На прошлой неделе в студии Smash в Нью-Йорке звукоинженер Брэд Сандберг, многие годы работавший с Майклом, провел два семинара под названием «В студии с Майклом Джексоном». Ниже приведены некоторые подробностей этих семинаров. Автор статьи, Дэмиен Шилдс, надеется, что его рассказ достаточно полно передаст впечатления участников и побудит других поклонников посетить последующие сессии.
Брэду Сандбергу повезло: он видел гения своими собственными глазами. На протяжении 18 лет, с 1985 по 2002 год Сандберг близко работал с Королем поп-музыки, в том числе над четырьмя альбомами, многими видеоклипами, ремиксами и даже проектами на ранчо Джексона, Неверленд.
Перед началом семинара Брэд знакомится с группой, пожимая всем руки под саундтрек из классических вещей Майкла Джексона. Затем все записываются, получают свои кружки с лейблом «В студии с Майклом Джексоном», рюкзаки и бутылки воды. По понятным причинам телефоны, камеры и записывающие устройства требуют сдать. Как только с этим покончено, наступает время лекции: лекции о Майкле.
Брэд открывает семинар коротким вступлением о себе и своей карьере. «Он отличный рассказчик», - говорит один из участников семинара. Вместо того чтобы читать по бумажке или следовать сценарию, Брэд избирает более простую и непринужденную манеру разговора. Первым делом он объясняет: «Я обычный технарь. Я просто оказался в нужном месте в нужное время».. Брэд рассказывает, что начинал работать в студии в роли мальчика на побегушках - приносил команде бутерброды и кофе.
Затем он представляет свою дочь, Аманду, которая работает за звуковым пультом и компьютером, где у нее заготовлены аудио- и видеозаписи. Они добродушно подшучивают друг над другом. Брэд постоянно просит ее показать следующий захватывающий клип, который припасен у него для слушателей. Она же следит, чтобы отец не отклонялся от темы и успел рассказать все истории, показать все видео и поставить все записи за отведенные на семинар четыре часа. В итоге им это так и не удается, хотя семинар затягивается дольше плана. Брэд постоянно вставляет: «Я только расскажу об этом эпизоде на 30 секунд…» У него их так много!
Атмосфера в студии была потрясающей. Посетителей усадили перед большим экраном, на котором транслировались фото и видео. Владельцам VIP-билетов разрешили прийти в студию пораньше и занять первые ряды. После семинара они могли провести с Брэдом дополнительный час: задать вопросы, узнать больше историй и даже отведать любимой еды Майкла.
Поклонники, которых собралось человек сорок, с жадностью ловили каждое слово Брэда. Он принес с собой аналоговый 14-слойный мультитрек к песне “Bad” и на протяжении пятнадцати минут играл с ним, показывая, как Майкл поет отдельные партии ведущего и бэк-вокала. Он выделил отдельно партию духовых и даже гитарную партию Дэвида Уильямса.
«Он создал потрясающий ремикс прямо на наших глазах. Это было невероятно», - вспоминают участники. Поклонники узнали, что быстрые треки, записанные для альбома Bad, были изначально длительностью примерно 9 минут каждый - для альбома их пришлось изрядно сократить. После этого, перед самым выпуском запись еще ускорили на 5-6% - это было сделано, чтобы песни звучали более динамично. В результате в финальной альбомной версии голос Майкла звучит чуть выше, чем в реальности. Брэд проиграл слушателям оригинальные версии, до ускорения - вокал в них кажется более чистым.
Брэд рассказал историю о том, как записывали вступление к “I Just Can’t Stop Loving You”. В голову манекена был встроен микрофон - Брэд показал эту голову слушателям. Для записи вступления Майкл забрался в постель с этим манекеном и наговорил слова голове. Брэду не очень понравился результат, а ди-джеи на радио и в клубах его просто-таки возненавидели, поэтому из следующего тиража альбома вступление убрали.
