"В Китае, как и в более цивилизованных странах, существуют благотворительные учреждения. Тем не менее, нельзя сказать, что их открывают из свойственного благотворителям христианских стран благочестивого стремления к добровольной жертве. Для китайцев благотворительность - это скорее способ заслужить приязнь богов, чем свободный дар щедрых сердец.
Иногда богатые люди тратят большие суммы на благотворительность, надеясь получить от императора титулы и почести. В 1872 году известный банкир по имени Ху Гуанъюн пожертвовал немало денег в пользу пострадавших от наводнения в Тяньцзине. За это император даровал ему титул и ранг провинциального казначея, а также пожаловал его родителей первым рангом знатности...
Но истина состоит в том, что, как правило, в китайцах мало сочувствия к тем, кто родился нищим или разорился, а также к слепым и поражённым любым другим телесным или душевным недугом. Они считают, что все эти люди серьёзно согрешили перед лицом богов в этой или в прошлой жизни.
В монастыре в горах Белых облаков я встретил монаха, страдавшего от дурной болезни. Он обратился ко мне за медицинской помощью, и его состояние возбудило мое живейшее сочувствие. Я уговаривал его уехать вместе со мной в Кантон, где я мог бы поручить его заботам доктора Керра из Миссионерской больницы. Услышав о моих намерениях, настоятель отвел меня в сторону и просил не проявлять доброты по отношению к человеку, который в прошлой жизни несомненно совершил какой-то чудовищный грех, за что и несет от богов заслуженное наказание.
Точно так же особому приговору богов приписывают смерть при необычных обстоятельствах. Во время бури, свирепствовавшей над Кантоном и его окрестностями 27 июля 1862 года, ветром разрушило дом, в котором жил один американский миссионер. К сожалению, этот джентльмен погиб в руинах. Когда его тело, извлеченное из-под обломков стен и балок, несли к кладбищу, от китайцев, стоявших в дверях своих домов, можно было слышать, что насильственная смерть покойного вызвана неуважением, с которым он говорил об одном из главных идолов города в своей проповеди предыдущим воскресеньем.
Во время грозы, случившейся в Кантоне 27 мая 1864 года, одного китайского лодочника, когда он плыл через реку с женой и детьми, убило молнией. Лодка была повреждена и стала тонуть. Оставшиеся в живых члены семьи уцепились за большую джонку с чаем чтобы спастись. Команда немедленно оттолкнула их в ярости, отказав в помощи семье, чей глава, по всей видимости, был святотатцем, навлекшим божественное наказание. Если бы трое американских джентльменов, бывших в то время на реке, не оказали бедной женщине и детям своевременную помощь, они утонули бы. Очевидно, китайцы не разделяют взгляды Минуция Феликса, который, защищая христианство, замечает: «Без разбора падают молнии; они ударяют безразлично в места священные и простые, поражают равно хороших и плохих людей».