Казань и Свияжск: к истокам российского государства

Jan 22, 2013 18:51


Поездка в Казань и Свияжск прошла под тяжелым зимним серым небом и коротким январским днем, посему хороших фото ожидать не стоит. И мой рассказ будет скорее об ощущениях этого города и его роли в отечественной истории.



Казань и Свияжск. 03.01.2013 г.

Сопоставляя прочитанное и увиденное, можно сделать вывод об уникальной и ключевой роли Казани в отечественной истории и географии и именно это подвигает приезжать и стараться познавать этот город. Казань, как никакой другой отечественный город (кроме Москвы и Петербурга) имеет столько символизма и столичности в своем существовании. Быть может в моих сугубо личных умозаключениях есть определенные ошибки связанные с незнанием определенных аспектов истории, но я только приступаю к расшифровке судьбы Казани и прошу извинить, поправить и дополнить.

КАЗАНЬ

2 октября 1552 г. - день покорения Казани - ключевой переломное событие в истории Казани и России. Один из немногих дней древнейшей истории государства который известен точной датой, описаниями и цепочкой иных событий. Этот день ознаменовал кульминацию одного из наиболее крупных по отношению к масштабу самого государства и успешных в истории России национальных проектов с обширными геополитическими последствиями. Масштаб его сродни основанию Петербурга, оправки Гагарина в космос, строительству Трансиба или проведению олимпиады в Сочи. Вдвойне интересно, что это был первый общенациональный проект объединенных русских земель и проект не княжества, но Московского царства. Покорение Казани стало результатом слаженной работы и молитв десятков тысяч людей в течение нескольких лет направленных на достижение цели. Причем работа была не столько разрушительной (как в войнах), сколько созидательной. Русские впервые начали строить свою империю. Но для начала немного назад и о том, зачем собственно понадобилась Казань русским.

Если я все правильно понимаю, то Казань была основана примерно в 13-14 веках была небольшая крепость на северной окраине земель Волжских булгар, которые активно воевали с татаро-монголами и в конечном итоге были ими в гораздо большей мере ассимилированы. Русь жила в соседстве с Волжской Булгарией достаточно неспокойно и периодически обе стороны совершали грабительские набеги друг на друга.

Более-менее значимую роль Казань начала играть только когда Улу-Мухаммед в 1438 г. создал на руинах Золотой Орды Казанское ханство и сделал Казань столицей. Ханство которое можно воспринимать и как восстановление независимости Волжской Булгарии (ликвидацию иго) и как приемника Золотой Орды - казанскому хану Улу-Муххамеду московские князь платили таки дань. Его буйный нрав весьма и весьма испортил и без того плохие взаимоотношения централизующейся под Московским началом Северо-Восточной Руси и Среднего Поволжья. В 1439 г. Улу-Мухаммед сжег Нижний Новгород, сжег посады Москвы. В битве у Суздаля в 1445 г. разбил войско Василия II, который попал в плен. Единственный раз в истории России ее правитель оказался в плену и был отпущен под выкуп. Дети и внуки Улу-Мухаммеде переругались друг с другом и некоторые из них методично поддерживаемые Москвой фактически соглашались на протекторат со стороны Москвы. Сын Улу-Мухаммеда Касим основал Касимовское ханство. Вторая половина 15 в - начало 16 века - постоянная цепочка феодальные войн Москвы и Казани в которых, сложно отличить алчные набеги от отражения опасности. Но до Ивана Грозного эти войны носили тип взаимоотношений с Литвой или прибалтийскими государственными образованиями и не преследовали целью полного покорения Казани. Больше политическая игра с периодическими жестокостями в духе средневековья.

Возмужав и назвавшись царем Иван Грозный решил изменить отношение к Казани и ее покорить. Почему? - вероятно совокупность причин. Тут и набеги казанцев на восточные территории Руси надоели; и несговорчивость Казани на вассальное положение от Руси, и усиление мощи русского царства, которое завершило процесс консолидации русских земель; и приобретение нового статуса царства; и влияние византийского наследия, предполагающего всемерное распространение православия через создания православной империи, и участие в междуусобной татарской войне (на стороне русских войск выступали касимовские татары). В общем после 1550 г. к Казанским походам стали готовиться системно и результат явился.

2 октября 1552 г. - Казань пала. А уже 4 октября началось созидание. Был заложен кафедральный Благовещенский собор. Покоренный город стал преображаться под заявленной целью - символ торжества православия и выход его на всемирный простор. Историки оценивают население Казани перед его штурмом русскими в 20-30 тыс. человек, это значительно меньше чем в Москве, но достаточно много по средневековым меркам. Буквально сразу же оставшееся татарское население было выселено из города, а вселено до 7 тыс. русских - опять же исключительно крупный переселенческий проект.

