Загадочная вилла. Часть 2

Jan 25, 2016 08:00



Первая часть здесь

Согласно венгерским источникам, 14 июня 1944 года по приказу Карла Пфеффер-Вильденбруха, командира и генерала войск СС и полиции, из виллы Хатвани были изьяты 225 полотен и 625 рисунков, немного позже по приказу подполковника СС, сотрудника гестапо Отто Адольфа Эйхмана в Германию были вывезены оставшиеся антикварные ценности.



Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр, в одном из нацистских тайников с шедеврами живописи
Долгое время предполагали, что вывезенные полотна и прочие ценности были спрятаны в старой шахте по добыче серебра в на чешско-немецкой границе в полутора часах езды от Дрездена.
В 2012 году 62-летний венский историк Буркхарт Лист (Burkhart List) сообщил, что к нему в руки попали документы из старого архива Вермахта, в которых рассказывалось о массовой перевозке произведений из коллекции Хатвани в две штольни где-то в Рудных горах (на границе Саксонии и Богемии). «В документах есть указание на то, что зимой 1944/1945 годов сюда прибыл таинственный груз из Будапешта под грифом высшей секретности. На одной из фотографий, сданных в архив, изображен Зонненхаус (Sonnenhaus) - большое здание, находящееся прямо перед входом в шахту Фортуна, где, как я считаю, и спрятаны произведения искусства. На снимке запечатлено много эсесовцев. С какой такой военной надобности нужно было их посылать на секретное задание в этот район? Единственным объяснением может быть то, что они перевозили произведения искусства в место с особым микроклиматом, идеальным для их хранения» - сообщал Буркхарт Лист. Поблизости от этих мест в настоящее время находится небольшой город Дойчнойдорф (Deutschneudorf). С разрешения мэра Ганса-Питера Хауштайна (Hans-Peter Haustein) историк Лист поместил внутри горы нейтронный генератор, с целью обнаружения ранее неизвестных полостей. Прибор установил, что на глубине почти 55 метров находятся некие пустоты рукотворного происхождения, отсутствующие на известных картах. Однако поиски не увенчались успехом.



Сокровища культуры из тайников Германа Геринга

Рудные горы не в первый раз привлекают охотников за сокровищами. В 2008 году здесь безуспешно пытались найти Янтарную комнату, которую, по версии некоторых ученых, нацисты спрятали в окрестных шахтах. Но пока что с находками в этих горах негусто: всего-то был обнаружен автомат, немецкий противогаз, пластичное взрывчатое вещество, ключ от какого-то (предположительно) сейфа, остатки военной формы и другие части военного обмундирования. Все это было найдено в 1998 году в одной из шахт. Примечательно в данном случае, что эта шахта была закрыта с 1882 года. Из многочисленных документов следует, что подразделение эсэсовцев действительно было в этом регионе в конце войны с неким секретным заданием.



Слева - шедевр из коллекции Хатвани: Поль Сезанн "Натюрморт с яблоками", справа - то же полотно на картине, которую написал сам Ференц Хатвани.

