают о прошлом страны из киношной продукции. Реклама донесла «благую весть»: с нами - «Зулейха открывает глаза»! Пронзительно и правдиво сериал поведает не о тяготах крестьян, поднимавших державу после череды войн. Нам снова напомнят о муках уходящей царской России. Но колесо истории проехало по всем... Ненависть мешает разобраться в прошлом и не помогает строить будущее.

Заглянем в книгу Г. Яхиной. Там «родник» вдохновения режиссёра и актёров. Меня интересует лишь историческая точность. Ключ достоверности непросто приложить к роману, где герои одномерно карикатурны, а эпизоды утрируют реальность до сказки. Но я уже влез в «драку»...



Творец-гуманитарий всегда готов на неудобный вопрос отрезать не убиенное «я так вижу». Зачем обществу через столько лет тратиться на очередной косоглазый лубок? Зритель примиряюще: Людские чувства неизменны во времени и пространстве. «Зулейха» - женский роман, а исторический фон - лишь антураж. Может, тогда стоит обойтись без взрывоопасно спорных трактовок? Зачем стране оплачивать воззрения, которые разделяют граждан, лицемерно прикрываясь правильными словами о сплочении и необходимости знать прошлое?»

Необъективность «правды» своей семьи Яхина не скрывает (цитаты далее - курсивом): Для меня ...история... с раскулачиванием, или, как ещё говорили, с раскрестьяниванием, - очень личная… раскулачивание прошла моя бабушка, и я знала об этом с самого детства… Что поймёт внучка 1977 г.р. из обрывков воспоминаний старенькой бабули, появившейся на свет около 1923?

Автор намеренно или по незнанию путает два процесса, разные по смыслу и силе. 1) Везде в мире мелких собственников гонят в пролетарии. 2) В СССР боролись с мироедами-богачами. Её слова это подтверждают: Раскулаченные были отправлены в самые дальние регионы страны, среди которых была и Сибирь. 82% населения (перепись 1926) не забросишь «к чёрту на кулички». Раскрестьянивание засасывало селян на промышленные стройки, изменяя соотношение жителей города и деревни в Союзе.

Раскулачивание - сродни реформе Столыпина. Избыток крестьян при царе выдавливали из европейской части России в необжитую Сибирь. О кулацкой ссылке, как явлении, лучше узнавать от В.Н. Земскова, признанного мирового авторитета по демографической статистике сталинского периода. Или - непосредственно из архивов и документов.

В постановлении Политбюро «О... ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» (30.1.30) читаем: первая категория - контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов тер...актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии. Не перепутайте, к кому применять «высшую меру», а кого «ликвидировать путём заключения».

Бабушка, по словам Яхиной, попала в дальнюю ссылку с родителями. Значит, они шли по второй категории: остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полу-помещиков ...подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края...

Автор придумал не типичный случай для тех и так жёстких времён. Её родичи входили в небольшую группу кулаков, раз их выселили за пределы своего края… Земсков в книге «Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960» даёт данные и детали.

Расскажу историю прадедов из Тульской губернии. По словам предков они костерили «по чём зря» Советы. Один имел сеялку (веялку) и его должны были выслать. Но прабабушка, простая крестьянка, успела (что важно далее в анализе!) дойти до Калинина и добилась отмены приговора. Чем не духоподъёмный очерк о кулацкой ссылке?

Яхина заявляет: я...не фиксировала... её воспоминания… поняла, что это совсем немного, и принялась читать материалы по теме, мемуары. А как ещё редкие обрывки превратить в обличительную историю раскулачивания татарки, которая живёт где-то в Сибири. Сага Яхиной - невероятна, потому что: Кулаки, отнесенные к третьей категории, как правило, переселялись внутри области или края... не направлялись на спецпоселение.

Нам не обойти два вопроса, которые замалчивает либеральная критика сталинского «террора».

Первый: доказана ли законом вина и соответствует ли она жёсткости наказания? Преступление установлено судом, хотя сейчас повод может казаться смехотворным, а репрессии чрезмерными. Не стоит наши понятия натягивать, как сову, на времена, где действовали люди, закалённые Гражданской и мировой войнами. Наказание в истории постепенно теряет суровость, а поводы меняются.

Второй вопрос: почему наказывали родственников осуждённых? Даже сегодня в диаспорах верховодят кланы и кровная месть. Сто лет назад они пронизывали людские отношения. Сын считал себя обязанным мстить за отца. Мир меняется. Такое поведение кажется нам диким и архаичным. А тогда власть считалась с реалиями...

Мы вынуждены строить предположения. Раз, бабуля поехала вместе с родителями в сибирскую ссылку, то, вероятно, они были очень богаты. Может, и отец боролся с советской властью, о чём автор умолчал. По тем законам вина установлена и категория кулака - тоже.

Кто сегодня будет утверждать, что родственник «посажен ни за что», если он убил полицейского, готовил переворот или скрыл разработку теракта? Мне возразят: не надо фантазировать. Но я лишь иду вслед чужим сочинениям на историческую тему. Потомки «невинных жертв» не педалируют, что в ссылку отправили «лишь» преступивших закон...