Майкл был перфекционистом и так не удовлетворился качеством альбома Bad. После начала Bad-тура они стали работать над синглами, радио-версиями и танцевальными ремиксами, и в процессе этого треки альбома постоянно модифицировались. Так что первоначальный тираж Bad, отпечатанный в августе 1987 года отличался от последующих тиражей, появившихся несколько месяцев спустя. Альбом постоянно совершенствовали. В итоге существовало 8 или 9 различных версий альбома, вышедших в тираж.
Брэд проиграл подряд три версии песни “Streetwalker”, которая планировалась для альбома Bad, но потом была заменена на “Another Part Of Me”. Одна версия - выпущенная в Ultimate Collection, две другие - отличные от нее, со зловещим вступлением в стиле ‘Wild West’ и разными импровизациями. Брэд сказал, что, как и Майкл, предпочитал “Streetwalker” вместо “Another Part Of Me”.
После завершения альбома Bad и тура в 1989 году Майкл захотел сменить направление развития своей музыки. Куинси Джонс больше не был продюсером его проектов - вместо этого Майкл разделил эту обязанность между несколькими коллегами, новыми и старыми. Сандберга пригласили работать над новым альбомом в числе старой команды - Брюса Свидена, Билла Ботрелла и Мэтта Форджера. Новеньким был талантливый музыкант Брэд Баксер.
На ранних сессиях в 89-90 гг. Майкл работал с продюсером Брайаном Лореном. Однако по мере развития альбома с Лореном расстались, заменив его продюсером Тедди Райли.
Когда работа над проектом набрала обороты, атмосфера в командах образовалась соперническая. Майкл арендовал сразу три студии: одну возглавлял Билл Боттрелл, одну Брюс Свиден и одну Тедди Райли. Брэд перемещался от Боттрелла к Свидену, но с Райли не работал. Майкл наведывался ко всем троим, часто подстегивая коллег комментариями. “Oh boy they got some smelly jelly going on in there” («Ох, что они там делают в другой студии!»), - говорил он, чтобы никто не расслаблялся. Каждая команда, конечно, хотела видеть СВОИ песни в альбоме.
В карьере Майкла на протяжении большого отрезка времени участвовали члены группы Toto: они внесли свой вклад в Thriller, Bad, Dangerous и даже HIStory. Член группы Стив Поркаро, который до этого написал музыку к песне “Human Nature”, принес трек, который, как он надеялся, попадет в альбом. Новая песня, “For All Time”, к которой Майкл записал демо в 1990 году, была своеобразным ответом на “Human Nature”. Брэд рассказал, как Стив говорил ему: «Брэд, надо протолкнуть эту вещь в альбом!», на что Брэд отвечал: «Если бы у меня была возможность!» Обстановка была такая, как будто выпустить песню в альбоме Майкла Джексона означало стать миллионером (возможно, так оно и было).
Майкл, конечно, любил те песни, которые написал он сам. Они были его детищами. Но если вам удавалось привлечь его внимание, если он влюблялся в вашу песню, то у нее были все шансы попасть в альбом. Майкл знал свои вкусы и знал, что сработает.
Одним из удачливых композиторов, чья песня прошла в альбом, была Саида Гарретт. В 87 году Майкл уже записал ее песню “Man In The Mirror”, написанную в соавторстве с Гленом Баллардом - и это принесло ему хит номер один в горячей сотне Billboard. Для следующего проекта, который со временем получил название Dangerous, Майкл собирался записать трек Саиды и Глена в стиле госпел, под названием “Keep The Faith”. На семинаре Брэд поделился удивительной историей записи трека:
Майклу очень нравилась - “Keep The Faith”, и он с самого начала планировал включить ее в альбом. Он вместе с командой работал над песней очень усердно, потратив много часов на подготовку партий и миксов. Однако на записи финального вокала произошло нечто такое, из-за чего вся песня пошла насмарку: у Майкла надломился голос. Брэд говорит, что такого никогда раньше не происходило. Майкл сам был совершенно обескуражен и расстроен до слез. Тональность песни пришлось понизить, чтобы он смог спеть ее так, как хотел. Все морально поддержали Майкла, и работу начали сначала.
