В Елабуге со мной произошел довольно редкий и приятный случай. Познакомился с местным писателем, события произведений которого происходят в Елабуге. Примечательно, что за несколько минут до того музейный работник на вопрос «А кого посоветуете почитать из елабужских писателей?», категорично и авторитетно заявила - «Никого. Нет тут таких». А зря - ведь Дмитрий Иванович Стахеев не просто елабужанин, но еще и писатель всероссийского масштаба, правда, ныне незаслуженно забытый.
Д.И. Стахеев (1840-1918) имел достаточно сложную судьбу. Родился он в Елабуге и провел в ней детство в большой и богатой купеческой семье. Отец для формирования в нем торговых навыков в 15 лет отправил сына налаживать семейный бизнес в далекую Кяхту. Где поначалу все шло успешно, но повзрослев и поняв, что торговля это не его Дмитрий Стахеев женился против воли отца и бросил купеческое дело, за что был публично изгнан из семьи Стахеевых. И началась его разночинская жизнь в которой он всего добивался сам - начала земледельца на Амуре, потом учителя, мелкого чиновника, писателя, редактора на Кавказе и в Петербурге. Он был знаком со многими великими, но сменил массу мест работы, хотя никогда не оставлял писательства. Насыщенный жизненный опыт отразился в многочисленных произведениях. Умер в безызвестности в бурном 1918 г. в Алуште.
Стахеевы для Елабуги - фамилия знаковая, если не ключевая в истории города. Семья купцов Стахеевы, поднявшись на торговле зерном (а Елабуга стоит в центре достаточно благодатного зернового края низовий Вятки и Камы) благодаря предприимчивости к начале ХХ века создали один из крупнейших многоотраслевых торгово-промышленных холдингов с многомиллионным оборотом. И конечно не забывали о Елабуге. Одно время городским головой был Д.И. Стахеев - родной брат и полный тезка писателя, а также шурин художника И.И.Шишкина, который сложил массу своих средств в благоустройство города. Его жена в память о нем воздвигла красивейшее здание Елабужского педуниверситета (ныне филиала Привожского (Казанского) федерального университета). И теперь Д.И.Стахеев (купец) сидит памятником возле вуза, а рядом проходит улица Стахеевых. А брат его - писатель - забыт, хотя его книга издания 1991 г. случайно продавалась в музее. Мои попытки найти в продаже иные произведения писателя оказались тщетными. Ничего, кроме электронных вариантов дореволюционного собрания сочинений.
Прочитанные мною произведения Стахеева - романы «Обновленный храм» и «Избранник сердца», повесть «Искры под пеплом», несколько рассказов повестуют о широкой палитре жизни неуникальных героев, а просто людей из разных сословий пореформенной России. Конечно, больше всего внимания уделено купцам, но есть и мещане, и творческая интеллигенция, и крестьяне, и торговцы, и священники. Более всего автора интересуют тайны человеческих общественных взаимоотношнений и отношений в семье. Очень здорово и тонко прописаны в «Обновленном храме» и «Избраннике сердца» итоги недомолвок и самокопаний героев. Автор разворачивает весьма распространенную ситуацию когда из мелочного вопроса вместо простого его решения люди начинают в голове себе накручивать много чего лишнего, становятся подозрительными, не делятся проблемами друг с другом - в итоге мелочный вопрос из-за бурной деятельности в головах превращается в колоссальную проблему с весьма трагическими развязками и крушением семей, коллективов. А ведь всего то и надо было по доброму вначале решить вопрос. Сюжет насколько часто ныне встречается, что так и хочется многим знакомым дать почитать Стахеева. Прекрасен сюжет «Обновленного храма» в котором церковный староста и клир небольшой церкви из трех священников получили деньги на его реконструкцию и переругались.
Стахеев нелубочен и не догаматичен. Купцы его самодуры, купеческие сыны пьянь, народ невежественен и одновременно доверчив. Да и много разных людей, но в общем получается реальная живая картина народной жизни, а не то, что подчеркнуто красиво показывают нам в «Анне Карениной».
Особенно люблю читать именно художественные произведения (не путеводитель или документальные материалы) в тех местах, в которых происходят события романа или повести. Причем не просто сам факт присутствия в городе N героев, а так чтобы с описанием картины города, характера его жителей и встроенности повествования в бытописание жизни города или местности. Таковые книги достаточно редко встречаются. Уже несколько лет расспрашиваю о местных авторах сотрудников книжных магазинов и музеев разных городов - и все тщетно. Как правило, если и рекомендуют, то что-то типа исторического очерка. В этом отношении читать рассказ Д.И.Стахеева «Уездный город» на улицах или кафе Елабуги одно удовольствие, ибо виды старинного купеческого города середины XIX в. хорошо дошли до нашего XXI в. Можно сидеть на склоне у улицы Набережной и смотреть Тойму, Каму и закамские дали и читать, как здесь же сидели купцы и вели разговоры о благоустройстве города и делились городскими новостями. Благодаря таким книгам возникает преемственность событий и поколений, получается диалог сквозь десятилетия, остро ощущается время. Происходит включение тебя в большую культуру и большую истории России и конкретно этого города.
Так получается, что литературу ранее столетней давности знаешь только по произведениям пары десятков классиков. Открывая еще неизвестную книгу ощущаешь давление имени автора. Если она написана Чеховым, Гоголем или Достоевским, то надо внимательно читать, анализировать происходящее и т.д. Из-за заданного отношения к авторам порой невольно уходит собственно сюжет. И именно этим хорош Д.И.Стахеев. Он вероятно первый из встретившихся мне действительно крупных и талантливых писателей ХIХ - начала ХХ века, которого ранее не знал и при чтении романов и рассказов имя автора не довлело надо мной. Поскольку произведения его удивительно жизненны, наполнены бытовыми сюжетами с мягкой моралистикой, то жизнью героев проникаешься, проводишь параллели с настоящим временем. Возникает именно связь времен. Ты и герой. А автор с его большой жизнью и именем в стороне. И когда есть такая атмосфера в книге - она и есть лучшая художественная книга.