Анзер, рассказы о жизни, мыс Колгуев, олени

Dec 31, 2007 01:07

Мыс Колгуев на Анзере, его восточная оконечность. В 1975 году я побывал там вместе со стройотрядом, когда мы тушили пожар. И, когда в 90-е мы работали в Троицкой, вполне естественным было стремление вновь оказаться там. Но от Троицкой до Колгуева топать через весь остров километров 12 по прямой, а с учетом непрямых дорог да и бездорожья существенно поболее. И вот в один из воскресных дней мы с женой и детьми отправились в путь. Прошли мимо Голгофы, далее в Капорскую, а потом вдоль южного побережья на восток. Миновали городок Петра, а потом дорога, как я помню, кончилась, шли по песчаному берегу, а это ой как непросто. В общем, чувствую, что не добраться нам в этот раз, но как-то жалко поворачивать назад просто так. И тут на помощь пришел случай.

На Анзер, не знаю точно когда, вроде в 80-е годы, завезли оленей, они хорошо прижились, и в середине 90-х стадо было в сто голов, а, может, и более. Они как раз все обитали в восточной части Анзера, и часто ребята приносили оттуда оленьи рога. И так и я, нашел буквально в 10 метрах от моря рога, да не просто рога, сброшенные оленями в соответствующий период жизни, а рога вместе с черепом. Вот на фотографии мы сидим на берегу вместе с находкой.


Ну, с такой находкой идти дальше было тяжело, и мы со спокойной совестью повернули назад. Потом на обратной дороге до Москвы мы с ними намаялись, ведь они с черепом-то вместе довольно разлапистые. С Соловков мы в тот год возвращались через Беломорск, группой человек в 10, поезд там стоит всего две минуты, у нас билеты в один вагон, да еще я с рогами. Залезал в вагон последним, с рогами еле проходил по вагонному коридору. И в Москве пошли с вокзала пешком на Садовое кольцо и добирались на троллейбусе, благо рано утром народу никого. Зато теперь висят они в прихожей московской квартиры.
Но я отвлекся, продолжаю. После этого похода стало понятно, что на Колгуев надо идти целеустремленно, без пауз и длительных остановок. И в очередной выходной поступили так: пришли все вместе в Кирилловскую, чуть посидели, и потом мы вдвоем с младшим сыном (остальные отказались) отправились уже вдоль северного побережья к Колгуеву. Никакой дороги там нет, но нет ни леса ни болот, тундра, идется легко. По дороге встретилось какое-то озеро.


Геодезический знак.


И вот Колгуев.



На сам мыс выходить не стали, просто побродили. Никаких следов пожара двадцатилетней давности, никакой прокопанной нами канавки. Но место ночевки я определил точно, взгорочек на южном побережье. И назад мы пошли уже по южному берегу.
Но на этом приключения не кончились. Идем по берегу, и вдруг впереди замечаем пару оленей, которые, услышав нас, направляются вглубь острова.


Мы за ними, и видим вдали большое оленье стадо, которое начинает уходить от нас. Мы стараемся подобраться поближе, чтобы сфотографировать, а они продолжают удаляться. И вдруг олени остановились. Присмотрелся я повнимательнее, а впереди стоит олень, вроде небольшой, но рога на голове гигантские. Стоит и смотрит на нас, чую, что-то недоброе замышляет. Мы остановились, и тут вожак направляется в нашу сторону, и все стадо за ним.


Понимаю, что надо бежать, и мы позорно бежим к берегу моря и дальше. К счастью, они за нами не погнались, и мы спокойно добрались до дома.
С тех пор на Колгуев я больше не ходил - далековато будет.
Следующая история…

Анзер, 1995

Previous post Next post
Up