Первым что сделало государство - оно символически закрепило землю и город за собой. В первые пять лет в Казани и Свияжске было основано и отстроено 5 монастырей, а всего в течение первых ста лет в Казани и окрестностях было основано 14 монастырей. Практически все они обрели каменные храмы, колокольни, башни, постройки и стены. 14 монастырей, в т.ч. 8 в самой Казани - огромная и беспрецедентная цифра для отечественной истории. Только Москва имела и имеет больше православных монастырей, чем Казань, но построены они были за более длительный срок. К 16-17 веку относится жизнедеятельности важных иерархов Русской православной церкви, которые начав в Казани вышли на всероссийский простор. Отдельные стали патриархами - Гурий, Гермоген, Адриан, Герман Казанский.



Рис. 1. Расположение православных монастырей в Казани, Свияжске и окрестностях (красным - действующие, синим - упраздненные и разрушенные). Сделано на основании Яндекс.карты

Одновременно в Казани начал возводиться каменный Кремль, хотя часть стен и башен были деревянными. Каменная крепость - это огромная роскошь для средневековья. К середине 16 века каменные кремли имели только Москва, Великий Новгород и Псков и еще около десятка городов.

Размах строительства и переселений, перепланирования Казани свидетельства - колоссального как бы сейчас сказали потока государственных инвестиций, беспрецедентного для XVI века (кроме развития Москвы).

Чего стоит только один город Свияжск, построенный 75-тысячами человек в течение 24 дней! И город в основных своих планировочных элементах почти полностью сохранился за 450 лет, что является уникальным памятником истории и градостроительства. Город-крепость и город-монастырь - Свияжск был и остается духовной твердыней, отгороженный водой от нерусского Татарстана. Примечательно, что все улицы нагорной части Свияжска имеют православные названия: Воскресенская, Спасская, Успенская, Троицкая, Сергиевская, Никольская и т.д. Иного подобного поселения в России не знаю.

Естественно такого объема капитальных вложений не могли себе позволить татары. Переустройство Казани во многом имело эффект. Казань и окрестности прочно вошли в состав Российской Империи и практически на протяжении всей ее дальнейшей истории были одним из наиболее спокойных уголков страны.

Еще больший эффект имело само взятие Казани. По большому счету именно с присоединение Казанского ханства начало строится многонациональной Российское государство-империя, коим наследником является Российская Федерация. До Казани Московское великое княжество было почти исключительно мононациональным государством, после - империей по типу византийской. И соответственно без Казани не может быть России. Она как Москва - город ключевой в ее истории и географии.

Взятие Казани открыло движение русским на восток и на юго-восток, который остановился только у Тихого океана, сделало Волгу рекой русской.

Получается, что Казань, как некую хранительницу идентичности России, век за веком сохраняли как русский город. И 400 лет до середины ХХ века Казань именно развивалась как русский город. Еще при Иване Грозном татар сселили на болотистой юго-западной окраине города, где они основали свои слободы. А до конца 18 века не давали им строить мечети. В конце 19 века - Казань - третий в современных границах России город Российской империи и по числу жителей и по числу русских. Татары составляли только 20% населения и были во многом русифицированы.

Казань была постоянно городом получавшей столичные атрибуты. Третий университет в России открыт именно в Казани в 1803 г., тут же среди первых были основаны театр, гимназия и прочие атрибуты центра образования и культуры. Казань всегда имела свою территориальную единицы под началом, начиная от Казанского приказа, потом Казанской губернии и т.д. Столь долго никакой другой город не выполнял роль столицы административной единицы первого ранга.

Создание Татарской АССР и активный приток сельского татарского населения в Казань вероятно во многом уменьшили ее столичный лоск, ибо советское наследие в городе не столь внушительно. Однако Татарская АССР и впоследствии Татарстан были выше среди прочих регионов Российской Федерации, что отчасти отражалось и на Казани. Современный строительный бум и создание выдающихся столичных зданий во многом подтверждает более высокое положение Казани на прочими городами-миллионерами. 
              Однако идеи Казани, как города-хранителя сущности России нанесен значительный ущерб всего одним объектом. Речь идет о строительстве мечети Кул-Шариф в Кремле. Построенная на руинах православного монастыря мечеть как кинжал в православном сердце города. Она настолько подавляет как Кремль, так и его окружение, что заслуживает как минимум ретуши на фотографиях, как максимум демонтажа. Построенная в отрыве от архитектурных традиций она несуразна, некрасива. Невозможно представить чтобы в глинобитной Казани 16 века были технологии способные создать столь крупное сооружение. Вполне можно допустить, чтобы для удовлетворения уязвленного самолюбия отдельных татар подобную мечеть можно было возвести где-нибудь в новом жилом районе или в Татарской слободе как многовековом центре татарской культуры, но строить ее в Кремле - это удар по русскому духу города. Наверно на это и были нацелены создатели Кул Шариф. При этом я выступаю за строительство новых и храмов и мечетей. Главное чтобы они были действительно нужны людям и они в них ходили. В новых жилых районах нужно строить мечети и храмы. В исторических районах если и строить, то очень аккуратные проекты. И Кул-Шариф плох не как мечеть ( культовое сооружение мусульман), а именно как уродливое здание, разрушающее ансамбль Казанского Кремля.

