Тепловозы Ирландии. Убегающий 113-й

Feb 04, 2022 02:50


С этих двух магистральных гаджетов начинается тепловозная история Ирландской республики. Назывались они поначалу 1100 и 1101, а потом, с переходом в 1957 на буквенные обозначения типов, - B113 и B114. Но, по старой ирландской традиции, весь класс этих локомотивов (то есть, все два экземпляра) назвали по номеру первого. Таким образом, сначала это был класс 1100, затем - класс 113.



Тепловоз 113 на территории депо Инчикор, июнь 1996. By The original uploader was Dawgz at English Wikipedia. - Transferred from en.wikipedia to Commons., CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3772424

Вообще, там развивались нешуточные события, и всё могло пойти иначе. В 1946 году CIÉ (главная транспортная организация Ирландии) заказала британской компании Brush два магистральных и пять маневровых тепловозов. Однако по целому ряду причин (на заводах компании не хватало дизайнеров и случались перебои с поставкой материалов, таки да) контракт не состоялся, и руководство железных дорог Ирландии решило действовать своими силами: перенаправило заказ в дизайнерское бюро вагоностроительного завода Инчикор в Ирландии.

Известно имя дизайнера, под руководством которого шла работа над чертежами новых машин: J.J. Johnson. Было сделано немало вариантов, из которых, собственно и выбрали будущую модель.

Обтекаемый, с дизайном, чем-то напоминающим американские «стримлайнеры», новый тепловоз выглядел вполне современно и даже футуристично. В качестве силовой установки выбрали двигатель Sulzer 6LDA28 мощностью 915 л.с. Вообще, «Зульцеры» - это целая эпоха в дизелизации железных дорог, этими двигателями оснащались многие знаковые тепловозы Великобритании, Ирландии и других стран.



Два тепловоза серии, соединённые по СМЕ с грузовым поездом. Из брошюры AEI, производителя оборудования для тепловозов. 1960-е. Из коллекции Дэвида Хиллса. Источник: https://www.derbysulzers.com/cie.html

Первый тепловоз, собственно, 113-й, был выпущен в январе 1950, второй, 114-й, в октябре 1951. Назывались они тогда, соответственно, 1100 и 1101.



На регулярных линиях 1100-й, окрашенный в зелёный «пассажирский» цвет катался с апреля 1950, работая с пассажирскими, почтовыми и грузовыми поездами. Предполагалась работа двух сцеплённых локомотивов по системе многих единиц, но на практике такое случалось редко. Из-за не самой удачной конструкции тележек управляемость в общем и целом оставляла желать. И хотя на следующем экземпляре (1101) в конструкцию внесли усовершенствования, это мало способствовало улучшению ходовых качеств. Вообще, это был в некотором роде «полукустарный» и «сырой» вариант локомотива, с тесными холодными кабинами, неудобным расположением органов управления. Да и откидные сиденья, закреплённые болтами на переборках кабины, комфорта не добавляли.



Тепловозы 1100 и 1101 и маневровый тепловоз 1000 в депо Инчикор. 2 мая 1952. Из коллекции Дэвида Хиллса. Источник: https://www.derbysulzers.com/cie.html

А вот с точки зрения дизайна машина выглядела вполне удачно, хотя и не без некоторых шероховатостей. В ней угадывались возможные лоск и стильность, которые, доведи создатели этот тепловоз до ума - проявились бы в полной мере! Но видимо, это считались излишним в Ирландии середины XX века, если принять во внимание весьма скромные экономические условия страны в то время. Хотя идея была очень интересная, и при желании и возможностях получился бы невероятно удачный тепловоз. В меру мощный и быстроходный, не слишком больших габаритов, в духе волнующего стиля пятидесятых, с чем-то безошибочно «ирландским» в своём обличье. В целом он таким и выглядел, но внушительный набор мелких недоработок заметно снижал впечатление.

В конце 1960-х годов, с появлением более новых типов тепловозов, например, Metrovick Type A и других, «сто тринадцатые» работали в основном на местных линиях в окрестностях Дублина, лишь изредка выходя на главные направления. Это было интереснейшее время, когда в Ирландии можно было встретить все 60 «Метровиков» класса 001, 34 «Метровика» класса 201 и все 12 «Зульцеров» класса 101. Правда, имелись уже и другие, не столь удачные - но тоже в полном составе. А в общем, тот период запомнился хотя и как кратковременный, но всё-таки расцвет дизельных локомотивов Ирландии. Среди которых можно было запросто встретить и «сто тринадцатый».