«Исследование истории венгерских художественных собраний, пострадавших в годы Второй мировой войны, находится в парадоксальном положении. С одной стороны, насильственное изъятие ценностей гитлеровцами довольно хорошо изучено и документировано. Хуже обстоит с материалами, касающимися перемещения венгерских ценностей в другие страны после завершения войны. С другой стороны, часть произведений, входящих в перечень венгерских утрат, давно обнаружена.
Однако при сопоставлении тех и других сведений обращают на себя внимание некоторые неувязки.
Художественные потери Венгрии, как и других стран Центральной Европы, огромны. Картины, скульптуры и другие произведения вывозились как из Национального художественного музея, так и из частных, преимущественно еврейских, собраний, среди которых были такие всемирно известные, как коллекции семьи Херцог, Ференца Хатвани, Морица Корнфельда.
...
В годы существования «народной демократии» в Венгрии официально было принято всю ответственность за реквизиции возлагать на нацистов, в первую очередь, на спецотряды Адольфа Эйхмана, которым после переворота и оккупации в 1944 г.
активно помогало правительство Салаши. Этим грабежам посвящены и специальные исследования. Однако многие в Венгрии уже тогда говорили о том, что после взятия Будапешта советскими войсками художественные ценности, хранившиеся в сейфах столичных банков, могли быть реквизированы вместе с прочими банковскими авуарами. В наиболее радикальном виде эту версию изложил венгерский исследователь Ласло Мравик. В 1998 г. он издал широко известный каталог утраченных венгерских ценностей, названный «Sacco di Budapest», по аналогии со знаменитым «Sacco di Roma» - разгромом Рима войсками императора Карла V в 1527 г. В обширном предисловии к каталогу Мравик прямо возлагает основную ответственность за понесенные утраты на «Советский Союз и его правопреемника», то есть Россию. Каталог содержит также ряд документов о вывозе ценностей из Будапешта.
Однако в каталоге Мравика не прослеживается судьба 151 венгерской картины и скульптур, оказавшихся на территории СССР, история перемещения которых была установлена.
Конечно, 151 работа из 80 тыс. предметов, заявленных в официальных списках,- капля в море. Но их судьба показательна и, возможно, свидетельствует, что не все так однозначно, как представляется Ласло Мравиком.
...
О конкретных перипетиях судьбы венгерских картин в первые послевоенные годы существуют разные устные и письменные свидетельства.
...
В начале июля 1966 г. два отставных офицера 49-й армии, живших в Горьком: полковник Б.А.Беликов и майор М.А.Чернышев - оставили письменные свидетельства директору Горьковского художественного музея. Приведем полностью записку М.А.Чернышева - самое важное из свидетельств о судьбе венгерских картин.
«Я, Чернышев Михаил Александрович, персональный пенсионер, проживающий в г. Горьком, <адрес>, во время войны служил в 49-й армии, в политотделе, в звании майор и прошел с ней путь от г. Рославля до р. Эльба, севернее Берлина. В 1945 г. 49-я армия была в августе передислоцирована в г. Горький и на ее базе здесь развернут Горьковский Военный округ.
Путь армии как во время боев, так и обратно к месту дислокации в г. Горьком проходил по территории Советского Союза, Польши и восточной части Германии. В г. Горький вместе с имуществом армии был доставлен груз, в числе которого были ящики с картинами и скульптурами, а также часть музыкальных инструментов. Всё это - картины, скульптуры и муз. инструменты были переданы Армией в дар городу Горькому. Распоряжение о передаче имущества отдал член Военного Совета Армии, в округе ставший членом Военного Совета Округа, генерал-лейтенант Сычев. Мне известно, что картины, и скульптуры, подаренные городу, были приняты на временное хранение Горьковским художественным музеем.
О том, каким образом оказались картины у Армии, мне точно не известно, но известно следующее. Командованию Армии из одной дивизии или какой-то части, входящей в Армию (какой части - не знаю), было сообщено, что в расположении этой части находятся упакованные в ящики картины и скульптуры. Армия стояла на территории Германии. Тогда Командованием Армии было отдано распоряжение захватить это бесхозное имущество, которое, очевидно, является награбленным гитлеровцами
имуществом и приготовленным им к эвакуации. Так имущество оказалось у Армии и вместе с ней прибыло в Горький, так как это было почти перед самой передислокацией в г. Горький.
Подпись. 8 июля 1966 г.»
В «Справке» Б.А.Беликова ничего не говорится о самих картинах, но уточняется, что штаб армии после победы находился в г. Райнеберге, особо подчеркивается, что армия никогда не была в Венгрии, а ее обратный путь проходил «по основным пунктам: Берлин, Белосток, Бобруйск, Борисов, Москва, Горький». Заметим, что Райнеберг находится не на Эльбе, а ближе к современной восточной границе Германии, в Мекленбурге.
Горьковское управление культуры пыталось навести более точные справки о маршруте передислокации армии в Горький, но безрезультатно: Архив МО СССР ответил только, что 24 августа 1945 г. полевое управление армии находился на марше в Белосток и что в апреле 1946 г. Горьковский военный округ был расформирован. «По какому маршруту Полевое управление 49 армии прибыло в г. Горький»,- сказано в архивной справке,- «не представляется возможным выяснить, т. к. заявки и планы перевозок жел. дор. грузов за 1945 г. уничтожены за истечением срока хранения».
Из «Каталога произведений изобразительного искусства из частных венгерских коллекций», Москва, 2003 год.

Согласно венгерским источникам, экспонаты из коллекции Хатвани попали в  в Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в Собрание Филипса в Вашингтоне, в лондонский Институт истории искусства Курто, в парижский музей д’Орсе. Несколько полотен, ранее принадлежавших венгерскому коллекционеру, сейчас находятся в ГМИИ имени Пушкина.
После ВМВ семья Хатвани провела очень кропотливую работу, составив полный каталог пропавших ценностей и начала попытки заново собрать утерянную коллекцию.
В 1962 году немецкому правительству был предъявлен иск от имени семьи Хатвани о возмещении нанесённого материального ущерба. В итоге Хатвани выплатили мизерную часть стоимости коллекции: 17,5 миллионов немецких марок (при оценке коллекции в 400 миллионов).

В 1998 году наследники Хатвани подали иск к венгерскому государству, Национальной галерее и Музею изобразительных искусств с заявлением о возвращении четырёх принадлежащих им полотен из разворованной коллекции. Судебное разбирательство длилось три года и не принесло семье Хатвани ничего, кроме судебных издержек, так как в 1973 году им уже была выплачена денежная компенсация (сумма неизвестна).



Одно из очень дорогих полотен коллекции Хатвани в Музее изобразительных искусств, Будапешт.
Гюстав Курбе "Борцы", 1853.

Продолжение здесь

возвращение культурных ценностей, венгерское изобразительное искусство, вилла Хатвани, реституция

Previous post Next post
Up