Другой идейный удар готовится в настоящие дни. На реконструируемой к Универсиаде-2013 привокзальной площади планируется установить памятник Улу-Мухаммеду. Поскольку поезда в Казань в основном прибывают из Москвы и с москвичами, то ничего более гениального чем то, чтобы они первым делом видели памятник человеку, ограбившему и сжегшему большую часть Москвы и многие другие русские города придумать нельзя. Необходимо отметить, что пока русских в Казани больше, чем татар на 1%. 48,6% и 47,5% соответственно. И это нарушает миф о многонациональности Казани и нахождении ее на стыке миров. Обычный двуэтничный город с явным доминированием русского языка и культуры.

В остальном Казани соразмерный живой российский город, где центральные улицы через руины старых зданий перерождаются в город XXI века. В ней приятно гулять и ощущать ее столичность. Казань впечатляет количеством новостроек многие из которых весьма приличного качества. Особое внимание заслуживает Дворец Земледельцев с комплексом жилых домов по улице Федоссевской, застройка улицы Петербургская с театром кукол «Экият», новые спортивные сооружения. Многочисленные руины на историческом центре поначалу расстраивают, а потом наоборот наблюдение за тем как за ними вырастает новый город свидетельствует об определенной преемственности городской жизни.

Казань как никакой другой город России похожа на Москву. И всюду видно соперничество со столицей России. Но именно соперничество с Москвой - кто старше, кто выше, кто столичней наверно главная ошибка. С Москвой не надо соперничать за статус столицы. Ибо это соперничество уже однажды погубило Казань и вряд ли Москва как центр моноцентричной империи потерпит другого претендента на свою роль.

Описанное выше - взгляд на город не казанца. И не исключаю, что мои тезисы могут быть опровергнуты. Но в одном уверен полностью - Казань город исключительный и заслуживает первых мест в листинге на посещение в России.

СВИЯЖСК

Свияжск образца зимы 2013 г. - это почти лубочный туристический объект. Один из наиболее чистых и опрятных поселений в России, с полностью реновированной средой. Над бывшим городом уже почти нет запаха руин, скорее стоит аромат новой краской и свежего дерева.

В 2008 г. к Свияжску, который к тому времени деградировал до состояния деревни в сотню жителей с неполным десятком полуразрушенных храмов провели дамбу и начался процесс перестройки поселения. Все улицы Свияжска обрели тротуары, уличные фонари, лавочки, красивые заборы. Большая часть сгнивших деревянных построек была удалена. Ключевые каменные здания восстановлены из руин. Для жителей сносимых домов отстроен комплекс симпатичных двухэтажных многоквартирных домов. Создан комплекс центральной площади. Отстроен речной вокзал. Открыты музеи.
Каждый крупный объект в Свияжск воостановлен за счет средств ведущих предприятий республики - КАМАЗа, ТАНЕКО, ЛУКОЙЛА, Вертолетного завода, Нижнекамскнефтехима и пр., о чем рассказывают таблички на зданиях. И такой способ восстановления нужно использовать в иных регионах.

Восстановлен внешний облик Успенского и Иоанна-Предтеченского монастыря. Создан туристический центр на месте хозяйственного двора Успенского монастыря. Вокруг все новое и возрождение Свияжска удивительно, но при этом есть ощущение древности места. И тем самым Свияжск один из немногих исторических поселений в России которое восставлено практически полностью и с европейским качеством. Частичная потеря аутентичности принесена в жертву качеству городской среды. И при всех оговорках жертва эта вполне оправдана. У нас много руинированных и запущенных городов, где сочетает ощущение старины и безысходности, а вот мест, где старина сочетается с будущим минимум. Прокручиваю в голове карту России и найти аналога не могу. Наиболее близким аналогом видится Мон-Сен-Мишель, но он во Франции.



Свияжск. Успенский монастырь



Свияжск. Вид внутреннего двора Успенского монастыря.



Свияжск. Успенский собор (1561 г.). Уникальный памятник сер. 16 в. Интересен полностью сохранившимися фресками, которые не были изменены при реформах церкви. В частности имеется фреска песьеголового святого Христофора. А также единственное прижизненное изображене Ивана Грозного дошедшее до наших дней.



Свияжск. Над входом в Никольский собор.



Свияжск. Успенский монастырь. Никольская церковь с 43-метровой колоконьней (1556 г.) - редкий пример сочетания храма и колокольни над ним.