Тепловоз 1100 на станции Корк, июнь 1955. Вагоны древние, обновление парка тогда только начиналось. ИЗ коллекции Дэвида Хиллса. Источник: https://www.derbysulzers.com/cie.html

Характер у тепловоза был весьма необычный, и время от времени он его нахально демонстрировал. Дело в том, что специфичнейшим косяком технического свойства оказалось очень странное поведение тормозов. Они отказывали всегда внезапно и без видимых причин, как во время движения, так и во время остановки, когда тепловоз самопроизвольно трогался с места. Даже специальные покатушки с инженерами-механиками ничего не решили. Иногда дефективные узлы начинают работать хотя бы в присутствии специалистов: но это был не тот случай. Правда, и выход находился порою довольно быстро - тормоза через пару минут сами начинали работать. В ряде случаев прибегали к «ручнику».

А вообще, об интересном свойстве тепловозов скоро знали уже почти все железнодорожники, включая стрелочников. Они были, видимо, готовы к подобным поворотам. Есть даже подробное описание случая, произошедшего 28 августа 1971 - тогда B114 (второй тепловоз серии) решил «убежать» вместе с целым грузовым составом.  Машинисту оставалось лишь выпрыгнуть из кабины, пока скорость была невысокой. Реакция стрелочников была молниеносной: они быстро направили поезд на пустую соседнюю ветку с восходящим уклоном, на котором поезд благополучно остановился. 113-й тоже проявил себя сполна - во время присоединения воздушной тормозной магистрали к составу неожиданно «потерял» весь воздух и убежал. От вероятного столкновения снова спасли стрелочники, направив поезд на запасную петлю.

И между прочим. Кто там до сих пор винит стрелочников? А им бы спасибо сказать!

В октябре 1974 году произошло чудо: на «сто тринадцатом» наконец-то наладили тормоза. Оказалось, всё дело было в заслонках воздушных трубок, ведущих к тормозным цилиндрам. Спустя пару месяцев аналогичный ремонт проделали на «сто четырнадцатом». Гениальность затеи была в том, что это всё оказалось практически ненужным, поскольку «сто четырнадцатый» уже не выходил на линии, а «сто тринадцатый» поработал совсем немного, завершив карьеру 7 января 1975. Ну, хотя бы уже не убегал без надобности, и на том спасибо.



"Сто тринадцатый" в Музее фольклора и транспорта Ольстера. 2014. Он и сейчас находится там. By Milepost98 - Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=50260361

Благодаря уже воспетой в предыдущих сюжетах способности беречь поезда, которое проявляло руководство железных дорог Ирландии (здесь вы должны почувствовать редкостный сарказм), «сто четырнадцатый» до наших дней не сохранился. Но к счастью, «сто тринадцатый» вполне себе уцелел. В 1990-е годы был выполнен косметический ремонт, и тепловоз передали Обществу охраны железных дорог Ирландии - RPSI на станцию Уайтхед в графстве Антрим. Позднее 113-й перебрался в Музей фольклора и транспорта Ольстера, где любой желающий может на него посмотреть. В перспективе, возможно, ремонт дизеля и ходовой части, а также восстановление некоторых внешних деталей, поскольку габаритные огни, например, на нынешний момент утеряны.

На самом деле, эти два тепловоза составили целую эпоху в истории дизелизации рельсовых магистралей Ирландии. Будучи столь малочисленной серией, технически не самые совершенные, но с очень оригинальным дизайном, они словно символизируют времена обновления, переход от старого «парового» мира - к тому, что до сих пор воспринимается как современность: к дизельным временам второй половины XX века. А история этих времён, пускай и с другими тепловозами, продолжается и поныне.

Автор выражает благодарность Дэвиду Хиллсу (David Hills) за уникальные фотоматериалы и ценнейшую информацию по теме.

https://www.derbysulzers.com/cie.html

© Митя Просин

Протвино, 5 февраля 2022

Читайте также:

Тепловозы Ирландии. Предисловие. Много фоток

Тепловозы Ирландии. «Метровик» Тип А. Много фото и уникальные видеозаписи

современность, дизель, кельты, жд, тепловозы, увлечения, творчество, поезда, ирландцы, эстетика, шестидесятые, техника, style, творческое, железные дороги, красота, Ирландия, стиль, интересно, тепловозы Ирландии, про хорошее, пятидесятые, Эйре, культура, текст, поезд, ЖД

Previous post Next post
Up