Уголки Нижнего. Започаинье. ч.V Гремячая гора.

Jun 13, 2013 21:35

  Гремячая гора  это одна из гряды Дятловых гор, которые тянутся вдоль Оки в пределах Нижнего.Она расположена между набережной Федоровского http://milutkin.livejournal.com/58483.html и Гребешком (см. следующий пост). Гремячая гора получило свое название по ключу, который когда-то с шумом бил у ее подножья из-под земли и образовывал Гремячий ручей, который тоже сильно шумел (гремел). Сейчас Гремячий ручей заключен в трубу, а по оврагу, по которому он бежал проложен съезд, названный впоследствии Похвалинским.



По мнению Мельникова - Печерского на этой самой горе когда-то располагался Старый Нижний Новгород, в дальнейшем разрушенный оползнем и бесследно исчезнувший. К сожалению, эту гипотезу нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть - все стерло время.



В Нижегородском районе  города, на высокой горе, поднимающейся от правобережного конца Канавинского моста, находится маленький переулок - Гремячий. На первый взгляд он ничем не примечателен, но сколько интересных и трагических событий связано с этим местом. Немногие теперь знают, что площадь при въезде на Канавинский мост с Похвалинского съезда, а так же и гора над ней именовались некогда Гремячими. Сейчас название горы полностью утратилось, и только маленький, на десяток домов, переулочек напоминает нам своим именем о той катастрофе, которая произошла здесь более пяти веков тому назад.



Вот что сообщает легенда: «В Нижнем Новгороде под старым городком вверх по Оке реке была слобода на берегу Оки реки и Божьим соизволением грех наших ради человеческих оползла гора сверху над слободой и засыпало 150 дворов и с людьми и со всякой животиною».
     Дата оползня не указана, но он мог быть в 1445 году, когда неожиданно ушел со всем войском отсюда Улу-Мухаммед. Может быть, этот оползень и заставил уйти суеверных татар из опасного места.

Действительно, если посмотреть внимательно с Окской набережной на высокую гористую часть города, то можно ясно увидеть на участке от здания бывшего Казанского вокзала до начала улицы Рождественской огромную впадину по верхней линии гор, а внизу - земляную насыпь. Это и есть последствия огромного оползня. Масса земли с лесом и постройками со страшным треском и громом, как во время землетрясения, рухнула на слободу и стерла ее с лица земли.

Сейчас на самой вершине горы стоит отель "Азимут" (Бывшая гостиница "Нижегородская").



От нее открываются великолепные виды на Канавинский мост и лежащий у подножья горы, расположенный в "полугоре" Благовещенский монастырь.







Склоны горы и дорожки на них благоустроены.





Похвалинская церковь
В глубине жилой застройки, зажатая между современных домов, стоит стоит старинная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы.
История Похвалинского храма начинается еще в XVII веке. Церковь была деревянной, но после пожара в 1715 году храм был отстроен в камне. Особенно почитаемой нижегородцами святыней была икона Похвалы Пресвятой Богородицы, которая по преданию чудесным образом уцелела во время пожара.



Согласно тому же преданию, прихожанином именно этой церкви был Кузьма Минин. Он был похоронен на погосте Похвалинской церкви, и лишь впоследствии по повелению царя Алексея Михайловича его останки перенесли в Спасо-Преображенский собор. В советское время храм постигла участь большинства нижегородских церквей ― он был закрыт. В здании церкви располагалась типография и конструкторское бюро.



Новая история храма началась в 1998 году, когда здание было передано Русской Православной Церкви. Восстанавливали церковь всем миром ― сейчас, находясь в уютном, красивом храме, невозможно себе представить, каких усилий стоило его восстановление.



По названию церкви пошло и название  оврага, по которому протекал Гремячий ручей-Похвалинский овраг.

Похвалинский съезд


Среди запланированных в 1834 г. работ по благоустройству города была и прокладка Похвалинского съезда, получившего название от церкви “Похвалы Пресвятыя Богородицы”, которая стояла на горе в начале спуска к берегу по дну извилистого, глубокого Монастырского оврага. Съезд прокладывался для спуска без заезда в город потоков грузов, шедших с Муромско-Московского и Арзамасского трактов на Нижегородскую ярмарку. До начала ХIХ века нагорная часть здесь была застроена небольшими слободками, сгруппированными, как правило, возле церкви, двух ямских слобод, жандармской с конюшнями и манежем и небольших групп домов нижегородской голытьбы, разбросанных по крупным овражным склонам. Основную часть территории занимали заросшие бурьяном пустыри овраги и пеньково-канатные, смоляные купеческие заводы, отгороженные друг от друга вытянутыми на сотню метров заборами.



Изыскательские работы по проводке полотна съезда были выполнены к 17 декабря 1834 г. нижегородскими инженерами во главе с Т. Д. Готманом. В середине апреля 1835 г. проектные чертежи были рассмотрены департаменте проектов и смет в Петербурге, на их осуществление было выделено 254 712 руб. (и 27 096 руб.- на снос домов, находившихся в зоне работ).
     Выровненное, спланированное, восьмиметровой ширины полотно предполагалось выстлать булыжником и получить небольшие уклоны по сторонам для стока дождевых вод. Откосы оврага - подрезать и обложить дерном. По дну оврага некогда протекал ручей, а склоны изобиловали ключами, число которых могло увеличиться при земляных работах, и потому перерасход сумм предполагалось перекрыть за счет 10 процентов начисления смет.



