Дж.Г. Грэй о добрых поступках и страхе

Jul 30, 2009 22:29

"В Китае, как и в более цивилизованных странах, существуют благотворительные учреждения. Тем не менее, нельзя сказать, что их открывают из свойственного благотворителям христианских стран благочестивого стремления к добровольной жертве. Для китайцев благотворительность - это скорее способ заслужить приязнь богов, чем свободный дар щедрых сердец.
Read more... )

народная религия, переводы, jhg, этика

Leave a comment

Comments 10

hoddion July 30 2009, 20:13:31 UTC
"Многие, представляя в качестве предлога попечение о бедных, кончают собственным своим обогащением. Не соревновать им надлежит, но, несомненно, даже бегать от них, как от грабителей, потому что усиливают нищету бедных, которую надлежало им уврачевать" (Исидор
Пелусиот - пресвитеру Кассию. Письма, 201).

Reply

mingqi July 30 2009, 20:32:23 UTC
Не только китайцы, конечно. Грэй скучал по родине и, наверное, от этого идеализировал её.

Reply


nimeo July 30 2009, 22:46:23 UTC
Interesno. About karma? 8)

Reply

mingqi July 31 2009, 05:25:37 UTC
Да, такое понимание некоторых особенностей системы карма-сансара; а буддийское сострадание - это уже не так популярно, поэтому здесь стоит тэг "народная религия", а не буддизм. Позвоните мне, когда будет минутка.

Reply


alexei_sf July 31 2009, 15:51:15 UTC
А мне порой приходилось слышать, что в проповеди христианской нравственности для китайцев нет ничего выдающегося. У них, мол, в обществе и так сильны морадьные традиции. По доктору Грею получается иначе.

Reply

mingqi July 31 2009, 17:31:08 UTC
Если бы все китайцы были, положим, хорошими конфуцианцами или даже хорошими буддистами (хоть когда-нибудь в истории!), им, наверное, было бы легче воспринять проповедь христианской нравственности. Но люди - это люди, одни немножко конфуцианцы, другие почти буддисты, третьи иногда даосы, четвёртые ни в сон, ни в чох не веруют, кроме, может быть, божества богатства или вредоносности числа "четыре". Вот с сыновней почтительностью что-то получилось, но и то активно разрушают уже девяносто лет. (Кстати, тот же архидиакон Грэй пишет: "Можно подумать, что, выполняя пятую заповедь, китайцы получили благо, даруемое Господом за ее соблюдение. Народу, позабывшему о самом Боге, но начертавшему Его заповедь в сердцах, возвеличившему и почитавшему эту заповедь народу, чей главный представитель проповедовал о ней с такой силой, Он продлил дни на данной ему земле").

Reply

alexei_sf July 31 2009, 23:58:19 UTC
Да, интересная мысль. Надо будет при случае почитать этого отца архидиакона. Если есть, подбросьте ссылочку.

Reply


moj_dorogoj August 3 2009, 17:02:01 UTC
Не верю ему. Обычное утверждение монотеизма через поиск недостатков у язычников. И даже обнаруживая достоинства последних - трактовка их в своем духе. Мол, они случайно выполнили (и перевыполнили- тоже случайно - нашу заповедь)- и как же наш Бог их за это наградил! Я много видел этого у евреев, ну и христиане не отстают. Европо-центристское высокомерие.
Моя покойная подруга - 85 летняя израильская художница на склоне лет ездила в Китай. Летела через Москву. Несмотря на 90 лет культурной революции, сравнение Москвы с Пекином было далеко в пользу последнего. Речь шла не о красоте городов, а о приветливости пекинцев и о неослабевающих попытках москвичей обмануть на старушку на деньги. Конечно, она могла быть субьективна, но не лжива. Ее отец эмигрировал из России, она родилась в Израиле: обе страны - чужие, но корни русские.

Reply

mingqi August 3 2009, 17:44:51 UTC
Да, высокомерие налицо. Единственное, что скажу, - Грэй хороший человек, это видно. Ограниченность, конечно, присутствует, но он был искренним и доброжелательным. Надо ещё учесть, что в Китае он провёл большую часть жизни и явно идеализировал родные места. И всё равно писал: "нравственная непоследовательность свойственна отнюдь не одним китайцам, и я боюсь, что иногда слишком акцентируют дурную сторону их характера, к чему применимо известное описание святым Павлом современных ему язычников, - как если бы ей не нашлось аналогии среди более просвещенных народов. Если бы уроженец Китайской империи, стремясь основательнее узнать англичан, познакомился с документами наших полицейских и прочих судов, со сделками, происходящими в так называемых «коммерческих кругах», и со скандалами в так называемом «обществе», вероятно, он представил бы своим соотечественникам на редкость односторонний и уничтожающий отчет об этой нации ( ... )

Reply

moj_dorogoj August 4 2009, 06:26:24 UTC
Может быть. Бизнес есть бизнес. Зохара рассказывала мне, что без какого-либо общего языка общалась с людьми, заходила вдома и квартиры. Понятно, что никто не совершенен, ни китайцы ни англичане. И замечание Грея, вами приведенное, повидимому предполагает, что знакомиться с великой британской нацией надо не через полицейских, преступников, светских людей (аристократию), буржуазию... Кто же остается? Крестьяне и духовенство. Думаю, и там можно было найти что угодно.
Конечно, тяжело жить на чужбине, да еще духовному лицу среди каждодневного напоминанию необязательности твоей религии для миллиардных масс...

Reply


Leave a comment

Up