Paris en chansons

Aug 12, 2012 21:52

"Париж в песнях" - выставка, на которой я был дважды (ибо это непосредственно связано с моими штудиями): в апреле и в последний день ее работы, в июле. О ней сейчас много говорят и даже устроили вокруг нее серию концертов и докладов; в частности, в Исторической библиотеке, где я бывал два раза и беседовал по окончании с докладчиками.

В основе выставки - материал из 2800 песен о Париже. Надо сказать, что тема Парижа начинает активно звучать в песне со времен Революции, и экспонаты выставки в основном относятся к XIX-XX вв. Чтобы определить для себя некие рамки и не перегружать выставку, организаторы нарочно обошли вниманием нефранкофонные песни и песни, посвященные историческим событиям (как отдельный жанр).

Прежде всего, на выставке представлен аудиоматериал, то есть песни, которые можно слушать в наушниках. При этом несколько песен (это в т.ч. Рено, Ален Сушон, Джо Дассен с La Complainte de l’heure de pointe) звучат и из динамиков, но если надеть наушники, то их практически не слышно. Для "приватного" прослушивания служит аппарат, напоминающий телефонный. На нем висят две пары наушников - но слушать с кем-то одновременно, естественно, неудобно: ты хочешь что-то промотать, а делать это самостоятельно невежливо. Или наоборот, слушающий с тобой проматывает то, что ты хочешь послушать.

В этих аудиоподборках, организованных по тематическому принципу (например, "Париж и плохая экология") представлен материал от самых ранних граммофонных записей начала прошлого века до таких современных аристов, как Julien Doré, Mano Solo, Camille. Приходится по двадцать с лишним песен на диск, то есть фактически под завязку. Когда я был на выставке три месяца назад, то было видно, как внутри аппарата крутятся болванки Verbatim и Sony. Я подумал, что предпочел бы нейтральные белые болванки, это было бы приличнее. А когда я пришел туда во второй раз, организаторы уже закрыли прозрачное окошко аппарата кругляшом с логотипом выставки - очень правильное решение.

Естественно, я не слушал всего (правда, знакомых песен всё равно было большинство), а во второй раз к наушникам было вообще не пробиться (последний день). Но из того, что я услышал впервые, мне понравилась песня For Lena в исполнении ансамбля les Double Six (на музыку Квинси Джонса). Ну, и еще версия знаменитой песни Paris à cinq heures du matin Марк-Антуана Дезожье: текст 1802 года на уже существующий мотив, исполняет какой-то мужской дуэт начала 1950-х.

Вдобавок к этому есть много видеоматериалов: главным образом отрывки из телепередач, которые можно смотреть на экранах. К экранам тоже прикреплены наушники. Тексты некоторых песен (видимо, организаторы считают их ключевыми для иллюстрации той или иной темы, связанной с Парижем) напечатаны на вертикальных полотнищах. Есть там и такая замечательная вещь, как песня 1919 г. Elle fait des trous, похоже, вдохновившая Генсбура на создание одной из самых знаменитых его песен. Сюжет такой: ухажер мечтает превратиться в билетик, чтобы его коцала прекрасная контролерша. Разгневанный муж оной (по совместительству начальник станции) обещает проделать дырки в заднице горе-ухажера, но тот ответствует, что у него уже есть одна функциональная, и сматывается.

Кроме аудио и видео на выставке присутствует множество других экспонатов - и посетителю можно, в общем, ограничиться только ими. Это афиши, ноты и тексты песен, сборники, пластинки, фотографии парижских кварталов (работы Эжена Атже и др.), знаменитых певцов. Интересно рассматривать старинные планы Парижа - наблюдать, что исчезло с тех пор, и как расширились его границы. В отделе, посвященном парижскому транспорту, выставлен план метро 1910 г. Меня удивило, что уже в то время 4-я линия (одна из наиболее мне знакомых) имела те же конечные станции, что сегодня, и вообще там мало что изменилось. В том же зале коллекция билетов на метро, пробитых компостером - от самого первого, 1900, до конца 50-х; их с полторы сотни на ватманском листе под стеклом.

Самые своеобразные экспонаты - платье, туфли, перчатки и сценическая маска Мистенгетт. По богатству - ничего особенного, блестяшки, только на туфлях много камешков.

Отдельный закуток посвящен Аристиду Брюану. Присутствует там и знаменитая афиша работы его друга Тулуз-Лотрека, которую знают даже те, кто не знает, кто такой Брюан. Среди других экспонатов автографы Брюана, где он красивым почерком переписывает тексты своих песен, приклеивая туда же открытки с рисунками Стейнлена; предвыборная агитационная афиша с депутатскими обещаниями опять же в форме песни (Брюан баллотировался в депутаты от Бельвиля и набрал смехотворное количество голосов). Также на стене висит огромного формата реклама его первого романа Les Bas-fonds de Paris, в стиле Эжена Сю.



Другой отдел выставки посвящен трем кварталам, прославленным в песнях: это Монмартр (во времена Belle Epoque), Пигаль в довоенное время, Сен-Жермен-де Пре в 50-е - 60-е. В этом зале есть особенно интересные фотографии. Жюльетт Греко (между прочим, именно под ее патронажем проводится эта выставка) сидит с ногами на барной стойке в мальчуковой одежде: по ее собственному признанию, в начале карьеры у нее не хватало денег на шмотки, и она занимала предметы одежды у знакомых юношей, так что вскоре это вылилось в моду. Она же красивая на фоне колокольни Сен-Жермен-де-Пре, фото работы Дуано большого формата. Или еще: Франсуаз Арди (ком тужур, миниюбка и длинные ноги) сидит на стуле на Марсовом поле на фоне Эйфелевой башни, практически в луже (начало 60-х).

Отдельный маленький зал посвящен песне в кино, и там демонстрируют семь отрывков из фильмов:

1. Фильм Рене Клера Sous les toits de Paris (1930). Альбер Прежан поет для толпы посреди двора и одновременно делает знаки хорошенькой мадмуазели, чтобы та берегла свою сумочку, в которую залез вор.

2. Харизматичный Шарль Трене выступает с уличными музыкантами в фильме La Romance de Paris (1941).

3. Плачущая Фреэль подпевает собственной граммофонной записи в Pépé le Moko Жюльена Дювивье.

4. Оркестр Жака Элиана обещает гулякам кучу развлечений в фильме Pigalle - Saint Germain des Prés.

5. Позитивный Луис Мариано красит Эйфелеву башню; красивые съемки с высоты.

6. Начальные титры фильма Бертрана Тавернье Des enfants gâtés, поет неизвестный мне дуэт, слова Коссимона, музыка Филиппа Сарда.

7. Последние кадры фильма La Femme de l’aviateur, поет Ариэль Домбаль, слова и музыка Эрика Ромера.

В самом конце выставки, на первом этаже (основные экспонаты выставлены в подвальном помещении) - постеры и фотографии, программы «Олимпии» вплоть до начала 80-х (последняя - с Монтаном), буклет TNP "Греко-Брассенс". Меня заинтересовала программа «Олимпии» 1969 г., там на обложке имена артистов вписаны в лепестки ромашки: Дассен, Азнавур, Саша Дистель, Марсель Амон, Лайза Минелли, Мирей Матьё, Энрико Масиас, Клод Франсуа, Мари Лафоре.

В заключение добавлю, что если сама выставка уже прошла, то пока что еще доступен сайт, ей посвященный, где можно найти кучу информации и послушать множество песен, посвященных Парижу.

выставки, joe dassin, музыка, gainsbourg, кино

Previous post Next post
Up