Прорытие съезда включало в себя огромные по объему земляные работы, и потому требовалось по расчетам 2850 чернорабочих и 750 возчиков с лошадьми. Но такого количества найти не удалось, и указом губернатора привлекли солдат внутреннего гарнизона. Их оказалось недостаточно. Тогда из арестантов создали особую исправительную роту. Оплата их труда должна была осесть в карманы тюремного начальства, однако брать на себя обязанность надзора за ними при производстве работ Т. Д. Готман не желал и тотчас послал губернатору Бутурлину депешу: «Исправительная рота прислана была на работу 18-го числа сего месяца (сентября) по распоряжению ротного командира…. плата им производится такая же, как и вольным рабочим по 80 копеек на ассигнации в день; что же касается до принятия мер предотвращении могущих быть побегов или других беспорядков в городе, то я для сего не имею никаких средств»



Тюремные надзиратели также не желали рисковать, и опыт с массовым привлечением арестованных к работам не удался (небольшой же отряд арестантов находился на строительстве постоянно). Поэтому на сезон 1836 г. вновь были объявлены торги на отдачу подряда на производство работ, а в склонах оврага - спешно были срублены бараки для рабочих, цех-гауз - для инструментов.



Земля при прорытии Похвалинского и Зеленского съездов свозилась на берег, который тоже проектировалось выровнять, подсыпать и выстлать камнем на протяжении «от моста через Оку на ярмарку и до….Воровского перевоза» (сейчас там городской пляж).



Назначенный указом от 24 февраля 1836 г. производитель работ по Похвалинскому съезду и набережной Дмитриев тотчас начал организовывать инженерную защиту от грядущего весеннего паводка.
Деньги Дмитриеву выдали, и выложенная камнем часть Окской набережной была сохранена. А после освидетельствования состояние подсохших срезов Похвалинского съезда начались работы по всему полотну, но вскоре выяснилось, «что верхняя часть оного состоит из тонкого слоя глинистой земли остальная же часть до самого низу из слоев крепкой разнородной опоки, для колки коей необходимо употребить ломы….», что серьезно затормозило весь ход работ.



Только к концу 1838 г. Дмитриев доносил начальству, что главная выемка земли под полотно и откосы уже произведена, и что земляная работа продолжается для того, чтобы избежать влияние грунтовых вод. Всю работу он обещал закончить в начале будущего лета. Однако съезд не открыли для движения ни летом, ни в период ярмарки, ни даже по истечению всего 1839 г. Груженные товарами купеческие обозы потянулись с верхней части города к мосту через Оку только летом 1840 г., к началу ярмарочного торга.

Похвалинский элеватор
16 мая 1895 г. городская Дума утвердила проект строительства в Нижнем Новгороде двух фуникулеров (элеваторов). На фото видна оконечность плашкоутного моста, упиравшегося в здание электрической станции. Здесь на небольшой площади, называвшейся Гремячая, находились остановка трамвая и вход на Похвалинский элеватор.



Вагончики, рассчитанные на 20 пассажиров, поднимали людей по линии длиной 143 метра на кромку горы, на которой тогда находился Смирновский сад. Там в одном из самых живописных уголков нагорной части города находились многочисленные летние кафе и казино, где проматывали шальные деньги купцы и предприниматели, приезжавшие на Нижегородскую ярмарку.С другой стороны сада находилась конечная остановка трамвая, маршрут которого пролегал по улицам Похвалинской (ныне Заломова), далее по Малой Покровской и Большой Покровской. Примечательно, что линия была однопутной, а встречные вагоны расходились на специальных разъездах. Сейчас на месте Смирновского сада расположена гостиница «Азимут». Сам Похвалинский элеватор был закрыт в 1929 году, а позднее разобран.


Позже по Похвалинскому съезду проложили трамвайные пути, которые в 2005 году демонтировали, выровняв территорию под дорожное полотно, тем самым расширили проезжую часть автомобильной дороги.
Уголки Нижнего. Започаинье. ч. I Щепотный двор http://milutkin.livejournal.com/55555.html
Уголки Нижнего. Започаинье. ч. II Ильинская гора http://milutkin.livejournal.com/55900.html
Уголки Нижнего. Започаинье. ч. III Ильинская гора http://milutkin.livejournal.com/56298.html
Уголки Нижнего. Започаинье. ч. IV Верхняя набережная Оки http://milutkin.livejournal.com/58483.html (Новое)
Уголки Нижнего. Казанская площадь http://milutkin.livejournal.com/57353.html
Уголки Нижнего. Острожная площадь. ч.I Тюремный замок http://milutkin.livejournal.com/57606.html
Уголки Нижнего. Острожная площадь. ч.II  Народный дом и сквер http://milutkin.livejournal.com/58025.html
Уголки нижнего. Нижний базар ч.I Улица Рождественская http://milutkin.livejournal.com/58262.html (Новое)
Уголки нижнего. Нижний базар ч.II. Улица Рождественская http://milutkin.livejournal.com/58735.html (Новое)

история, Нижний Новгород

Previous post Next post
Up