Свияжск. Успенский монастырь. Палаты конца 17 в., прадва востановлены недавно практически из руин.



Свияжск. Музей истории и информационный указатель на трех языках. озволяет легко ориентироваться в городе.



Свияжск. Улица Успенская -  центральная.



Свияжск. Многие участки огорожены, избавлены от руин, но еще не заполнены зданиями.



Свияжск. Все улицы имеют фонарное освещение. Сразу создает уют месту несмотря на зимнюю пустоту и холод.



Свияжск. Комплекс новых жилых домов у Рождественской площади.



Свияжск. Рождественская площадь.



Свияжск. Вид на подгорную часть и речной вокзал.



Свияжск. Церковь Елены и Констанстина. Ныне единственная приходская в селе.



Свияжск. На церкви Елены и Константина табличка на трех языках рассказывает о ней и ее спонсоре "Лукойле"



Свияжск. Вид на Рождественскую площадь



Свияжск. Вид из кафе самым вкусным сметанником из 4-х попробованных в Татарстане на церковь Елены и Константина :)




Свияжск. ще два года назад это здание было в руинах.



Свияжск. Вид на Иоанно-Предтеченский монастырь и Спасскую улицу



Свияжск. На месте каждого разрушенного храма стоят кресты и памятные информационные стенды.



Свияжск. Комплекс Иоанно-Предтеченского монастыря.



Свияжск. Троицкая церковь (1551 г.) - самый старый православный храм с Среднем и Нижнем Поволжье и один из древнейших деревянных храмов в России. Единственный из сохранившихся построек 1551 г. в Свияжске.



Свияжск. Двери Скорбищенского собора (1906 г.)



Свияжск. В Иоанно-Предтеченском монастыре.



Свияжск.Геометрия.



Свияжск. Иоанно-Предтеченский монастырь



Свияжск. Несмотря на хмурый день в селе много туристов.



Свияжск. Туристический центр на Конном дворе.



Свияжск. Внутри Конного двора масса интерактивных площадок - к примеру кузница.



Свияжск. На Конном дворе детям привольно. Здесь вход и выход с остров-града.

Казань
Только несколько более-менее интересных фотографий нового





Казань. Дорец земледельцев (здание министерства сельского хозяйства) - наиболее помпезный новострой (2010 г.)



Казань. Дворец земледельцев. Внушительно и красиво. Мне нравится качество проработки деталей.



Казань. Дворец земледельцев и Кремль.



Казань. Дворец земледельцев. Вкусные детали.



Казань. Улица Федосеевская. Вид от Кремля



Казань. Комплекс жилых домов на улице Федосеевская рядом с Дворцом земледельцев.



Казань. А это типичный вид старой части города - стройки и стройки



Казань. Вид на северный берег озера Кабан и район Петербургской улицы



Казань. В Старотатарской слободе. Вероятно наиболее исторический вид. В напрочь перекопанном районе сложно найти приятные виды и места.



Казань. Так типично выглядит Старотатарская слобода



Казань. Восстановленная Суконная слобода и ретротрамвай и ухода в одноименную станцию метро.



Казань. Новое и старое



Казань. Театр Экият и ледяной городок перед ним.



Казань. Театр Экият открыт в 2011 г. и стал знаковой достопримечательностью города.



Казань. Вид от Экията - квинэссенция казанских видов.



Казань. Развлекательный комплекс "Туган-Авылым" - лубочная татарская деревня в центре города.



Казань. Комплекс строит среди современной застройки улицы Петербургской. В каждом домике кафе или иной объект общепита.



Казань. Старое здание театра "Экият" и ИТ-парк. В Казани чувствуется присутствие современных технологий и бизнес-парков.



Казань. Петербургская улица -  наиболее внушительный центральногородской урбанистический вид.

Знаковым местом Казаниявляетсямузей социалистического быта. чень люботытное место где мы провелитричасаностальгируяпосоветскомудетству.











Казань. Собор Петра и Павла. Самая красивая церковь города.



Казань. Церковь Петра и Павла - пирамида окон и крестов.



Казань. Церковь Петра и Павла - детали.



Казань. Благовещенский собор в Кремле (1552-56 гг.)



Казань. Благовещенский собор - мощен и фундаментален.

Как в любом хорошем городе в Казани осталось многое для следующих поездок - это и россыпь монастырей, и новые районы за рекой Казанкой, и некоторые музеи, и район Арского поля. В Свияжске нужно обязательно побывать летом, когда будет открыт Успенский собор  Так что Казань - до новых встречь!





Казань. Виды северного берега Казанки - новостройки Ново-Савинсковского района дают ощущение мегаполиса.




Свияжск. Вид с дамбы.До свидания дивный остров-град!


география, города, Республика Татарстан, фотографии

Previous post Next post
Up