В финальной версии песни, вошедшей в альбом Dangerous, Майкл поет так, будто извиняется перед своей командой и говорит ей «спасибо». Брэд отмечает, что это слышно в его голосе. Он говорит, что Майкл «погнул Dolby» - то есть пел с такой силой, что звуковая система Dolby не выдержала - в момент на 4:07 минуте песни.
Click to view
Брэд рассказал, что Майкл всегда держал в студии обжигающе-горячую, почти кипящую воду Evian для разогрева голосовых связок. Перед сессиями Майкл по два часа распевался со своим тренером по вокалу, Сетом Риггсом. Брэд говорит, что теперь скучает по этим мгновениям более всего - по тем временам, когда он принимал как должное распевки Майкла, гаммы в его исполнении или его круговую лунную походку, пока они над чем-нибудь работали. Пару раз за время семинара у Брэда были слезы на глазах. Хотя они с Майклом были в первую очередь коллегами, Брэд также считал его своим другом. Майкл доверял ему, и это доверие было взаимным.
В студии был полумрак, и Брэд сказал, что это напоминает ему атмосферу, в которой они с Майклом работали когда-то. Иногда Брэд просил приглушить свет совсем, потому что Майкл записывался именно так - с единственной лампой, подсвечивающей пюпитр.
Но порой отсутствие света оборачивалось против них. Например, во время записи демо для “Dangerous” Майкл попытался подвинуть стену позади себя. К несчастью, ножки оказались неустойчивыми, и стена в результате рухнула прямо ему на голову. Этот звук даже слышен в демо-версии песни, выпущенной в сборнике The Ultimate Collection в 2004 году. После этого происшествия Майкл продолжал записываться еще полтора часа. Когда сессия завершилась, Брэд позвонил врачу, который посоветовал обследовать Майкла на предмет сотрясения мозга. Во время сессий Bad и Dangerous охраны с ними почти не было. Рядом с Майклом не оказалось никого, кроме технического персонала, поэтому Брэд сам отвез его в больницу на своей старенькой машине.
Click to view
Во время семинара участникам довелось увидеть бесценные фрагменты волшебства Майкла - вещи, которые никогда не публиковались в фан-сообществе. Одной из таких вещей была двухчасовая аудиозапись совместной сессии, во время которой родилась песня “Give In To Me”. В первом наброске “Give In To Me” была танцевальной песней, драмбит которой был запрограммирован, пока Майкл с гитаристом джемовали, импровизировали и придумывали мелодию. Однако в процессе двухчасовой сессии песня эволюционировала в ту форму, в которой в итоге и была выпущена. Майкл понял, что танцевальным треком ей стать не суждено. Музыка пошла своим путем, и пара в итоге сочинила рок-композицию. Брэд проиграл слушателям отрывки двухчасовой сессии, сократив ее до 12 минут. Мир должен услышать такие вещи, считает он.
Брэд поделился с группой невыпущенным демо под названием “Boots Groove”. «Оно звучало похоже на “Get On The Floor”, - вспоминает один из поклонников. - В нем была такая же басовая партия в стиле Brothers Johnson». Еще один невыпущенный трек, который проиграл Брэд, известен фанатам под именем “Faces”. Поставил он и демо “Don’t Stop Till You Get Enough” , где Майкл исполняет перкуссионную партию на полупустых бутылках. Брэд сказал, что Майкл был «потрясающим перкуссионистом».
В еще одном эксклюзивном десятиминутном видео Майкл и Шон Леннон экспериментируют с музыкальным инструментом терменвокс во время одной из сессий HIStory. Майкл в этой записи - на самом деле большой ребенок: развлекается от всей души, широко раскрыв глаза и хихикая так, как будто у него нет ни единой заботы.