Эпопея раскулаченной татарки - неправдоподобна для мусульманского мира. Там женщина слабо самостоятельна. В Чечне тех лет их убеждали носить верхнюю зимнюю одежду, чтобы выходить из дома. Поэтому главная героиня вряд ли могла быть сама кулаком.

Муртаза, погибший муж Зулейхи, по описанию не тянет на вторую категорию закона 1930 года, даже если его и собирались раскулачить. Почему подневольную мусульманку, вместо него гонят по каторжному маршруту в Сибирь, - великая тайна завязки романа.

В жизни случается невероятное. Нам внушают, что искусство призвано открывать читателю главные приметы времени, а не его случайные выверты. Зачем громоздить абстрактно возможное, закрутив водоворот одномерных героев (в стиле «трус, балбес, бывалый»). Посмеяться?

В кулацкой ссылке (!) встретились 29 человек: ленинградцы, русские, татары, чуваши, мордвины, марийка, хохол, грузинка и выживший из ума немец со звонким вычурным именем Вольф Карлович Лейбе. Одним словом, - полнейшая… фэнтези... К тому же, автор уложила в прокрустово ложе сталинских декораций нынешние нравы, изрядно сдобренные сексом и садомазохизмом.

Человек верит в любые химеры. Так двигают окна Овертона. Каждая деталь сюжета антисоветски преувеличена. Всё вместе укладывает на подкорку нездоровый и, главное, лживый срез эпохи. Судите сами.

Семейное «счастье» накрыло 15-летнюю Зулейху задолго до прихода советской власти (1915 год). 30-летний муж привёл её в дом, где рулила 85-летняя Упыриха. Так девочка про себя называла свекровь. Выбранные автором детали долгого замужества и быта кулацкого (!) хозяйства удивили меня и возмутили татарскую общественность.

Зулейха потеряла всех (?!) четырёх дочерей. По тем временам высокая детская смертность бедноты - обыденность (бог дал - бог взял). Но автор «кошмарит» зрителя мраком зажиточного бытия. Жена богача подворовывала еду. С мужем в пургу запасалась дровами, выбиваясь из сил. Даже справное хозяйство не представить без заготовленных на зиму заранее поленниц. Может, героиня обреталась не в деревне, а между концлагерем и адом? Яхина смело малюет детали одна другой забористее и гаже. О них тоже поведала бабуля? Каждый эпизод - гротеск и эпатаж.

«Ужасы» противоречат скороговоркой обозначенному достатку: два дома, соединённых холодными пристройками, лошади, мукомолка, корова… Но «невинный» хозяин делал схроны при всех властях от царской до советской...

Внезапно сюжет ускоряется. Зима 1930 года. У татарской крестьянки Зулейхи убивают мужа… Описание искажает событие. Муртаза сам с топором напал на главу отряда ГПУ Игнатова. Эпизод абсурден: только больной лезет на вооружённых представителей власти без причины. Их не обвинить даже в превышении самообороны... Мужа остановили выстрелом. Тяжело раненный умер на руках жены, а не в тюрьме...

Щербакова из «Мемориала», причёсывая сценарий, явно знакомила Яхину с официальными документами. Но завязка сюжета опережает дату (30.01.1930) постановления «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств…» 1 марта эшелон ссыльных из Казани уже ушёл на восток. Маховик власти до глубинки Татарии докатиться так быстро не мог. Вспомните историю раскулачивания моего прадеда.

Чрезмерный размах репрессий в стране уже 2 марта тормозила статья «Головокружение от успехов». 15 марта вышло постановление «…о перегибах на местах…», осуждавшее методы не подготовленной коллективизации. Как автору втиснуть в краткий промежуток времени трагедию героини? Зулейха должна проскочить маршрут Юлбаш - Казань - Красноярск - Семрук.

Рядом с хронологической присутствует и смысловая натяжка. Сюжет спешит и потому, что в мае 1931 года вышел документ, закрывающий случай Зулейхи: семьи кулаков, не имеющие трудоспособных мужчин, выселению не подлежат.

Спешку списывают на бесконечные разборки и неразбериху в ГПУ. Зачем фантазировать там, где Земсков прямо пишет о кулацкой ссылке 30-х годов: Существовал предельно прагматический взгляд на выселяемых кулаков как на... рабсилу в районах нового хозяйственного освоения… Спецколонизация осуществлялась на редкость бесчеловечно. Но дело - не в строе, а во времени. О не менее жутких перегибах царской реформы заселения Сибири чётко говорят устойчивые выражения столыпинский галстук и вагон.

30.09.30 рапортует родственник известного актёра зам. НКВД РСФСР Е.Г. Ширвиндт: «...хозорганы ...даже не приступили к выполнению ...постановления. Особенно остро стоит вопрос с жилищами. Переселенные со своими семьями в Северный край, Сибирь и на Уральский Север кулаки ...не обеспечены... хотя находятся на работах... с марта - апреля т. г. Большинство... проживает под открытым небом. С наступлением осенне-зимнего периода положение становится угрожающим...