Но, пожалуй, самым драгоценным моментом стала полная видеозапись того, как Майкл поет в студии песню “Childhood” вживую с Нью-Йоркским симфоническим оркестром. «От этого дух захватывает», - поделился поклонник, которому довелось это увидеть. Майкл находится в звуконепроницаемой стеклянной комнате, и дирижер симфонического оркестра дает ему сигналы и подсказки, где вступать. Его вокал просто великолепен. Между трудными фразами Майкл очень интересно «прочищает голос», отвернувшись от микрофона (после, конечно, эти моменты из песни вырезали). Когда оркестр доходит до середины песни: “Have you seen my childhood? Dah dah dah dah dahh dahhhh” - Майкл дирижирует, победно вознося руки, как бы говоря: «Да! Да!» Он обнимает небо и опускается вниз, как ребенок. Видно, что он буквально на седьмом небе от счастья: улыбается во весь рот и выглядит потрясающе. По-настоящему бесценные кадры.
Запись того, как оркестр играет “Earth Song” тоже впечатляет. «Она звучит как Чайковский или Брамс. В ней почти не узнаешь музыку Майкла», - говорит один из поклонников. Также посетители семинара услышали замечательную вокальную тренировку с госпел-хором Андре Крауча для “They Don’t Care About Us”. Встав в кружок, они поют акапелла: “They don’t care, they don’t care. They. Don’t. Care. About us. They. Don’t. Care. About us!”
Во время семинара Брэд извинился за то, сколько бесценных листов с текстами, нотами и записями Майкла он выбросил в мусорную корзину после окончания сессий. Но, говорит он, если бы он дотошно хранил все эти вещи, то назывался бы уже фанатом, а не коллегой. А будь он фанатом, ему не место было бы в одном зале с Брюсом Свиденом, Биллом Ботреллом, Мэттом Форджером, Тедди Райли, Родом Темпертоном и Майклом Джексоном.
«Чем хорош был этот семинар, так это тем, что он проходил в настоящей студии звукозаписи», - рассказывает один из участников. Майкл часто говорил: «Сделай мне больно! Подними громкость до 11-ти» - и именно так Брэд и поступил. Из вежливости он спросил группу, не надо ли сделать тише, но все ответили «нет!» Аудио- и видеозаписи звучали громко и четко. Бас, духовые, струнные - все это слышалось из профессиональных студийных колонок. «Там на самом деле понимаешь строение музыки».
Семинар превзошел все ожидания поклонников. «Это был урок длительностью в четыре часа, и мы готовы были слушать еще и еще. Брэд - настоящий союзник Майкла».
О будущих семинарах Брэда Сандберга можно узнать на его странице
https://www.facebook.com/inthestudiowithmj Источник:
http://www.damienshields.com/in-the-studio-with-michael-jackson-a-must-for-fans-of-the-king-of-pop/ Еще кое-какие заметки от других участников (извиняюсь, некогда объединять все в одну историю):
- Имя “rubba” произошло от слова, которое Майкл часто использовал в студии - оно означало бас (или иногда синтезатор). "We need more rubba" означало «надо добавить басов».
- Майклу нравилась гигиеническая губная помада со вкусом вишни. Однажды Брэд приехал в Неверленд, захватив с собой эту помаду для Майкла, и когда он отдал ее Майклу, тот сказал: «Это самый приятный жест, который кто-либо для меня делал». Брэд ответил: «Да ладно, это всего лишь помада», но Майкл сказал: «Нет, правда. Я очень благодарен». Брэд сказал, что это было очень типично для Майкла - он умел ценить заботу других и был «самым любезным человеком на свете».
- Невыпущенная песня "Faces" предваряется речью Майкла, напоминающей речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта». Майкл произносит вдохновенные слова о том, как изменится мир, после чего начинается песня. Впечатления от поклонницы: «Мне стало грустно, потому что Майкл так отчаянно пытался изменить мир и верил в это, но этого не случилось. В каком-то смысле песня похожа на Earth Song, но она более идеалистическая, тогда как Earth Song содержит более реальный взгляд на вещи».
- Брэд сказал, что студия в Хейвенхерст, где работала «команда Б» (Джон Барнс, Мэтт Форджер и Билл Боттрелл) была ужасной с технической точки зрения - 80% времени в ней что-то налаживали и чинили.
- Брэд сказал, что Майклу вечно было холодно, и он нуждался в кварцевых обогревателях - может быть, тепло шло на пользу его голосу. Обогреватели работали всегда. Также Майкл любил пить горячую воду, которую грели в микроволновке.
- Слушать музыку Майкл любил ГРОМКО - «на уровне громкости реактивного двигателя». Динамики они рвали постоянно.
- Брэд рассказал, что Майкл был очень вежливым и мягким человеком, и если кто-то ему не нравился, он просто исчезал - уходил в свою комнату наверху студии. Команда, которая у них сложилась, состояла из людей, которые сошлись и сработались, и эта комфортная, органичная атмосфера была очень важна. В этой атмосфере и музыка создавалась «органично».
- Брэд сказал, что у Майкла был свой язык (напр, “rubba”, "smelly jelly").
- Он сказал, что у Майкла были длинные костлявые пальцы, и он ими изумительно щелкал - при этом мог делать это вечно, его руки не уставали.
- Про "Streetwalker" он сказал, что Куинси ненавидел эту песню - им с Дилео нравилась "Another Part of Me". Тогда Майкл нанял еще одного инженера (бразильца по имени Умберто) в студию С и поручил ему работу над "Streetwalker". Он намеренно создавал атмосферу соперничества между талантливыми людьми.
- Брэд сказал, что когда песни исполнялись с живыми музыкантами в туре, песни были на 30% быстрее и на 2 тональности ниже, чтобы беречь голос Майкла.
- Когда они были во Флориде, репетировали песни к туру Bad, Майкл записал вступление к TWYMMF (“doooo-do, doooo-do”) в своем номере отеля. Брэд сказал, что рядом с отелем у них был запаркован трейлер со студийным оборудованием, от которого они протянули провода в комнату Майкла.
- Как Брэд охарактеризовал 3 команды в Dangerous:
1) Тедди Райли - «бесконечный поток женщин» (Тедди пришел на смену Брайану Лорену, с которым Майкл на ранних этапах работал над треком, позже превратившимся в Ghosts).
2) Брюс Свиден - «ученый», который «делал все по правилам», очень организованный.
3) Билл Боттрелл - угрюмый, разочаровавшийся в музыкальной индустрии, независимый (Брэд сказал, что Боттрелл и Свиден были полярными противоположностями и терпеть не могли друг друга!). Билл был спонтанным и «хипповым», Брюс, - напротив, очень организованным и последовательным. Брэд сказал, что ему нравилось общаться с Боттреллом.
- Брэд проиграл запись сессии “Give In to Me”: Боттрелл играл на гитаре и работал с Майклом (все это время громко жевавшим жвачку) над созданием песни на протяжении двух часов. Очень интересно было услышать, как мелодия и слова развиваются совместно. В этот момент появилось слово «органично» - по мнению Брэда, это было очень важное понятие в создании музыки. Можно было слышать, как Майкл находит нужные строки, звуки, которые хочет услышать, и как он направляет Билла в отношении гитарных аккордов (похоже на то, как он направлял Майкла Бирдена в This Is It, когда они репетировали вступление к TWYMMF). В этом сегменте стало видно, как много для Майкла значила ИГРА - играть с музыкой, получать удовольствие от творческого процесса.
- Брэд сказал, что Майкл обладал ненасытной любознательностью. Он особенно много спрашивал о Рождестве: какое оно? как можно не открывать подарки до утра?! Майкл говорил, что открыл бы их сразу.