Отметим, что не всесильный НКВД начал спецколонизацию. Работа улучшилась с передачей ему контроля. Так часто бывало в сталинское время. Жестокая эпоха не совсем горячей гражданской войны плавно перетекала в подготовку к новой мировой…

Статистика Земскова по спецпоселенцам из Татарии в 1930-31 г. - всего 9424 семьи, из них: на Урал - 7810 и в Дальневосточный край - 1614. Красноярский край, место ссылки бабушки - вне цифр? Или Яхина лукавит: по этому маршруту гнали многих раскулаченных. Если и гнали большинство репрессированных из ТаССР, то на промышленные стройки Урала. Путь - значительно короче. На нём трудно утопить в водах Ангары баржу с сидельцами, которую либералы таскают из фильма в фильм.

Сегодня работы историков о высылке 30-40х страдают анахронизмом. Обвинять советскую власть в тяготах жизни трудпосёлков, нехватке медиков и лекарств, школ и учителей? Так было во всём мире! И на «воле» в юном СССР решение этих вопросов - в будущем. Лучше кликушам объяснить парадокс: средняя продолжительность жизни в том Союзе вопреки всему подросла до 38 лет с царских 32-х!

А фантазёрка Яхина «реалистично и жизненно» заливает о «страсти всё поглощающей любви» преклонной Зулейхи, к 35 годам родившей 5 детей, и начальника посёлка. Хотя ему по тексту активно доступны все прибывающие покладистые молодухи…

Второй по значению персонаж Игнатов - не менее сказочен. ГПУшник из Казани мотается во главе отряда по районам, репрессируя кулацкий элемент. По тем временам странно за 16 лет службы иметь командиру звание - младший лейтенант. Автор для фабулы отправляет Ивана с конвоем спецпоселенцев по «железке» в должности начальника поезда! Лишь женская фантазия способна запулить в глушь сибирской тайги Игнатова в летней городской одежде. Как возник разношёрстный отряд со всех концов страны? Апофигей мифа - ссылка офицера казанского ГПУ без суда и следствия. Он оставлен умирать в землянке вместе с поднадзорными…

Череда событий невероятна. Никто не отдаст справляющегося с делом «спеца» на сторону. Но «бразильские» сериалы об ужасах сталинского террора кажут и не такое. Сотрудника органов без ареста превращают в ЗэКа. Он чудом выживает в кампании «деклассированных элементов», уголовников и питерских интеллигентов (?)...

Авторша горазда на неисторичные выдумки. Мельком измазаны отношения Советов с мусульманской религией и переиначены судьбы детей спецпоселенцев. Большевики заигрывали с мусульманством долго и не бесчестили мечети, как это происходит в романе. Дети, родившиеся в ссылке, уже допускались на общих основаниях в ВУЗы постановлением «О школах в трудпосёлках» от 15.12.1935.

Жизнь подкидывала и вовсе забавные ситуации. Местные органы НКВД неоднократно уведомляли администрацию... и профкомы... предприятий и строек..., что не следует ударникам из числа трудпоселенцев выдавать путевок на курорты... Крыма и Кавказа... поощрять... иным способом, который не повлек бы... выезд во время отпуска за пределы района...

Первые освобождения из ссылки передовиков производства состоялись в 1932 году, что противоречит всему идеологическому каркасу романа.

... актом, реализация которого стала впоследствии одним из... каналов ликвидации «кулацкой ссылки», было постановление СНК СССР от 22 октября 1938 г. "О выдаче паспортов детям спецпереселенцев и ссыльных"…

С начала Великой Отечественной войны поток заявлений об освобождении из трудссылки сильно сократился, а от некоторых ранее освобожденных трудпоселенцев стали поступать заявления с просьбой разрешить вернуться в трудпоселок и снова встать на учет трудпоселений. Это и понятно: статус трудпоселенца спасал от военной службы и отправки на фронт.

Череда постановлений говорит о том, что власть постоянно расширяла свободы граждан, или, если кому то ближе другая формулировка, - «отпускала удавку на шее народа».

Когда-то антисоветчина приходила с Запада. Но с годами негативные мифы про СССР стали «забавой» творческой интеллигенции РФ. Вода камень точит и гробит представления народа о своём прошлом.

Если вглядеться в судьбы основных персонажей, то увидишь, как им в чём-то повезло. Зулейха родила мальчика, вырвалась из «концлагеря». Её сын стал тем и узнал то, что никак не получил бы в Юлбаше, даже случайно выжив без чудо доктора. Медик вылечил шизофрению «стрессоукалыванием». Урка стал НКВДшником и сам вернулся в посёлок.

Забыл сказать. Девочка 7-и лет выдержала невыносимую дорогу и выжила в первую зиму. Через 16 лет вернулась в родные места, выучив русский язык. Вопреки или благодаря сталинскому «ужосу» она стала учительницей. На закате своей жизни рассказала свою правду внучке. Сказания потрясли чувствительную даму и через много лет подвигли к написанию обличающе-очерняющего опус. Посему гражданка Яхина не виновата. Просто, время сегодня такое…

кино, спецпоселения, манипуляции в истории, Зулейха, Яхина, кулаки, репрессии, ссылка, сериал Зулейха

Previous post Next post
Up