- Брэд рассказал, кто из продюсеров над какими песнями работал: Bill Bottrell - Monkey Business, Black or White, Who Is It, Give In To Me. Bruce Swedien работал над “Time Marches On”, которая потом (после прихода Тедди Райли) превратилась в Jam. Тедди работал над She Drives Me Wild. Брэд сказал, что ему не нравилась эта вещь, потому что у нее не было мелодии, но потом пришел Майкл с вокалом и «набросил мелодию» на песню. Брэд сказал, что песня Black Street превратилась в Best of Joy под руководством Тедди Р.
- Майкл также записал рождественскую песню с детским хором и устроил все так, будто было настоящее Рождество - с елкой, искусственным снегом и т.д. Брэда нарядили Санта-Клаусом. Майкл подарил детям-участникам Gameboy (тогда это еще была редкость). Майкл очень любил фильм «Один дома» и песню "Christmas Star".
- Брэд поговорил о творческих людях и о том, как они часто плохо управляются с механикой. Например, Куинси не водил машину. Майкл водил, но ужасно.
- Брэд рассказал, что в студии всегда была корзина с фруктами, но фрукты из нее ел только Майкл - особенно гранаты. Он рассказал, как Майкл поглощал гранаты - прямо с семечками.
- Брэд показал много фотографий Неверленда в периоды его строительства - было видно, сколько времени и расходов в это было вложено. Например, для карусели пришлось выровнять землю, построить базу, все лошади были раскрашены вручную - у каждой был свой уникальный рисунок на седле и т.п. Маленький поезд заказали из Канзаса - Майкл хотел, чтобы его доставили уже готовым: с огоньками, музыкой и украшениями. Брэд сказал, что обустройство Неверленда было предприятием невиданных масштабов - «проект за проектом». Многие скульптуры создал Дэвид Нордаль. Все на территории со временем расширялось - например, у Майкла был домик на дереве, который позже превратился в «замок». Брэд сказал, что как-то поинтересовался суммой счета за электричество в Неверленде - оказалось 50 тысяч долларов в месяц.
- Брэд рассказал, что Майкл хотел иметь на улице полноценную концертную аудиосистему для музыки - колонки висели на деревьях. Музыка была везде. Но Майкл категорически не хотел ставить собственную музыку в Неверленде (когда Брэд однажды спросил его, почему, Майкл ответил, что «было бы неприлично»). Поэтому играла музыка Диснея, Дебюсси и другая классическая музыка. На карусели играла музыка Дженет и Джо Сатриани.
- Майкл хотел, чтобы когда перед гостями открывались железные богато украшенные ворота в Неверленд, для усиления впечатления играла музыка. Брэд предложил попурри из песен Майкла, но Майкл счел, что это «ужасная мысль». Вместо этого он выбрал произведение "Danny Boy". По мнению Брэда, это был странный выбор, но по просьбе Майкла он установил в колонках оркестровую версию этой песни.
- Сады Неверленда на фотографиях выглядели потрясающе - там была даже выложенная «дорога из желтого кирпича». Поклонница пишет, что глядя на эти фотографии, подумала: таблоиды так усердно доказывали, что Майкл построил Неверленд для завлечения детей, но он и так, сам по себе был интересен детям - для этого ему вовсе не нужно было тратить столько денег и времени на то, чтобы создать этот сказочный мир.
- Еще Брэд упомянул, что Майкл любил смотреть записи того, как девушки теряют сознание на его концертах, поэтому этих съемок всегда было много (не связанно с семинаром Брэда мне вспомнилось, как кто-то рассказывал, что после смерти Майкла управляющие его делами нашли у него видеокассеты с часами и часами этих записей…)
Подробнее о впечатлениях:
http://www.mjjcommunity.com/forum/threads/129004-Brad-Sundberg-seminar-June-29th-Making-Music-With-Michael-Jackson/page2 Одна из участниц выложила рукописный конспект, который у меня уже нет сил переводить, хотя он того стоит, - прочитать его можно тут:
https://plus.google.com/photos/103061113909026320454/albums/5896071565758025217?banner=pwa&authkey=CKrl_rjZ6O3thAE